Милосердие не зацепило

«Милосердие Тита» в Мет

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

Поскольку Моцарт – «наше всё», то и говорить о «Милосердии Тита» принято уважительно: партитура, созданная за 18 дней, изобилует вокальными красотами и мелодийным изяществом. Ну, и всё, собственно. О чём эта опера? Да, в сущности, ни о чём. Главная героиня с чисто женской непосредственностью претендует на престол в стиле «сама придумала – сама обиделась». Уж с чего она там себе решила, что её на престол кто-то пустит, но вот хочется даме и – всё тут. А дальше – мозг на полку и – понеслось: заговоры, интриги, манипуляции любящим, но не сильно любимым… Потом перед лицом угрызений совести – раскаяние и общая радость. В целом позитивно, но слишком уж мело-не-драматично. Плохие герои недостаточно плохи, хорошие слишком хороши. Конечно, в жизни и не такое бывает, но страсти и красок всему происходящему почему-то недостаёт.

Интересно, что и постановка Жана-Пьера Поннеля, идущая в «Метрополитен-опере», отличается изысканной едва ли не монохромностью оформления, естественной безыскусностью мизансцен и медитативной углубленностью во внутренний мир героев.

По этой причине «Милосердие», и без того напоминающее ораторию, выглядит статично. Некоторую радость узнавания обеспечивает наличие в музыке «слишком большого количества нот» из других произведений Моцарта и, безусловно, работа артистов.

Элина Гаранча, как и всегда, чисто, местами сочно, местами суховато исполнила партию друга-предателя Секста и вызывала нешуточный энтузиазм зала.

Барбара Фриттоли, как и везде, показала в партии истероидной Вителлии, претендующей на престол, красивые пиано, изящные межрегистровые переходы, чуть сипловатые фиоритуры, несмыкание связок на открытых гласных и несколько натужные верха. Суммарно – неплохо. Детально – лучше не разбирать, ибо образ получился именно таким, каким и должен был получиться, не в последнюю очередь благодаря вокалу.

Кейт Линдси в партии Анния неожиданно понравилась: я даже и забыл, что не очень-то и сильно её люблю. Сегодня певица продемонстрировала красивый тембр и чистые верха.

Единственный мужчина в этом дамском ансамбле – Джузеппе Фильянотти – озвучил партию Тита точным, но малоподвижным голосом: вроде бы все ноты на месте, но голос не парит, не льётся, а будто выкладывается каждой фразой, как товар на прилавке. Но это впечатление уже сугубо субъективно и не в последнюю очередь связано с тем, что певец несколько раз ощутимо расходился с оркестром. Кстати, несмотря на это, оркестр под управлением Гарри Бикета стал, пожалуй, самым безупречным участником представления.

И вот всё вроде бы как надо, но всё будто само по себе: монолитного впечатления полноценного театрального действа эта роскошная опера Моцарта не производит. Порой я ловил себя на мысли, что в этом произведении все компоненты как-то слишком самодостаточны: текст либретто – сам по себе, музыка – сама по себе, вокальные изыски и инструментальные красоты – тоже «как на заказ»: высококлассная выделка есть, а за душу не цепляет. Известно, что Моцарт получил хорошее вознаграждение за это произведение, написанное «по случаю» и, видимо, не сильно по велению сердца. Вряд ли мы можем судить о том, с каким сердцем Моцарт работал над этим важным заказом, отвлекавшим его от обожаемой «Волшебной флейты». Может ли гений создать хорошее произведение, не вкладывая в него душу? Конечно. Сможем ли мы разглядеть и расслышать в таком произведении художественное совершенство? У меня вот не получилось.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Метрополитен-опера

Театры и фестивали

Милосердие Тита

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ