28 января в Концертном зале имени Чайковского прошёл концерт, посвящённый памяти великой русской певицы Галины Павловны Вишневской. Первоначально он планировался как праздничное мероприятие к десятилетнему юбилею Центра оперного пения Вишневской, но трагические события декабря прошлого года изменили его формат.
О мемориальном характере концерта было заявлено лишь в самом начале, и то – как о концерте-посвящении. Ни слова о смерти: Вишневская жива в нашей памяти, в своих делах, в своих учениках. В фойе зала публике демонстрировали большой экпозиционный стенд-раскладушку с многочисленными фотографиями, на которых Галина Павловна – в своих знаменитых образах, с великими соратниками по искусству – Шостаковичем, Бриттеном, Лемешевым, Ростроповичем.
Концерт в двух отделениях представил столичной публике победителей конкурса Вишневской разных лет. Изначально он был заявлен как концерт лауреатов двух конкурсов – ожидались гости из Европы, победители «Опералии» Пласидо Доминго – давнего друга и партёра по сцене Галины Вишневской. Но, к большому сожалению, румын Стефан Поп и испанка Ауксилиадора Толедано до Москвы не доехали и «операльная» инъекция не состоялась. Таким образом, мы услышали певцов, которых давно и хорошо знаем, – за редким исключением, когда в ансамблевых номерах выступили нынешние студенты Центра Вишневской (сопрано Альбина Файрузова и меццо Любовь Молина).
…Казалось бы, ещё вчера Зал Чайковского приветствовал Вишневскую-юбиляра: вспоминается грандиозный гала-концерт 25 октября 2011 года, когда на 85-летии певицы собрались настоящие мастера вокала – Маквала Касрашвили и Лариса Дядькова, Олег Кулько и Сергей Мурзаев, Тамар Ивери и Людмила Монастырская, Марина Лапина и Карло Гуэльфи. Отдать дань памяти в этот раз собралась молодёжь, те, кого отметила сама Вишневская: кто-то из них уже делает большую карьеру, у кого-то не всё так гладко получается и старт оказался слишком низким.
Мемориальный концерт, конечно, не тот случай, когда уместна критика и подробный «разбор полётов». Поэтому не будем сегодня говорить о неудачах, а, напротив, отметим тех, кто понравился без особых вопросов и сомнений.
Очень профессионально, стабильно и не без артистизма исполнил балладу Томского Роман Бурденко из Новосибирской Оперы – обладатель множества призов различных международных конкурсов. Красивыми пиано и ярким тембром порадовала солистка Молодёжной программы Большого театра Анастасия Кикоть в дуэте из моцартовской «Так поступают все». Яркий, мощный звук чуть холодноватого отлива продемонстрировал Борис Пинхасович из Михайловского театра в каватине Валентина из «Фауста», хотя показалось, что немножко много в этом пении самолюбования. Красивым нежным звуком порадовали тенора – Алексей Татаринцев из «Новой оперы», спевший с Бурденко дуэт из «Искателей жемчуга», но в особенности Станислав Мостовой из Большого, исполнивший знаменитую труднейшую арию Надира оттуда же.
Драматические арии и ансамбли из опер Верди, прозвучавшие во втором отделении, к сожалению, удачами не стали – в них превалировала силовая манера пения, поэтому об исполнителях сих фрагментов мы умолчим. Стоит отметить высокопрофессиональную работу оркестра «Русская филармония»: дирижёру Оперного центра Ярославу Ткаленко в этот вечер удавались и редкие сольные фрагменты инструментального коллектива, но самое главное – грамотный аккомпанемент молодым вокалистам.
Музыкальный вечер состоялся. Насколько он получился достойным имени Вишневской – судить каждому, кто присутствовал на нём. Предъявлять слишком много претензий к молодёжи, пожалуй, не стоит. Остаётся пожелать менеджменту Центра оперного пения найти силы и возможности по организации в недалёком будущем полноценного концерта-приношения великой певице с участием уже состоявшихся, больших артистических личностей.
Концертный зал имени Чайковского, Центр оперного пения Галины Вишневской
Театры и фестивали
Персоналии