Темы: Кончина прекрасной Арабеллы. Родиону Щедрину – 80. Долгожданный «Трубадур». Вновь оперетта в Стасике. Владивостокская опера всё-таки откроется. «Дон Кихот» в Петербурге и Казани. Рождественский оперный форум в Минске.
10 декабря в Мюнстерлингене на швейцарском берегу Боденского озера на 94-м году жизни скончалась выдающаяся оперная дива Лиза делла Каза.
За этими сухими строчками – блистательная карьера обладательницы звонкого солнечного голоса, будто бы льющегося с небес. Яркое сочетание изящности стиля и мягкого артистизма, не отягощенного излишним драматизмом, выверенной фразировки со свободным полетом мелоса принесли артистке заслуженный успех в том репертуаре, который и требует такой огранки.
Моцарт и Рихард Штраус – вот ее суверенная территория, на которой она правила бал в духе гедонизма и служению искусству для искусства. Делла Каза с равным успехом была способна понравиться снобу и неофиту, не заморачивая голову ни тому, ни другому – и это высший класс! Издержки такого музицирования, те эстетические ограничения, которые сопутствуют ему, с лихвой перекрываются достоинствами. Кроме того от каждого следует ожидать лишь того, что он лучше всего может дать, оставляя иные достоинства другим.
Лиза делла Каза была красавицей. Один английский критик как-то сказал в духе Бернарда Шоу, что «на каждый ее концерт хорошо бы ходить дважды: один раз слушать, а второй только смотреть».
Желающих ознакомиться с основными вехами ее творческого пути, с ее репертуаром, который включал в себя отнюдь не только Моцарта и Штрауса, мы адресуем к словарной статье о певице, опубликованной в нашем журнале два года назад.
Выдающийся русский композитор Родион Щедрин отмечает 80-летие. И в таком почтенном возрасте маэстро весь в трудах: для открытия второй сцены Мариинского театра он пишет оперу "Левша", по признанию самого композитора, три четверти партитуры уже готовы. "Левша" после "Запечатленного ангела" и "Очарованного странника" станет третьей партитурой Щедрина, написанной на тексты Николая Лескова.
В начале декабря худрук Мариинки Валерий Гергиев рассказал, что театр планирует отметить юбилей Щедрина циклом мероприятий. Так, в Петербурге и Москве пройдут по два концерта, на которых прозвучат произведения композитора. Кроме того, состоится российская премьера монооперы Щедрина "Клеопатра и змея", которую уже исполняли в США и Австрии.
Первый тестовый акустический концерт на новой сцене Мариинский театр проведет 22 декабря. Официальное же открытие назначено на 1,2 и 3 мая. Через несколько лет после открытия второй сцены Мариинка приступит к реконструкции основной сцены.
Сегодня этот сложнейший шедевр Верди после многолетнего перерыва возвращается в репертуар московских театров. Последний раз на московской сцене «Трубадур» звучал в сезоне 1998-1999 годах в Большом театре (постановка 1972 года). В 2007-м опера появлялась в московской концертной афише: Валерий Полянский и его коллективы представляли её публике с участием Елены Панкратовой, Сергея Дробышевского и Андрея Батуркина.
К сожалению, и такое случается, заболел приглашенный певец Карло Вентре, который должен был исполнить партию Манрико в премьерном спектакле. Его заменит заслуженный артист России, народный артист Татарстана, солист Мариинского театра Ахмед Агади.
Первой премьерой 2013 года в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко станет оперетта Франца Легара "Веселая вдова". «"Гениальная, великолепная вещь", - по словам композитора Сергея Рахманинова. Оперетты на сцене Музыкального театра – это всегда настоящий музыкальный спектакль, "веселая опера". Для театра здесь важны неординарность режиссерского подхода, вкус и чувство меры, но самое главное – высокое музыкальное качество. Только так должно представлять публике лучшие образцы оперетты» - так сам театр анонсирует свою новую работу. Что ж, это очень хорошо, когда коллектив сам себе задает столь высокую планку! Хотелось бы и профильной «Московской оперетте» пожелать такого же подхода к творчеству.
Жанр оперетты занимает особое место в истории Музыкального театра. Именно с оперетты началась история одной из двух его составных частей, ибо первой постановкой театра Немировича-Данченко считается «Дочь Анго» Ш. Лекока, созданная Вл. И. Немировичем-Данченко с артистами музыкальной студии Художественного театра в 1920 г. Затем были "Перикола" и "Прекрасная Елена", "Корневильсике колокола", "Цыганский барон", "Нищий студент", последние 10 лет – "Летучая мышь". Не случайно и 150-летие со дня рождения Вл. И. Немировича-Данченко театр отметил Вечером классической оперетты.
Музыкальный руководитель маэстро Горелик давно зарекомендовал себя мастером работы в жанре оперетты, а вот режиссер Адольф Шапиро и художник Александр Шишкин впервые прикасаются к этому жанру, однако, за каждым из них – впечатляющая театральная биография.
Владивостокский театр оперы и балета, ставший притчей во языцех последних лет, строился в рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС, но к сроку открыт не был, с чем был связан грандиозный скандал, который подлил масла в огонь в скандал общероссийский – по поводу разворованных при подготовке к саммиту миллиардов. Тем не менее, по информации "Единой дирекции по строительству объектов на территории Приморского края", строительные работы театра оперы и балета будут окончены к концу 2012 года. В течение первого квартала 2013 года планируется проведение пуско-наладочных работ в театре.
В администрации края рассчитывают, что театральные постановки принесут многомиллионные доходы. В первые месяцы после его открытия театра оперы и балета они могут составить более 27,7 млн рублей. При этом для зрителей приобщение к высокому искусству обойдется всего в 300-400 рублей. В сентябре-декабре 2013 года на сцене театра планируется поставить оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", а также балеты "Лебединое озеро", "Кармен. Пахита" и "Щелкунчик".
Первыми постановками театра оперы и балета во Владивостоке станут классические произведения Чайковского, Бизе, Рахманинова, Пуччини и Верди, только после этого театр перейдет на современные - сочинения Берга, Шостаковича, Бриттена, Шнитке и Стравинского, сообщил РИА PrimaMedia художественный руководитель и главный дирижер театра Антон Лубченко. «Прежде всего, мы будем нарабатывать классический репертуар. Здесь мне придется слегка "наступить себе на горло" - я очень люблю современные постановки, оперу ХХ века, театральные сочинения Берга, Шостаковича, Бриттена, Шнитке и Стравинского. Но все эти "вкусные" вещи может себе позволить делать только тот театр, в котором уже идет весь классический, "золотой", репертуар. Поэтому, сначала я займусь "фундаментом"».
28 декабря 2012 г. на сцене Мариинского театра состоится очередная премьера: только что отзвучали финальные аккорды премьерных спектаклей вердиевского «Дона Карлоса», а петербуржцев уже ждёт сценическая версия оперы Жюля Массне "Дон Кихот". Над новым спектаклем сейчас работает международная команда постановщиков. На вопрос о концепции постановки режиссер и автор художественного оформления Яннис Коккос ответил, что "видит Дон Кихота воплощением абсолютной доброты, подобно князю Мышкину Федора Достоевского". Согласно режиссерскому замыслу, один из главных акцентов спектакля – карнавальная стихия, множество танцев и обилие многонаселенных массовых сцен, пишет www.mariinsky.ru. Спустя полтора месяца после петербургской премьеры солисты, артисты хора и оркестра Мариинского театра исполнят оперу Ж. Массне "Дон Кихот" в Казани. Это не первый визит прославленного коллектива в столицу Татарстана. В феврале 2012 г. в рамках юбилейного XXX Шаляпинского фестиваля Валерий Гергиев и труппа Мариинки представили в Казани премьеру оперы Р. Щедрина "Очарованный странник" (постановка А. Степанюка). "Героическая комедия в 5 действиях" по мотивам романа Мигеля Сервантеса никогда не ставилась в Казани – ни в советское время, ни до революции.
Сегодня в столице Белоруссии открывается III Минский международный Рождественский оперный форум. Он продлится до 23 декабря. В рамках нынешнего Рождественского оперного форума главный театр страны впервые будет принимать всемирно известный Международный конкурс певцов – исполнителей итальянской оперы «Competizione dell’Opera». Это единственное певческое состязание, участники которого представляют исключительно итальянский и италоязычный репертуар во всем его многообразии: от старинной музыки до музыки XX века.
Открывает форум премьера нынешнего сезона – национальная опера «Седая легенда» Дмитрия Смольского по одноименной повести Владимира Короткевича. Одну из ведущих партий исполнит солист Большого театра России Роман Муравицкий. Дирижер – главный дирижер Большого театра Белоруссии Виктор Плоскина.
18 декабря белорусские поклонники оперного искусства получат уникальную возможность увидеть постановку оперы "Зигфрид" Рихарда Вагнера в исполнении артистов Софийского национального театра оперы и балета. Опера, входящая в знаменитую тетралогию «Кольцо нибелунга», впервые будет представлена на белорусской сцене. Режиссер-постановщик болгарского «Зигфрида» - директор Софийского национального театра оперы и балета профессор Пламен Карталов. В спектакле примут участие солисты, хор и оркестр Софийского национального театра оперы и балета – всего более 130 артистов. Дирижер – Эрих Вехтер (Германия).
19 декабря Большой театр Беларуси представит зрителям новую редакцию оперы "Евгений Онегин" П.И.Чайковского, премьера которой состоялась в июне 2012 года. Главные партии в опере исполнят солисты Академии молодых певцов Мариинского театра Андрей Бондаренко (Онегин), Мария Баянкина (Татьяна), Дмитрий Воропаев (Ленский), Юлия Маточкина (Ольга). За дирижерским пультом – Михаил Синькевич (Мариинский театр).
20 декабря ведущие партии в новой редакции бессмертного шедевра Александра Бородина опере "Князь Игорь" исполнят ведущие солисты Большого театра России: Юрий Нечаев (Князь Игорь), Михаил Казаков (Кончак), Светлана Шилова (Кончаковна). Дирижер - Павел Сорокин (Большой театр России).
Завершится оперный форум 23 декабря гала-концертом звезд мировой оперной сцены с участием лучших оперных солистов из Белоруссии, Австрии, Азербайджана, Болгарии, Грузии, Италии, Литвы, России, Узбекистана, Украины, Чехии, Эстонии. Дирижеры – Андрей Галанов и Даниэль Монтане. Всего за время оперного форума театр примет около двухсот гостей, в том числе артистов, директоров оперных театров стран СНГ и зарубежья, музыкальных критиков.
Подготовили:
Евгений Цодоков — «Кончина прекрасной Арабеллы»,
Саша Скипетров — новости по материалам Рунета и пресс-релизам театров