Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: «Билли Бадд» наконец-то в России. Хворостовский отпраздновал юбилей в Москве. Объявился Московский молодёжный оперный дом. «Геликон» будет чествовать Вагнера. Памяти Галины Вишневской. Скандал на Урале. Шаляпинский фестиваль откроется «Аидой». Киевская Опера собирает своих. Оставят Рим с «Носом». Возрождение национальных традиций.

«Билли Бадд» наконец-то в России

24 января в Михайловском театре состоялась долгожданная премьера оперы Бенджамина Бриттена, которую театр приурочил к 100-летию композитора.

Несмотря на недавние скандалы и финансовые неурядицы, связанные с именем директора Михайловского Владимира Кехмана, премьера всё же состоялась.

"Почти во всех произведениях Бриттена в центре находится проблема вины, но в "Билле Бадде" эта тема звучит особенно остро, можно сказать, на уровне греческой трагедии. Для меня как режиссера воплотить эту идею в музыке и пластике — особый вызов", — рассказал постановщик спектакля Вилли Деккер.

В Петербурге Деккер представляет постановку, сделанную им для Венской оперы в 2001 году, которую он теперь воссоздал для Михайловского театра. Немецкий режиссер добавил, что ставит вторую версию оперы Бриттена, так как сам композитор признал первую версию композиционно несовершенной.

Режиссер отметил, что ряд изменений в петербургской постановке появился в результате естественных сложностей переноса старого спектакля на новую сцену. По его словам, сцена Михайловского театра оказалась несколько меньше в сравнении с теми площадками, где ранее ставил оперу Деккер.

Хворостовский отпраздновал юбилей в Москве

26 января Дмитрий Хворостовский отпраздновал своё 50-летие гала-концертом на сцене Кремлёвского дворца съездов. Знаменитый российский певец разделил успех с сопрано Барбарой Фриттоли из Италии, меццо-сопрано Екатериной Губановой, мексиканским тенором Рамоном Варгасом, басами, братьями Аскаром и Ильдаром Абдразаковыми. Участниками концерта "Хворостовский и друзья" стали также Российский национальный оркестр, маэстро Константин Орбелян и другие. Специальные гости программы - Академический большой хор "Мастера хорового пения", Симфонический оркестр Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, дирижер Алевтина Иоффе, группа "Кватро", Игорь Крутой. Композитор поздравил Дмитрия Хворостовского с 50-летием и поблагодарил за счастливые мгновенья совместного творчества.

Открылся вечер "Патриотической песней" из оперы "Иван Сусанин" Михаила Глинки. Юбилейную программу украсили шедевры мирового оперного искусства, в том числе, Джузеппе Верди, 200-летие со дня рождения которого широко отмечается в этом году. В исполнении Рамона Варгаса прозвучала ария Ленского из оперы "Евгений Онегин" Петра Чайковского. В финале знаменитые артисты спели популярную советскую песню "Подмосковные вечера" Василия Соловьева-Седого и Михаила Матусовского, а на бис неаполитанскую "Скажите, девушки, подружке вашей".

Объявился Московский молодёжный оперный дом

В российской столице появился ещё один оперный театр-студия с весьма претенциозным названием. Молодёжный коллектив дал свой первый спектакль в день всех студентов 25 января на сцене Светлановского зала ММДМ. Для дебюта была выбрана «Свадьба Фигаро» Моцарта – опера, часто играемая в консерваторских студиях.

Режиссёром выступил Денис Азаров. Среди исполнителей только один маститый – солист «Геликон-оперы» Дмитрий Овчинников. Все остальные – выпускники и студенты Академии хорового искусства имени Виктора Попова, при которой, собственно, и учредили новую оперную студию.

«Геликон» будет чествовать Вагнера

«Главная задача российских музыкальных театров в 2013 году – достойно отметить 200-летие Рихарда Вагнера», - считает художественный руководитель московского «Геликона» Дмитрий Бертман. В прошлом сезоне «Геликон» уже ставил Вагнера: осуществил российскую премьеру единственной комической оперы композитора «Запрет на любовь». В год юбилея театр посвящает композитору спектакль «www.Nibelungopera.ru», который получил название в честь самого грандиозного творения немецкого гения – тетралогии «Кольцо нибелунга».

Доменное имя первого уровня «ru» в названии символизирует, что это наш, русский Вагнер. А сценическое оформление подчёркивает, что это Вагнер современный, и в наше время девы-валькирии наверняка предпочли бы своим крылатым коням какое-нибудь более комфортабельное средство передвижения. В спектакль вошли вокальные и симфонические фрагменты из всех тринадцати опер Р. Вагнера, включая редкие («Феи», «Риенци», «Запрет на любовь», «Парсифаль» и др). В основном, это финалы опер, в которых страсти германских богов и легендарных рыцарей достигают нечеловеческой мощи. К вагнеровским высотам солисты, хор и оркестр «Геликона» воспаряют под руководством режиссёра Дмитрия Бертмана, дирижёра Владимира Понькина и хореографа Эдвальда Смирнова. Премьера назначена на 27 февраля 2013 года. Премьерная серия продлится до 3 марта.

Памяти Галины Вишневской

28 января в Концертном зале имени П.И. Чайковского выступят лауреаты Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской и «Operalia» под руководством Пласидо Доминго.

По первоначальной идее, этот концерт должен был состояться в честь юбилея Центра оперного пения Галины Вишневской, торжественное открытие которого состоялось в 2002 году. Однако после ухода из жизни Галины Павловны юбилейные торжества отошли на второй план: свое выступление участники концерта посвящают памяти замечательной русской оперной певицы, основателя и художественного руководителя Центра.

В музыкальном приношении в зале имени П. И. Чайковского будут участвовать лауреаты конкурсов, носящих имена двух великих певцов - Галины Вишневской и Пласидо Доминго. За дирижерский пульт оркестра "Русская филармония"  встанет Ярослав Ткаленко.

Скандал на Урале

Отреставрированный к столетнему юбилею Екатеринбургский театр оперы и балета переживает не лучший эпизод в своей истории: его здание разрушается. О выявившемся через три месяца после завершения реставрационных работ браке заявляли в Екатеринбургском художественном фонде. Сотрудники организации обнаружили, что на фасаде образуются трещины и шелушения, а также отваливаются куски. 
 Все выявленные ошибки строителей при реставрации Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета будут устранены. Об этом заявил министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Алексей Пьянков, комментируя заявление Екатеринбургского художественного фонда о выявленных недостатках в реконструкции здания. 


Шаляпинский фестиваль откроется «Аидой»

Спектакль "Аида" откроет 31-й Международный оперный фестиваль имени Шаляпина в Казани 1 февраля. Музыкальный мемориал, посвященный 140-летию со дня рождения великого земляка Федора Ивановича Шаляпина, по традиции проводится на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

В целом драма "Аида", по словам режиссёра Юрия Александрова, будет отличаться "строгой, классической постановкой, в рамках, задуманных композитором". Верди в "Аиде" искал восточные обороты, и переводить действие оперы в Чечню, или Московию – значит противоречить законам музыки, считает он. Казанцы и их гости увидят на сцене Египет времен владычества фараонов.

"Это будет психологическая дама, а не концерт в исторических костюмах", - подчеркнул Александров. Он доволен, что работает совместно с художником Виктором Герасименко из московской "Новой оперы". "Декорации Герасименко - это подлинный Египет", - отмечает режиссер. На сцене появятся величественные египетские храмы, огромные статуи богов, лодки, плывущие по Нилу. В цехах театра заканчивают шить 170 нарядов, десятки сандалий и шлемы для военачальников в египетском стиле.

В спектакле заняты Михаил Казаков из Большого театра Москвы, Екатерина Шиманович и Ахмед Агади из Мариинского, а также солисты из Германии, Италии, Украины.

Киевская Опера собирает своих

Первая декада февраля в Национальной опере Украины пройдет "под знаменем" временного возвращения на родные подмостки знаменитых украинских исполнителей, которые в последние годы стали частью мировой музыкальной культуры: в репертуарных спектаклях театра примут участие Ольга Микитенко, Валентин Пивоваров, Мариан Талаба, Олег Кулько.

Все эти певцы уже сделали карьеру — кто в Европе, кто в России. Например, тенор Мариан Талаба стал солистом Венской государственной оперы. Любимая украинцами Ольга Микитенко сегодня поет в немецком «Aalto Theater» в Эссене. Бас Валентин Пивоваров — солист театров в Мариборе (Словения) и Сант-Галлене (Швейцария). А Народный артист России тенор Олег Кулько выступает в Большом театре России и на мировых сценах.

Украина помнит своих "блуждающих звезд", а потому ждет их участия в спектаклях февральского репертуара Национальной оперы. Мариан Талаба предстанет в партии Хозе, Ольга Микитенко – в партии Виолетты. Партию Гремина исполнит Валентин Пивоваров, Калафа – Олег Кулько. Также ведутся переговоры относительно участия Пивоварова в самой последней постановке театра, премьера которой состоялась летом 2012 года – в опере Дж.Верди "Дон Карлос" (партия Великого Инквизитора).

Оставят Рим с «Носом»

Знаменитая опера Дмитрий Шостаковича «Нос» на днях предстанет перед итальянской публикой – новую постановку шедевра русской музыки сделала Римская Опера. Нечасто обращаются итальянские театры к русской опере, но такой опыт вообще уникален: в отличие от классических опусов Чайковского или Мусоргского язык «Носа» сложен для исполнения и восприятия и спустя много десятилетий после мировой премьеры. Поэтому, такой шаг итальянского театра по праву может быть назван героическим.

Одно из самых авангардных произведений оперного репертуара 1-й половины 20 века звучит на русском языке. Русский колорит на римскую цену перенесла международная команда: немецкий режиссер Петер Штайн, аргентинский дирижер Алехо Перес, многие исполнители – певцы российских театров. Некоторые имеют опыт встречи с этой оперой, как, например, Ирина Алексеенко из Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского, другие встречаются с оперой впервые.

До сих пор «Нос» шел в Риме один единственный раз в 1967 году в постановке великого Эдуардо де Филиппо. Это крайне сложное произведение, сочетающее сюрреалистический гоголевский сюжет с инновационной экспериментальной музыкой Шостаковича, которую он написал в возрасте 21-го года. Аргентинец Перес хорошо знаком с русским репертуаром и не в первый раз дирижирует произведениями Шостаковича. По его словам, «музыка Шостаковича такая богатая и насыщенная, он потрясающе пользуется гротеском. Интерес к русской культуре у меня с детства, в юношестве я учил русский язык и сейчас много занимаюсь русским репертуаром, с которым у меня нужная «химия».

Возрождение национальных традиций

В Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы "Асли и Керем" выдающегося азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли (Гаджибекова). Эта опера входит в сокровищницу национального оперного искусства и была впервые показана на сцене Бакинского театра оперы и балета 18 мая 1912 года.

Возрождение оперы Гаджибейли (на сюжет одноимённого ашугского дастана) после 25-летнего перерыва вызвала большой интерес у общественности страны и собрала большую зрительскую аудиторию. Основная задача новой постановки, которую поставили перед собой руководство театра и создатели спектакля – максимально приблизить сценографию оперы к оригиналу, к тому видению, замыслу, которым исходил сам композитор.

Долгожданная премьера на сцене Театра оперы и балета была восторженно встречена зрительным залом, стала замечательным подарком для любителей мугамного искусства и ярким событием в творческой деятельности театра. Главные партии исполнили молодые вокалисты. Музыкальный руководитель и дирижер спектакля - Севиль Гаджиева, режиссер-постановщик - Хафиз Гулиев, художник - Юсиф Бабаев.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ