200-летие со дня рождения Джузеппе Верди, которое отмечается в наступившем году, закономерно не могло обойти стороной и Симфоническую капеллу России Валерия Полянского: в этом сезоне свой фирменный филармонический абонемент на сцене Концертного зала имени Чайковского в Москве она заявила полностью вердиевским. Абонемент капеллы получил красивое называние «Vivat Verdi!»: его открыл «Бал-маскарад», а весной прозвучат «Аида» и «Отелло». Особый энтузиазм вызвало обращение именно к «Балу-маскараду», хотя заявленный состав солистов и вызвал множество вопросов и предварительных «критических раздумий». Именно они каждый раз и являются тем самым камнем преткновения для посещения любой оперы, которую представляет капелла.
На московском исполнении, как обычно для проектов капеллы, мировых звезд не наблюдалось, однако в его позитив можно записать партию Ульрики, которую стилистически точно и на редкость впечатляюще в эмоционально-психологическом отношении исполнила солистка театра «Геликон-Опера» Лариса Костюк.
Если сосредоточиться на любовном треугольнике главных персонажей, то есть на Ричарде, Амелии и Ренато, то в лице певцов Олега Долгова, Елены Евсеевой и Андрея Батуркина слушатель встречается с трактовками, что называется, грубого помола, плакатно-ходульными «вокально-силовыми» портретами, лишенными чувственных нюансов, психологической глубины, обнаружившими массу тесситурных и интонационно-фразировочных проблем и, главное, абсолютную неспособность звучания на mezza voce! В голосе Елены Евсеевой на сегодняшний день отчетливо «просматриваются» всего лишь две краски – стенобитные forte и еле слышные piano, к тому же исполнительница явно испытывает проблемы с пропеванием фраз на широком дыхании, стремительно бросая их без всякого «тормозного пути». Примерно такого же рода эрзацами предстают и трактовки ролей Ричарда и Ренато.
Партию Ренато Андрей Батуркин изо всех сил всё же старается петь культурно и оставаться в рамках вердиевского стиля, но, увы, его природных лирических данных для масштаба этой роли явно недостаточно, поэтому певец и вынужден постоянно форсировать – просто напасть какая-то! Олег Долгов совершенно откровенно поет не так, как надо, а как ему удобно, смещая все мыслимые и не мыслимые акценты, применяя интонационные атаки-кульминации в «совершенно не отведенных для этого местах» и напрочь забывая о кантилене и благородстве звучания. Лишь оркестр, хор и дирижер не забывают ни о чем, ясно представляя, что исполняют они оперу. Но без достойных солистов восторга от этого вида музыкального искусства быть, конечно же, не может. Пусть сей абонемент и назван «Vivat Verdi!», это ровным счетом ничего не меняет…
Концертный зал имени Чайковского
Театры и фестивали
Персоналии
Коллективы
Произведения