Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Год Покровского завершается. Третья королева. Басы в Саратове и Москве. 3D-«Борис» в Самаре. Ринат Шахам в московской «Кармен». Современную оперу культивируют в Лондоне. Русская классика как объект «режоперы». Уникальная книга об опере.

Год Покровского завершается

Годовой театральный марафон, приуроченный к 100-летию со дня рождения основателя Камерного музыкально театра, великого оперного режиссера Бориса Александровича Покровского и 40-летию театра, завершится двумя показами гала-представления «Диалоги с Покровским» 23 и 24 января, которым год назад фестиваль открывался.

«Диалоги с Покровским» — это уникальный спектакль-приношение, рожденный в стенах театра по его законам и традициям, завещанным Борисом Александровичем. В его основу легли фрагменты лучших постановок Покровского, созданных на сцене Камерного театра — «Нос», «Ростовское действо», «Похождения повесы», «Дон Жуан, или Наказанный развратник», «Жизнь с идиотом» и др. Здесь можно услышать и «прямую речь» Бориса Александровича: в спектакль вошли видеофрагменты его интервью, в которых многие архивные кадры — уникальны. В гала-представлении также «оживают» страницы из книг режиссера. 23 января, в день рождения Покровского их будет читать народный артист России Сергей Юрский. Все это вместе должно создать ощущение живого диалога с Мастером. В представлении принимает участие вся труппа театра.

Фестиваль «Год Покровского», посвященный 100-летию со дня рождения великого оперного режиссера, основателя Камерного музыкального театра Бориса Александровича Покровского и 40-летию театра, продлился ровно год. Помимо гала-представления «Диалоги с Покровским», в его рамках было представлено 6 премьер: «Идоменей» В.А. Моцарта – Р. Штрауса (российская премьера), вечер одноактных опер В. Кобекина «Каприччио в черном и белом» («Шут и король», «Счастливый принц»), опера-поэма В. Рубина «Альбом Алисы», «Холстомер» В. Кобекина и «Альтист Данилов» А. Чайковского (мировые премьеры). В рамках юбилейного года в театре был создан музей Б. А. Покровского.

Третья королева

7 февраля на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится третий концерт фестиваля «Королевы оперы». После Джесси Норман и Марии Гулегиной перед московской публикой будет петь Хибла Герзмава.

В отличие от двух предыдущих концертов, казалось бы, интрига куда меньшая: Герзмава является штатной солисткой Стасика, её можно часто слышать в спектаклях родного театра. С другой стороны, две её старшие и более именитые коллеги – это, в сущности, уже вчерашний день оперы (Норман в большей степени, Гулегина – в меньшей), в то время как карьера Герзмавы в последние годы развивалась очень успешно, по нарастающей: певица дебютировала на крупнейших мировых сценах, её портрет сегодня украшает ни больше, ни меньше – фойе «Метрополитен-оперы», рядом с выдающимися певцами 19–20 веков. В рамках концерта Герзмава представит арии из опер западноевропейских композиторов вместе с итальянским дирижёром Марко Армильято.

Басы в Саратове и Москве

11 февраля в Саратове будет представлен совместный проект Благотворительного фонда "Таланты мира" и Саратовского театра оперы и балета "Парад лучших басов России". Концерт посвящен 140-летию со дня рождения Федора Шаляпина.

В программе "Парада" с участием оркестра театра оперы и балета под управлением Юрия Кочнева примут участие восемь известных басов: Владимир Верин, Виктор Григорьев (оба - Саратовский театр оперы и балета), Дмитрий Агеев (Национальная опера Украины, Национальная израильская опера), Михаил Светлов (Большой театр России, "Метрополитен-опера"), Михаил Гужов (Большой театр России, "Геликон-опера"), Андрей Фетисов ("Новая опера" им. Колобова), Денис Седов ("Метрополитен-опера", "Ла Скала").

13 февраля эта же программа будет представлена в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского.

3D-«Борис» в Самаре

В Самарском театре оперы и балеты состоялась премьера оперы Мусоргского «Борис Годунов». Это уже пятое обращение театра к этому шедевру русской музыки, начиная с 1931 года, когда эта опера прозвучала здесь впервые. Постановщики версии 2013 года: режиссер - Нина Чусова (Москва), дирижер - Виктор Куликов (Самара), художник - Павел Каплевич (Москва).

Хорошей традицией стало приглашение ведущих российских солистов. В этот раз партию Бориса Годунова исполнил Михаил Гужов. В роли Василия Шуйского - Михаил Губский.

По сообщениям волжских СМИ, уже с первых минут спектакля зритель испытывает восторг и удивление: он одновременно находится в оперном театре и в кинозале 3D. Церковные купола сменяются царскими палатами и аллеями панского замка. По грозному темному небу над Московией пролетают то птицы, то пепел военных пожарищ. Реальность такой визуализации событий далекого XVII века кроется не только в синтезе света и видео, но и в специальной ткани, из которой сделан занавес и все костюмы героев. Для "Бориса Годунова" было сшито 350 костюмов из пророщенной ткани, которую изобрел Павел Каплевич. Кройка историческая, украшения - фантазия самарских мастериц.

Эта сценография и костюмы, дополнившие великолепные голоса солистов и эпическую мощь хора предают классическому спектаклю ощущение новизны. Перед зрителем будто оживает книга-летопись, которую в своей полутемной келье писал старец Пимен.

Ринат Шахам в «Кармен»

24 и 26 января в Большом театре партию Кармен будет исполнять израильская певица Ринат Шахам. Она уже с успехом пела её в Михайловском театре Петербурга, после чего получила приглашение в Москву.

Ринат Шахам родилась в Хайфе. Музыкальное образование получила в Кёртисовском институте музыки в Филадельфии. Еще будучи студенткой, дебютировала на профессиональной сцене, исполнив партию Церлины («Дон Жуан» В. А. Моцарта) в Опере Филадельфии, где затем исполнила партии Шарлотты («Вертер» Ж. Массне) и Керубино («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта). В Нью-Йорк Сити опере и Опере Питтсбурга исполнила партию Церлины. В 2004 г. впервые исполнила партию Дорабеллы («Так поступают все женщины»; дирижер-постановщик Роберт Спано, режиссер-постановщик Джонатан Миллер) в Бруклинской академии музыки. В том же году впервые исполнила партию Бланш («Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка) в Нью-Йорк Сити опере.

Европейский дебют певицы состоялся в партии Дидоны («Дидона и Эней» Г. Перселла) на Оперном фестивале в Экс-ан-Провансе. Певица дебютировала в Берлинской государственной опере в партии Мелизанды («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси) под управлением Михаэля Гилена. Затем исполнила партию Керубино под управлением Даниэля Баренбойма и Дорабеллы под управлением Симоны Янг и Дана Эттингера. В 2004 г. дебютировала на Глайндборнском фестивале в партии Кармен. В 2007 г. снова выступила на фестивале в партии Дорабеллы.

В 2005 г. дебютировала в Токио в партии Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини). В 2006 г. дебютировала в Королевской опере «Ковент-Гарден» в партии Керубино (дирижер-постановщик Антонио Паппано, режиссер-постановщик Дэвид Мак-Викар). Эту партию также исполняла в Опере Ванкувера, Опере Флориды, Опере Пасифик и Нью-Йорк Сити опере.

В сезоне 2007/08 спела Кармен в Штутгарте и Новой Зеландии, Дорабеллу в Опере Флориды, дебютировала в Опере Валенсии в партии Керубино и в театре «Ла Скала» в партии Розины. В сезоне 2008/09 исполнила партию Дорабеллы на сцене Театра Елисейских полей. В сезоне 2010/11 дебютировала наЗальцбургском фестивале, исполнив «Шехеразаду» М. Равеля, Пажа («Саломея» Р. Штрауса) и исполнив «Летние ночи» Г. Берлиоза. В сезоне 2011/12 спела Золушку («Золушка» Ж. Массне) в театре «Ла Моннэ» (Брюссель) и дебютировала в России.

Партию Кармен исполняла в Римской опере, Опере Миннесоты, Опере Монреаля, Опере Флориды, Нью-Йорк Сити опере, Опере Штутгарта, Опере Ванкувера, Южной опере Новой Зеландии, Опере Австралии, Опере Кельна, Берлинской государственной опере, Опере Филадельфии, Театре Сан-Карлуш в Лиссабоне, Опере Гонконга, а также в Падуе, Катании, Баден-Бадене, с Канадской оперной компанией и с Новой Израильской оперой.

Современную оперу культивируют в Лондоне

Королевская Опера Великобритании заказала новые оперы четырем композиторам, предложив им ответить на несколько философских вопросов – «что занимает нас сегодня», «как мы можем позиционировать себя сегодня» и «каковы коллективные мифы нашего настоящего и будущего».

Кайя Саариахо, Марк-Энтони Тёрнейдж, Лука Франческони и Йорг Видман должны попытаться ответить на эти вопросы к 2020 году, когда их оперы будут поставлены в «Ковент-Гардене». Королевская Опера также сделала несколько заказов для постановки на основной сцене и камерной – в «Linbury Studio Theater» в рамках программы поддержки современной оперы.

В частности, австралийский композитор Бен Фрост должен написать оперу на сюжет романа Йена Бэнкса «Осиная фабрика» (ее поставят в «Linbury Studio» в сезоне 2013/14 гг.), Филип Гласс – оперу по роману Кафки «Процесс» («Linbury», 2014/15), Георг Фридрих Хаас – оперу по роману Йона Фоссе «Утро и вечер», основная сцена, 2015), Томас Эдес – оперу на сюжет фильма Бунюэля «Ангель-истребитель» (основная сцена, 2017), Унсук Чин – оперу на сюжет «Алисы в Зазеркалье» (2018/19).

Русская классика как объект «режоперы»

13 февраля в Баварской государственной опере состоится премьера оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» в первой авторской редакции 1870 года. Новую работу на сцене мюнхенского театра представит эпатажный испанский режиссёр Каликсто Биейто, чья репутация возмутителя оперных устоев широко известна. В прошлом сезоне он сделал в Мюнхене весьма противоречивую постановку «Фиделио» Л. Бетховена, вызвавшую большой резонанс в Германии и Европе и многочисленные споры.

На днях Биейто приступил к репетициям. Музыкальным руководителем является художественный лидер театра Кент Нагано. Среди участников постановки – украинский бас Александр Цымбалюк в заглавной партии, Пимена споёт именитый Анатолий Кочерга также с Украины, а Герхард Зигель предстанет в образе князя Шуйского. Задействованы и певцы из России: Варлаама исполнит знаменитый бас Большого театра Владимир Маторин, а Самозванца – солист Мариинского театра Сергей Скороходов.

Уникальная книга об опере

Наконец-то вышел второй том фундаментальной работы Михаила Мугинштейна «Хроники мировой оперы». В 2005 году вышел первый том этого фундаментального труда, в 2011-м — его электронная версия, и вот, наконец, долгожданный второй!

Восемь лет ушло на создание книжной энциклопедии, три года — на электронную версию. Причём это только на первый том! И вот — том второй. Всё тот же общий посыл и пафос: посвящённая 400-летию оперы, энциклопедия должна охватить 400 лет — 400 опер — 400 интерпретаторов. Но если первый том отразил два с половиной столетия (1600–1850 гг.), то второй — только полвека (1851—1900 гг.). Но! Это золотая пора жанра. «Никакие разговоры знатоков о мейнстриме не в силах помешать любви широкой публики: её кровь волнуют „Евгений Онегин“ и „Пиковая дама“, „Борис Годунов“ и „Царская невеста“, „Фауст“ и „Кармен“, „Травиата“ и „Аида“, „Богема“ и „Тоска“. Не случайно в оперных театрах разных стран добрую половину мирового репертуара (если не больше) составляют произведения этого периода», — уточняет М. Мугинштейн в предисловии ко второму тому.

80 опер, 33 композитора, 100 интерпретаторов (дирижёры, режиссёры, сценографы, певцы), тысячи спектаклей и записей, 1000 персонажей и партий, 4200 имён, 700 иллюстраций — таково содержание второго тома.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ