«Геркулес» покоряет Москву

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

Гендель в Москве – всё ещё экзотика, поэтому премьерный статус (впервые в России) исполнения «Геркулеса» в Концертном зале им. Чайковского особого значения для московского слушателя не имеет: любое произведение Генделя у нас – редкость. Тем более что и за пределами России эта оратория в трех частях звучит настолько эпизодически, что, кроме Будапешта, а теперь и Москвы, ни одна столица мира не может похвастать тем, что в последние годы слышала «Геркулеса» живьём. И если посмотреть на содержание этого произведения, то станет ясно, почему. Мифологический сюжет этой трехчастной оратории является предметом не только несметного количества «мыльных опер», но и большей части опер в прямом смысле этого слова, не говоря уж о «сюжетах» криминальных сводок: жена подозревает ту, что помоложе и покрасивее, и, желая восстановить гармонию в семье, становится причиной гибели собственного мужа.

Поскольку предыстория этой семейной драмы, включающей эпизоды зоофильного харрасмента, остаётся за рамками самой оратории, большая часть «Геркулеса» посвящена выяснению отношений между героями со всеми полагающимися ситуации скандалами, обвинениями и упрёками.

Вездесущий, как принято в серьёзной греческой драме, хор пытается придать внутрисемейному конфликту общественный резонанс, но удаётся ему это с трудом. И даже финальное сообщение о загробном размещении главного героя в пантеоне бессмертных на общее впечатление от сути конфликта не влияет: бытовуха она и есть бытовуха. И вот ты сидишь и под музыку изумительнейшей красоты слушаешь, как одна ополоумевшая дама истязает окружающих своими истериками. Ну, собственно, и всё. И если бы не музыка, живописная динамичность которой заставляет забыть обо всём на свете, включая то, о чём поют на сцене, то это произведение Генделя можно было бы спокойно не исполнять еще лет двести. И предложенная московская интерпретация «Геркулеса» стала лишним подтверждением того, что основная ценность музыкального произведения не в сюжете.

Оркестр Musica Viva сам по себе практически всегда гарантия высочайшего исполнительского уровня: этот коллектив не только знает и чувствует барочную стилистику, но и блестяще умеет её одухотворять. Звучание музыкантов под управлением англичанина Кристофера Мулдса отличалось не только лёгкой виртуозностью и технической слаженностью, но и какой-то искренней вовлеченностью и прочувствованностью. Исполнители непростых, как и положено в хорошей барочной мелодраме, партий проявили себя профессионалами высшей пробы, не только грамотно озвучивая нотный материал, но и наполняя характеры настоящим драматическим звучанием.

Как это ни странно, самым неубедительным мне показался исполнитель партии Геркулеса англичанин Айвон Ладлоу. Нет, вокально всё было добротно, но… как-то деревянно и бесцветно. Особенно в сценах, где Геракл радуется, переживает и психует: ну, вот не веришь и всё тут. На этом фоне прекрасная актёрская «подзвучка» своих партий других солистов казалась, возможно, даже более выпуклой, чем была на самом деле.

Шведское меццо Анн Халленберг, исполнившая партию несчастной супруги, погубившей собственного мужа, не всегда радовала полнокровностью звучания (середина у певицы мне показалась немного выхолощенной), но технически всё было прекрасно. А уж «партитура» мимики и жестов и вовсе украсили бы любое хорошее драматическое представление.

Её мнимая соперница – принцесса Иола – в исполнении британского сопрано Люси Кроу не уступала бедной Деянире в своей драматической убедительности, а в устойчивости морального облика и в вокальном мастерстве однозначно превосходила. Лёгкие фиоритуры, чистые «прозрачные» верха в сочетании с матово-золотистым окрасом тембра произвели неизгладимое впечатление.

Необычайно порадовал Олег Цыбулько, который своим приятным бархатным тембром, плотно сфокусированным в точный и сочный вокал, исполнил небольшую партию Жреца Юпитера.

Но самым неожиданным открытием стал для меня вокальный ансамбль INTRADA (художественный руководитель - Екатерина Антоненко), и особенно его женская группа: настолько собранным, слаженным и, вместе с тем, эмоциональным было выступление этого коллектива.

Если оценивать общекультурное значение состоявшейся российской премьеры, то, полагаю, для многих слушателей, эстетическое удовольствие от этого исполнения затмило познавательную ценность знакомства с этим раритетом Генделя. И в этой связи мне подумалось, что настоящее эмоциональное удовлетворение намного легче испытать от прослушивания малознакомых произведений, чем от растиражированных и запетых шлягеров, когда наше восприятие свободно от сформировавшихся звуковых образов и штампов, от навязанных звукозаписями образцов и эталонов. Наверное, именно ради одной этой радости непосредственных и свежих ощущений, а не ради энциклопедического расширения кругозора имеет смысл снова и снова обращаться к малознакомым и редко исполняемым произведениям классического наследия.

Иллюстрация:
Аннибале Карраччи. Выбор Геркулеса. 1596. Холст, масло. Неаполь, Музей Каподимонте

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Musica Viva

Коллективы

Геракл

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ