Когда произносят это название, то в памяти моментально вспыхивает образ знаменитой оперы Луиджи Керубини. Но в истории оперы есть и другие «Медеи». Одну из них выбрала для себя Английская национальная опера. Первая постановка «Медеи» Марка-Антуана Шарпантье состоялась в Париже 4 декабря 1693 года, а до Англии она добиралась более трёх веков. В лондонском «Колизее» премьера состоялась 15 февраля 2013-го.
Английская премьера оперы на либретто Томаса Корнеля, поставленная сэром Дэвидом Мак-Викаром, получившим рыцарское звание в прошлом, юбилейном для королевы году, превзошла все ожидания. Это было живо, свежо, современно, актуально, экстравагантно! Завсегдатаи Английской национальной оперы были приятно удивлены такой оригинальной версией французского барокко (в сравнении с заумной и откровенно скучной постановкой оперы Рамо «Кастор и Поллукс», тем не менее, в 2011 году удостоенной Премии имени Лоуренса Оливье). Случайный же зритель нашел сверкающий, свежий, новый спектакль, поставленный по мотивам древней, классической греческой легенды.
Постановка АНO, однако, весьма далека от той, оригинальной версии французского барокко, что Шарпантье писал в 17 веке. Для начала, она переведена на английский язык и идёт с английскими субтитрами.
События знаменитой греческой трагедии перенесены Мак-Викаром в 40-ые годы двадцатого века, а сценограф Банни Кристи (и это его дебют в АНО), «разместил» героев в декадентском, суперстилизованном зеркальном пространстве довоенной поры, где популярны были веселые вечеринки с шампанским, солдатами и летчиками в безупречной униформе, еще не побывавшими на фронтах, еще не нюхавшими пороха, легкомысленно танцующими танцы - в стиле барокко – с дамами в блестящих, ослепительных платьях! Дэвиду Мак-Викару не откажешь в чувстве юмора! Но это все – и дизайн, и костюмы, и музыка, и хореография сработали идеально!
Музыка Шарпантье кажется в таком обрамлении более теплой, широкой, выразительной, величественной, эмоционально более разнообразной и менее пуританской. Хор поет прекрасно. Танцы (хореография Линн Пэйж), отражают эмоциональную траекторию произведения. Дирижер Кристиан Кёрнин привнес в музыку барокко некоторую развязность, юмор, особенно в первой ее части и трагедийность – во второй, пройдя и завершив вместе с музыкантами и певцами страшное эмоциональное путешествие. Работа дирижера в этот вечер близка к совершенству.
Миф о Медее берет свое начало еще в III веке до нашей эры, но это просто удивительно, насколько современно звучит в 21 веке эта страшная, кровавая история. Однако, Мак-Викар мудро подготавливает нас не относиться ко всему происходящему чересчур серьезно, сведя в один зеркальный зал военно-морских атташе, вырвавшихся на музыкально-танцевальную вечеринку, или прибытие аргонавтов на… самолете довоенной поры, въехавшем на часть сцену с крутящимся, в ярких блесках, как платье Крезы, пропеллером. А чуть позже в этом же интерьере мы видим мечущуюся Медею, окруженную демонами – ярость хаоса и мести, воплощается средствами… трагедийной пантомимы. Тем не менее, при всей видимой абсурдности происходящего, все гармонично и смотрится просто потрясающе.
Между тем, режиссер не забывает о подлинных элементах оперы.
Муж Медеи (Ясон, вождь аргонавтов), которому она помогла завладеть «золотым руном», встречает красивую-красивую молодую женщину по имени Креза, на которой он собирается жениться. Медея одинока, пассивна – такой она предстаёт нам в первом акте. Несчастья сыплются на нее одно за другим: измена мужа дополняется изгнанием, у нее отнимают детей. Она не знает, что противопоставить этому, в то время как Ясон и Креза – во власти своего счастья, с некоторой, однако, оглядкой и страхом, занимаются приготовлениями к свадьбе. Но уже к третьему акту неоформленное желание мести, под натиском духов Ревности и Мщения, которых она призывает к себе из Тьмы, формируется в ней в безумную идею отмщения: отравленное золотое платье невесты и убийство своих сыновей.
Опера исключительна и по своей музыкальности, звучанию. Меццо-сопрано Сара Коннолли, замечательная английская певица. И выбор ее на эту роль был абсолютно верным. Она чувствует Медею, смелую и дерзкую, верно. Такой и преподносит ее своему зрителю. В момент, когда после всех содеянных ею преступлений она возносится, как святая, ощущаешь ужас и… восхищение. Сара однозначно исполнила главную роль своей жизни.
Сопрано Кэтрин Мэнли, прекрасная лицом, обладающая сладким голосом, как нельзя лучше подходила для роли Крезы. Тенор Джеффри Фрэнсис, который играет мужа Медеи, поет впечатляюще, но он также интересен и как актер, герой которого оказался между двумя огнями. Однако его самообман и нежелание видеть драму, привели героя и его любимых к трагедии. Английский бас Брэдли Шеррат в роли Креона, (он также известен здесь исполнением роли Бориса Годунова), а также Родерик Вильямс (Оронт), как, впрочем, и другие остальные исполнители, и вся команда в целом, достойны и упоминания, и похвалы.
Опера не для слабонервных, хотя в этой постановке Мак-Викара не пролилось на сцене ни одной капли крови (в отличие от его действительно кровавой «Аиды»). В этом я нахожу талант: рассказать самую кровавую легенду всех эпох и народов, не устраивая резни и кровавых рек, не нарушая эстетики и перфекционизма сцены, декораций, но однозначно доведя зрителя до пика осознания: месть оскорбленной, обманутой, униженной гордости, доведенной до отчаяния женщины, такой как Медея, страшна.
«Медея» Английской национальной оперы, и как визуальное зрелище, и как музыкальное, покоряет – и любителя, и профессионала. Я обнаружила, что опера длилась 3 часа 15 минут, только когда вернулась домой. В театре же понятия времени не существовало.
Фото: Alastair Muir