Сегодня мы знакомим читателей журнала с нашим новым автором Еленой Ганчиковой. Она побывала на «Золоте Рейна» в Opéra Bastille и делится с нами своими любопытными впечатлениями и ассоциациями.
К двухсотлетию рождения Рихарда Вагнера Парижская национальная опера возобновила постановку тетралогии «Кольцо нибелунга», начиная с пролога «Золото Рейна», премьера которого состоялась 29 января. Впервые опера « Золото Рейна» прозвучала в Парижской опере 17 ноября 1909 года во французской версии Альфреда Эрнста под управлением дирижёра Андре Мессаже. В июне 1911 года тетралогия была представлена целиком во дворце Гарнье также на французском языке.
Позже пришлось дожидаться 1955 года, чтобы услышать «Кольцо» целиком в Парижской Опере, на сей раз на языке оригинала под управлением Ганса Кнаппертсбуша. Затем уже только опера «Золото Рейна» прозвучала в театре в 1976 году в новой постановке. Полный цикл не исполнялся в Парижской Опере с 1957 года.
В 2010 году новая постановка тетралогии была доверена Гюнтеру Кремеру и именно эта продукция возобновлена в в этом году в честь юбилея композитора. В феврале прозвучит «Валькирия», в марте «Зигфрид», в мае «Гибель богов». А в июне состоится особенное событие: представление всей тетралогии в течение четырёх дней подряд под названием «Фестиваль Вагнера», чего не происходило в Парижской Опере никогда.
* * *
Насколько всё-таки велика власть актёрского дарования! В этом спектакле произошла совершено неожиданная перестановка акцентов, по сравнению с тем, как обычно воспринимается этот сюжет.
К карлику Альбериху принято относиться плохо. Он и к дочерям Рейна приставал, и от любви отказался, и золото украл, и власть узурпировал, да ещё, в конце концов, кольцо проклял, чем доставил всем массу неприятностей в последующих частях цикла. Камиль Сен-Санс в своей рецензии на оперу в Байройте вообще называет карлика дебилом.
А он вовсе не дебил! Он, как оказывается после просмотра этой постановки, – наивное и доверчивое существо, которого обманывает и обижает каждый встречный и поперечный только из-за того, что он уродился маленьким и слабеньким. Сразу по аналогии с характером вспоминается чеховская Мерчуткина: «Я женщина слабая, беззащитная, от всех обиду терплю и ни от кого доброго слова не слышу...».
Исполнитель роли Альбериха, родившийся в Египте сын копта (египетского христианина) и мальтийской итальянки, выросший и получивший широкое гуманитарное образование в Лондоне, Петер Сидхом, силою своего невероятного актёрского мастерства до такой степени вживается в роль несчастного страдающего маленького человечка, которого сначала настолько обманывают и оскорбляют в любви глупые и нахальные русалки, что теряет веру в любовь, в людей и в себя. Затем у него отнимают всё состояние, а, потом, переломав пальцы, вырывают ещё и кольцо – в общем, публика так сострадает этому «Акакию Акакиевичу», что все остальные персонажи как бы отходят на второй план.
Что ему после всего этого ещё остаётся, как, грозя окровавленой рукой, не проклясть кольцо, не попытаться хотя бы вербально напугать обидчиков и ухромать куда-то за кулисы, как бедная жертва своей физической слабости и несправедливости природы.
Мастерство артиста столь велико, силе его воздействия настолько невозможно сопротивляться, что он мог бы, наверное, играть на сцене трагические шекспировские роли.
Так о чём же опера? Пожалуй, самый доходчивый, логичный и понятный пересказ сюжета мне удалось найти в статье Чайковского «Байрейтское музыкальное торжество». Но теперь после всего пережитого нами за последние десятилетия до сегодняшнего дня, я бы изложила сюжет несколько иначе.
Известно, что Вагнер считал, что так же, как в легендах и мифах Древней Греции, в скандинавско-германском эпосе об отношениях, страстях человеческих и силах, управляющих миром, уже всё сказано, и в литературе всё это только перепевается и повторяется.
Следовательно, в операх Вагнера речь идёт о человеческой природе и повторяемости ситуаций. Я бы сказала, что и в этот раз убеждаешься в абсолютном превосходстве бихевиоризма (науки об инстинктах) над психоанализом. Ибо поведение вагнеровских богов, великанов и карликов до ужаса напоминает наши реалии, особенно девяностых и нулевых, когда закона не было, совесть вышла из моды, и всё решало природное превосходство грубой силы. Несколько лет назад меня остановила на улице молодая русская пара и на ломаном английском попыталась выяснить, как пройти на Елисейские Поля. Я радостно ответила по-русски, что сама иду в том же направлении и покажу, где что находится. По дороге я комментировала, что находится слева, что справа и вдруг обратила внимание на забавную деталь: снимавший по дороге всё на видеокамеру молодой человек, крепкого телосложения с бритым затылком и огромной цепью на шее, все мои объяснения переводил в камеру на совсем иной русский язык: «А вот здесь находится один из самых элегантных парижских ресторанов», - говорила я. «Наикрутейший кабак», - сообщал он в микрофон на понятном его братве языке.
Так вот если бы этому персонажу показать оперу Вагнера «Золота Рейна» то, скорее всего, он бы сказал, что она про «сполошное кидалово», которое, оказывается, существовало всегда. На протяжении всего действия, каждый персонаж действует исключительно в своих личных эгоистических интересах, совершенно не считается ни с чьими интересами и чувствами и не гнушается никакими методами. Все друг друга пугают, обманывают, обворовывают и калечат.
Три дочери Рейна стерегут золото, из которого можно сковать кольцо и стать властелином мира при условии отказа от любви. Они заигрывают и кокетничают с карликом Альберихом и заставляют его поверить в любовь. В тот момент, когда он совсем «тает», над ним грубо насмехаются и заставляют его пережить разочарование и страшное унижение. Первый обман.
Затем уже Альберих, в свою очередь просто отнимает у них золото Рейна и уносит с собой. Почему-то три девицы, которые только что над ним издевались, не в состоянии ему воспрепятствовать. Второй обман. Дальше выясняется, что бог Вотан заказал двум великанам возведение своего дворца, но к оплате отнёсся с полнейшей безответственностью (эту ситуацию, к сожалению, поймут все люди, имевшие дело со стройкой - оказывается, и это тоже существовало издревле). Он пообещал великанам отдать им сестру своей жены богиню юности и красоты Фрейю, ни на секунду не поинтересовавшись, как она сама относится к такой перспективе. Несмотря на то, что Фрейя - богиня, а не сенная девка, да ещё и его родственница. Вотан рассчитывает, что в крайнем случае полубог огня и вранья Логе как-нибудь выкрутится из неприятной ситуации.
Великаны всё время напоминают о том, что напрасно все считают их большими и глупыми, оказывается им в оплату потребовалась Фрейя вовсе не из лирических или эротических чувств, а по той простой причине, что в ней заключается секрет вечной молодости и здоровья богов: она каждый день кормит их молодильными яблочками из своего сада. Великаны хотят отлучить Фрейю от богов, чтобы те мгновенно подряхлели и у них можно было бы отнять власть.
Почему-то верховный бог Вотан совершенно забыл о полезности Фрейи в хозяйстве и вспомнил об этом только тогда, когда великаны, забрали Фрейю в заложницы и всем богам, включая Вотана, физически резко поплохело. Но, когда до него дошло, что без Фрейи и он заболеет и умрёт, тут же решил вызволить её любой ценой. Исключительно ради себя, а вовсе не из сострадания к своим рыдающим жене и свояченице.
Хитрый Логе, поняв, что Великаны хотят власти, решил их соблазнить золотом Рейна и кольцом Альбериха, заодно объяснив, что обладание золотом и любовь несовместимы. Великаны соглашаются... принять золото и кольцо в качестве выкупа за захваченную в заложницы Фрейю.
Приходится Логе и Вотану самостоятельно разыскивать Альбериха и учинять рейдерский захват, так как Альберих стал самым настоящим олигархом: получил в безграничное пользование золотые рудники, на которых безмолвные толпы рабов добывают ему золото в несметных количествах и отливают его в слитки. У Альбериха даже есть идеальная «крыша»: шлем-невидимка, в постановке обозначаемый косыночкой.
Ловко манипулируя его самолюбием, Вотан и Логе выманивают его на поверхность, «разводят» по полной программе, скручивают и заставляют с помощью кольца велеть рабам принести всё золото, имеющееся в наличии. Альберих надеется, что, отдав золото, он заново добудет столько же, с помощью власти кольца, но кольцо у него вырывают (в постановке) вместе с пальцем.
Альберих обрушивает на голову обидчиков угрозы и проклинает кольцо, заговорив его таким образом, чтобы оно наводило порчу на каждого обладателя до тех пор, пока не вернётся обратно к Альбериху. После чего он уползает, еле живой.
Тут у богов появляется возможность выкупить у великанов Фрейю, а вместе с ней свою собственную молодость и здоровье, но и тут Вотан, сдав всё золото, пытается не отдавать кольцо. Упрямо цепляется за него до тех пор, пока вестник из потустороннего мира «знающий всё, что было, есть и будет», не убеждает его в том, что от кольца нужно срочно избавляться, поскольку порчу оно наводит с огромными неприятностями. Вотан расстаётся с кольцом исключительно из страха за себя.
Как только кольцо оказывается у великанов, тут же брат убивает брата, с чего и начинается история пакостей, причиняемых кольцом каждому новому владельцу. Опера заканчивается плачем трёх дочерей Рейна, которым после всех обещаний верховный бог Вотан никакого золота не вернул, поскольку, как мы видели, был полностью занят решением собственных проблем, а от трёх русалок ему нет никакой ни пользы ни вреда, поэтому с ними можно и не считаться.
* * *
Смею уверить читателя, что стиль моего повествования продиктован стилем самой постановки, который «работает» просто идеально. Судя по всему, режиссёр считает, что система взаимоотношений, изложенная Вагнером и древними германцами, не только действительна и по сей день, но и в будущем ничего не изменится, несмотря на все религии, духовные практики, образование и законодательство. Человеческая природа такова, какова есть. Декорации и костюмы решены в минималистически-футуристическом стиле. Преобладают четыре цвета: чёрный, белый, алый и золотой. Впечатление, что декорации построены для фантастического фильма о далёком будущем. Во всяком случае, это выводит повествование во вневременное пространство.
Вместо холма, на котором сидят боги, на сцене находится огромный глобус – земной шар, светящийся изнутри. Вообще каждая сцена, декорации и костюмы эстетически очень красивы и легки. Ничто не отвлекает от главного – персонажей и музыки.
Финальная сцена, когда боги поднимаются вверх по бесконечной лестнице «в небо», вернее, в Валгаллу, волоча за собой огромные буквы G.E.R.M.A.N.I.A, величественна и торжественна и производит двойственное впечатление своим намёком на историю 20 века.
Совместная работа немецких мастеров - режиссёра Гюнтера Кремера, сценографа Юргена Бакмана, художника по костюмам Фалька Бауэра, художника по свету Диего Лееца и хореографа Отто Пихлера – создают в совокупности настолько элегантный, гармоничный, динамичный и стильный зрительный ряд, не похожий ни на одну другую постановку, что кажется, будто бы всё это сделано одним художником. Очень хочется надеяться, что они часто работают в одной команде, и что нам доведется увидеть другие их постановки.
Дирижёр Филипп Жордан, несмотря на свой молодой возраст, очень опытный, маститый и востребованный оперный маэстро, работающий с самыми знаменитыми оркестрами мира и уже дирижировавший «Парсифалем» в Байройте. Его манера дирижирования очень щадяща по отношению к певцам: такое впечатление, что он держит оркестр всё время в рамках чуть приглушенного звучания, позволяя таким образам певцам перекрывать оркестровую массу без особого напряжения. Правда, из-за этого общее звучание оркестра выглядит более прозрачным, нежели мы обычно привыкли слышать.
Вагнеровские певцы – это, прежде всего, вокальные тяжеловесы c мощными голосовыми связками. Только они в состоянии преодолевать громогласность вагнеровского оркестра и справляться со специфической нагрузкой вагнеровских мелодических линий с широкими скачками из регистра в регистр.
Для этой постановки исполнителей собрали со всего мира. Немецкий баритон Томас Йоганнес Майер поёт Вотана. Не имея экстраординарного тембра, он весьма экспрессивен в рисунке своей роли. В поисках интонационных оттенков певец точно следует композиторскому замыслу и очеловечивает Вотана до предела. В его интерпретации он вообще уже не воспринимается, как бог, а как довольно бестолковый обыкновенный человек.
Доннер – уроженец Сеула, корейский бас-баритон Сэмюэл Юн, чей голос, наоборот, выделяется силой и красотой тембра. У него идеальная дикция, он владеет тонкой палитрой красок.
Швейцарский тенор Бернард Рихтер исполняет партию Фро. Его голос очень ясный и светлый, бархатный по тембру, в тоже время мощный. Железная техничность, идеальный контроль над голосом, тончайшие филировки и долгое дыхание впечатляют.
Английский тенор Ким Бегли, идеально подходящий для роли Логе, сумел найти не только интонации и звукоизвлечение для выявления характера этого полубога с его хитростью и ложью, но и особую манеру передвигаться по сцене и застывать в позах, как в игре «замри».
Австрийский тенор Вольфганг Аблингер-Шперхаке в партии Миме тоже очень хорош. У него экспрессивный голос и яркий артистизм.
И женские партии озвучены достойно. Фрикку поет французское меццо-сопрано Софи Кох с густым и красивым тембром голоса. Фрейя, уроженка Южного Тироля, итальянская подданная сопрано Эдит Галлер – мила и привлекательна.
В целом можно заключить, что состав очень мощный и хорошо спетый, все солисты регулярно выступают в вагнеровском репертуаре на сценах самых престижных театров мира. Итог: изумительнейшая постановка, которую я обязательно пойду переслушивать во второй раз ради удовольствия.