Академичный Реквием

Академичный Реквием
Специальный корреспондент

15 января 2013 года третьим пунктом в многодневной программе открывшегося IX Международного фестиваля «Крещенской недели» в московском театре «Новая опера» прозвучал Реквием Дж. Верди. В исполнении приняли участие солисты Эльвира Хохлова (сопрано), Анастасия Бибичева (меццо-сопрано), Максим Пастер (тенор), Тарас Штонда (бас), хор и оркестр театра «Новая опера», дирижер Ян Латам-Кёниг.

Великий оперный композитор Джузеппе Верди, невзирая на свои некоторые антиклерикальные мотивы в творчестве, много лет вынашивал идею написания Messa da Requiem. Впервые он задумался об этом после смерти Россини, однако полностью «Реквием» был закончен и исполнен в 1874 году, в годовщину смерти итальянского литератора и общественного деятеля Алессандро Мандзони, глубоко чтимого Верди и бывшего для композитора одним из непререкаемых личных духовных авторитетов.

Конечно, многое в музыке Реквиема у него получилось всецело оперным, причем, опирающимся на подходы не только самого Верди, но и достижения оперной композиции, вообще, в частности, ставшего к тому моменту законодателем оперных сцен Вагнера. И надо сказать, что и до, и после Реквиема Верди очень редко обращался к написанию религиозной музыки, оставаясь именно светским оперным композитором.

Что касается нынешнего исполнения в «Новой опере», начать надо с того, что, несмотря на все тренды последнего времени, оно было сугубо академическим, концертным, без каких-либо намеков на театрализацию. Не возьмусь сходу определить причину, но лично меня это уже само по себе почему-то порадовало. Реквием, пусть даже и написанный всецело оперным автором, - не место для шоу-эксперимента, а театральность самой музыки Верди надо доносить до слушателя музыкальными средствами.

Для хора и оркестра театра «Новая опера» «Крещенская неделя» (а в этом году она вся полностью посвящена только произведениям Верди в год его 200-летия) - это всегда не просто трудозатратный марафон, это и шанс проявиться в новом качестве, раскрыть новые грани мастерства за пределами накатанного репертуара. Следует признать, что «Реквием» Верди для оркестра и особенно хора оказался из числа таких шансов, отработанных добросовестно и на отлично. Хор стал основным инструментом передачи настроений и чувств, заложенных в музыке – бунта против слепого рока в лейтмотиве «Dies irae», светлой торжественности в «Sanctus», духовного очищения в финале. Конечно, случалось, что сопрано повизгивали, а басы, напротив, временами проваливались в какую-то туманную мглу, но это больше не претензия к данному конкретному хору, а скорее следствие самой партитуры – партии хора написаны в диапазоне солистов, поддерживать высокое качество звука рядовому певцу хора здесь сложно. И в целом, приходится признать, что хор и оркестр были подготовлены к выступлению значительно более основательно, чем солисты.

С солистами же дело обстояло следующим образом. Первоначально в программе была заявлена приглашенное сопрано Елена Евсеева, однако в вечер выступления вместо нее вышла штатная солистка «Новой оперы» Эльвира Хохлова. Певицу эту мы, безусловно, знаем и любим, но то ли времени на изучение партии и репетиции в силу замены у нее было слишком мало, то ли был, что называется, «не ее день», но удачной эта замена не стала. Совсем безобразного брака, разумеется, не было, стандарт выдержан, да были и плюсы – сам по себе приятный для слуха тембр, умение певицы уйти на парящие негромкие высокие ноты в ансамблях, внимательные вступления и снятия «по руке», следование дирижерскому замыслу. Но и минусы были тоже, в силу ли недоученности, невпетости или просто несоответствия голосу и специализации. Сначала появилась пара-тройка чуть заметных несмыканий наверху, сразу же исправленных и некритичных, потом в октавном дуэте с меццо случился уже более серьезный ляп той же природы, при этом низкие ноты звучали в каком-то полуразговорном режиме. А ведь впереди было еще «Libera me» – многозначительная смысловая точка всего Реквиема, на который певица собралась насколько могла, но ни о какой кульминации, ни о каком мощном катарсисе речи уже не шло. Больше было похоже на финиш полуживого марафонца, отдавшего дистанции всего себя и, к счастью, до финишной черты хотя бы не упавшего.

Нельзя назвать блестящим и выступление украинского баса Тараса Штонды. Типично славянский способ звукоизвлечения, широкий, размашистый, вероятно, мог бы быть хорош для соло в православных духовных песнопениях, возможно, для русской оперы, однозначно, в обработках народных песен, но вот для католической мессы итальянского композитора такой подход – совсем мимо цели, здесь нужна собранность. Впрочем, от баса в православной церковной музыке требуется совсем иная мощь, чистота, бархатистая глубина и сила, а ничего такого тоже не наблюдалось. И если к Хохловой были претензии по вокальной исполнительской части, но по образу и смыслу она в требуемую концепцию вписалась более чем правильно, то у Штонды случай обратный – вроде и ноты дозвучены от и до, а смысл исчез полностью. Впрочем, в отличие от других солистов-москвичей этот артист известен нам хуже, поэтому был ли оптимален пик вокальной формы певца в день концерта – тоже вопрос открытый.

У тенора Максима Пастера, исполнявшего, в общем-то, против других солистов менее сложно нагруженную партию, дела обстояли гораздо лучше. В теноровой партии тут есть по большому счету один единственный риск – не перекрыть плотнейший оркестр. К сожалению, в случае Пастера с его деликатной, мягкой манерой звукоизвлечения этот прогноз пару раз сбывался, звук либо тонул, либо становился не очень красивым ради того, чтобы не утонуть. Зато во всех остальных участках партии его проникновенная, мелодичная манера исполнения и аккуратное интонирование заставили слушателей тонко сопереживать музыке, хотя и трагической, но все же оставляющей надежду на спасение в вечности.

Меццо-сопрановая роль в Реквиеме Верди, напротив, колоссальна, и Анастасия Бибичева вынесла эту титаническую нагрузку в высшей степени стойко. По большому счету, из минусов у нее можно отметить разве что в отдельных местах вылезающую «сопрановость», для ее обычных оперных партий, возможно, даже полезную, но в квартете солистов в мессе ждешь все-таки более затемненного «альтово-виолончельного» звучания меццо, контраста с сопрано хочется более явного. Но это уже на самом деле придирки, не умаляющие огромного объема и высокого качества проделанной певицей работы. А так все было при ней в этот вечер – и широта диапазона, и способность перекрывать оркестр не силой криком, а разумным звукоизвлечением, и истинно вердиевский драматизм, и выносливость от начала и до конца.

К числу достойных высшей похвалы в этот вечер отнесем и дирижера Яна Латам-Кёнига. Помня, какой уровень творческой энергетики и самоотдачи демонстрирует обычно этот дирижер, логично было предположить, что в Реквиеме Верди маэстро отдаст приоритет драматичной и экспрессивной составляющей этой музыки. Интерпретация полностью подтвердила это предположение – вживаясь в музыку до конца, дирижируя не только жестом, но и самим своим дыханием, он создал максимум напряжения, высветил задуманные автором контрасты, но в то же время не позволил произведению распасться на отдельные номера, вылепив гигантскую музыкальную фигуру как единое целое.

В год 200-летия Верди нас ждут самые разноплановые обращения к его музыке, в том числе, вероятно, и к Реквиему. Данное исполнение в «Новой опере» запомнится дирижерской работой и (возможно, как следствие) академичностью интерпретации только музыки без шоу-компонентов. Будем надеяться на влияние положительного примера и на всех, кто идет следом.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новая Опера

Театры и фестивали

Ян Латам-Кёниг

Персоналии

Реквием

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ