8 февраля в чикагской Лирик-опере партией Погнера в “Нюрнбергских мейстерзингерах” на американской оперной сцене дебютировал бас Дмитрий Иващенко.
Дмитрий Иващенко родился в Барнауле. Окончил Барнаульское музыкальное училище по классу дирижирования, вокальное отделение Новосибирской консерватории и Оперную студию при оперном театре Карлсруэ (Германия). Живет в Берлине. Выступает на лучших оперных сценах Европы. Ведет активную концертную деятельность.
Я встретился с Дмитрием 28 января, накануне первой репетиции на сцене. С одной стороны – слишком рано, чтобы делать выводы о постановке, с другой – уже можно говорить о партнерах и дирижере.
— Как вы себя чувствуете в Лирик-опере?
— Хорошо. Как говорят в Германии, “без стресса”. Я первый раз работаю с дирижером сэром Эндрю Дэвисом. Легко нашел общий язык. Он - умный, понимающий дирижер. Все видит, все слышит, во всем разбирается... Постановка Дэвида Маквикара статичная. В Европе такого уже почти не бывает. Это для меня полезно. Нельзя постоянно играть в модерновых спектаклях. Время от времени хорошо возвращаться к классике.
— Что вы можете сказать о вашем персонаже Погнере?
— Погнер – богатый, солидный человек. Меценат, поддерживает искусство. Он играет важную роль в развитии действия. Пения в партии немного, но есть очень важная ария, когда он рассказывает, что решил устроить для Евы конкурс. Погнер сомневается, правильно ли поступает. Его мучает совесть, он за честную борьбу.
— По возрасту вам еще рановато петь отцов…
— Ганса Сакса я бы сейчас не стал петь. Мне до этой партии еще надо дорасти. Она очень хитрая, в ней много ловушек. Для Сакса нужен опыт. В этом плане Джеймс Моррис – идеальный исполнитель.
— Действие оперы происходит в Нюрнберге. Вы бывали в этом городе?
— Я был в Нюрнберге как турист. Видел места, где происходит действие оперы. В Оперный театр заходил. Петь, правда, там не приходилось.
— Многие специалисты говорят, что “Нюрнбергские мейстерзингеры” уступают лучшим творениям Вагнера: тетралогии “Кольцо нибелунга” и опере “Тристан и Изольда”. Что бы вы могли сказать в защиту “Мейстерзингеров”?
— “Нюрнбергские мейстерзингеры” – одна из самых сложных опер. Ее сложно петь и сложно исполнять. В этой опере нет каких-то особых арий. Идет разговор главных героев, все очень интимно... Роль дирижера состоит в том, чтобы убрать сильное звучание оркестра. Надо иметь специальную акустику, чтобы “скрыть” оркестр. Как в Байройте.
— Как в этом плане обстоят дела в Лирик-опере?
— Для меня в Лирик-опере слишком много акустики. Ничего не поделаешь – зал очень большой, поэтому нужно петь все очень четко и ясно. Я думаю, при полном зале акустика будет посуше. Это для певцов лучше. Я привык петь, когда зал “сухой”. Например, в Ла Скала очень “сухая” акустика.
— Был человек, который открыл ваш голос?
— Мой брат. Я учился на дирижерском отделении Барнаульского музучилища. Как-то брат сказал мне: “Лучше пой. У тебя голос хороший”. А голос у меня был очень низкий. Я пел в церкви, легко брал контроктавы...
— Но никогда не думали о карьере певца?
— Никогда. А тут решил послушаться брата. Прослушался, и меня взяли в консерваторию... У нас семья музыкальная. Дедушка – донской казак (мой голос от него), мама – педагог в музыкальной школе, брат – пианист.
— Так что было понятно, что вы пойдете по музыкальной линии?
— До поры до времени это было непонятно. Мама отправила меня учиться в музыкальную школу со словами “Там видно будет”.
— Как получилось, что вы оказались в Германии и стали выступать на самых престижных оперных сценах?
— Все произошло случайно. Я всегда хотел уехать в Европу. Естественно, в Италию. Но с Италией не получилось – получилось с Германией. Когда я учился в Новосибирской консерватории, у нас был студенческий обмен с Мангеймом. Я поехал в Германию и прошел прослушивание в Оперные студии в театрах Мангейма и Карлсруэ. Мне предложили на выбор обе студии. Я выбрал Карлсруэ. После окончания Оперной студии два года поработал в хоре, набрался опыта и стал заниматься с замечательным педагогом. Ее зовут Анна Рейнольдс. Она в свое время работала с Гербертом фон Караяном.
— Она вас открыла для мира?
— Она мне “голову промыла” (смеется). Я съездил к ней на аудиенцию, и она взялась со мной работать.
— Ей сразу понравился ваш голос?
— Она сказала, что настоящих басов не бывает. Я – единственный, кто у нее остался. Понимаете, когда у тебя от природы голос не такой большой и его нужно развивать, русская школа может быть даже негативной. Лучше иметь итальянскую школу. Мне повезло, Анна Рейнольдс как раз преподавала настоящую итальянскую школу bel canto. У меня не было верхов, не было красивого тембра... Она мне развила голос, у меня пошли верхи, я начал петь Россини, о чем я в жизни никогда не мечтал. Я пел все, даже Эскамильо.
— Вы по-прежнему общаетесь с ней?
— Да, хотя сейчас мне труднее к ней ездить – я сам все время в разъездах. Она живет в деревне Пистен под Байройтом. Сейчас меня слушает и контролирует жена.
— Мой первый ангажемент был в Аугсбургском оперном театре. После Аугсбурга были Дармштадт и Берлин. Четыре года я был в штате Комической оперы. Долгое время пел, в основном, в Европе. Сейчас прибавились Америка и Канада. А скоро буду петь в Сантьяго (Чили).
— А в России?
— В России я пел только в Казани, на Шаляпинском фестивале. Моя карьера началась в Европе. Для России я пока неизвестный певец.
— Как бы вы охарактеризовали свой голос?
— Мне кажется, я - basso cantabile. Мне сорок лет, голос находится в развитии. Все еще начинается. Голос опустится и будет таким же низким, каким был в детстве. Мне нужно петь, пока это возможно, партии для более высокого голоса. Через десять лет будет сложнее.
— Тогда вы возьметесь за другие партии. За Бориса, например...
— Бориса я уже спел.
— Рановато как-то...
— Я тоже думал, что рано. Спел, и мне понравилось. Сейчас эта роль в моем репертуаре.
— Какие еще партии в вашем репертуаре?
— Зарастро в “Волшебной флейте”, Погнер в “Нюрнбергских мейстерзингерах”, Гурнеманц в “Парсифале”, Даланд в “Летучем голландце”, Рокко в “Фиделио”, Банко в “Макбете”, король Филипп в “Дон Карлосе”, Уолтон в “Пуританах”.
— Многие певцы никогда в жизни не решаются петь оперы Вагнера. Они говорят, что Вагнер убивает голос. А вы довольно давно и часто исполняете вагнеровский репертуар. Не боитесь?
—Вагнера я петь не хотел. Но попробовал, и мне понравилось. Я пою в разных операх. Сейчас - Вагнера, а потом вернусь в Германию и буду петь Зарастро.
— Фурланетто говорил, что Моцарт – бальзам для голоса.
— Да, я с ним абсолютно согласен. Моцарта надо петь всегда, пока есть возможность. Вагнер не то чтобы убивает – он расширяет голос. Нужно просто следить за собой. Голосу нужна “диета” (смеется).
— Как вы готовитесь к выступлению? Есть у вас специальные рецепты, как поддерживать голос?
— Все очень индивидуально, зависит от связок. Алкоголь не употребляю.
— Не помогает?
— Мне не нужно. Я на сцене не настолько волнуюсь, чтобы как-то успокаиваться. А потом определенный адреналин на сцене нужен, в голосе появляется что-то особенное.
— Есть партии, которые вы бы хотели спеть, но пока не получалось?
— Очень хочу спеть Мефистофеля в опере Бойто и короля Рене в “Иоланте”. Надеюсь, эти партии еще впереди. Короля Филиппа я хочу спеть на итальянском языке. Пел на французском – языке оригинала, а сейчас хочу попробовать на итальянском.
— С немецким языком у вас проблем нет. А с французским?
— Учу. Работаю над произношением. Французский - сложный язык. Я пытаюсь найти середину между французским и итальянским звучанием. Для французов мы иностранцы. Но голос должен звучать красиво – это самое главное.
— Что вы делаете, если ваше понимание роли входит в противоречие с тем, что предлагает режиссер?
— Приходится очень долго дискутировать. Сегодня с режиссерами большая проблема. Мы имеем дело с режиссерским диктатом. Мы же солисты, с нами нужно разговаривать. Если солисты не понимают идею режиссера, то эта идея не будет интересной. Задача режиссера – быть большим дипломатом. Он должен убедить солиста что данное решение – самое лучшее и единственно возможное. Иногда приходится переступать через себя, продавать душу “черту” (смеется).
— Выход из режиссерского диктата – камерное музицирование...
— Раньше я не очень любил концертные исполнения. Казалось, что все так сухо и неэмоционально. А в последнее время у меня стало больше концертов. Недавно пел Четырнадцатую симфонию Шостаковича.
— Там прекрасная партия для баса.
— Потрясающая музыка и потрясающая партия. Вот там я сам себе хозяин. В моем концертном репертуаре – “Песни и пляски смерти” Мусоргского, произведения Чайковского, Рахманинова. Я пытаюсь пропагандировать русскую музыку. Я сразу сказал, что Шуберта и Шумана не пою. Если хотите, спою вам Чайковского, Рахманинова, Глинку... Я ужасно люблю оперу, и всегда приятно поговорить с хорошим режиссером. Но встретить такого режиссера получается все реже и реже. Мне нравится работать с моим другом, оперным режиссером Альфонсо Мора. Очень талантливый молодой человек. Надеюсь, что он далеко пойдет.
— Вам приходилось работать с Дмитрием Черняковым?
— Нет, к сожалению. Вот он как раз из тех режиссеров, которые могут убедить. У него всегда есть смысл.
— Какие постановки были для вас наиболее значимыми?
— Моя самая значимая постановка была в Аугсбурге. Первая большая роль, которая останется со мной на всю жизнь. Я пел Дон Кихота в опере Массне в постановке очень хорошего режиссера Томаса Вюнша. Он, к сожалению, в прошлом году умер. Он любил оперу, певцов, и с ним было приятно работать.
— Каков уровень немецких оперных театров?
— Высокий и по сравнению с Америкой очень современный. Я недавно пел в Баварской опере. Акустика потрясающая, театр великолепный...
— Там скоро главным дирижером будет Кирилл Петренко.
— Да, я очень рад, что он там будет. Блестящий музыкант! Мы работали с ним в “Евгении Онегине” в Комической опере Берлина. Для Баварской оперы это просто подарок судьбы.
— Это правда, что в немецких театрах все настолько дисциплинированно, что импровизация просто невозможна?
— В принципе, все театры одинаковые. В Лирик-опере тоже никакого бардака нет, и дисциплина еще почище немецкой. Америка для меня больше Германия, чем Германия. Я живу в Берлине, а Берлин - город демократический.
— Сейчас, оглядываясь назад, вы не жалеете, что ваша карьера сложилась в Германии? Не жалеете о пройденном пути?
— Ни в коем случае. Я хотел быть независимым от определенных кругов, пошел своей дорогой и всего, чего я добился, добился сам.
— Как вы думаете, вас пригласят еще в Лирик-оперу? Можно надеяться на продолжение?
— Я надеюсь. Если позовут, отказываться не буду. Чикаго для меня - культурный шок.
Фото Андреаса Штирнберга