Так голый торс или турецкие штаны, Древний Рим или 50-е годы минувшего века?

«Аттила» в театре «Филармонико» в Вероне

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Встреча в «Аттилой», оперой Джузеппе Верди времен «каторги», как сам он именовал ранний период своей артистической карьеры, как правило, доставляет удовольствие. Опера эта проста, лапидарна, переполнена мелодиями в маршевых ритмах, но может похвалиться неплохой драматургией и сольными партиями, в которых певцам есть где проявить себя.

В Вероне решили вытащить на свет Божий спектакль пятилетней давности, в котором некогда были заняты Орлин Атанасов и Мария Гулегина. Если рассматривать эту «эскгумацию» (плод труда начальника режиссерского управления веронского оперного предприятия Стефано Треспиди) с точки зрения удовольствия, то надо признать, что его можно было вполне получить в красивом и полупустом зале веронского театра. Удовольствие доставили певцы, дирижер, оркестр и хор: они заставили пройти у критика желание брюзжать и, откинувшись на спинку удобного кресла, отдаться слушанию музыки.

1/8

Роберто Тальявини в главной роли заработал еще больше баллов, чем в недавнем домашнем веронском «Макбете». У дебютанта прекрасная сценическая внешность и отличный голос, мягкий, звучный, однородный на всем диапазоне. В его пользу говорит также отточенная фразирока. Его Аттила предстал молодым романтическим героем и приковал взоры и уши публики.

Роберто Фронтали (в первый раз не сцене веронского «Филармонико»), опытный певец предыдущего поколения с заслуженной репутацией, с голосом довольно светлым, безупречно поставленным, явил Аэция такого, каким ему положено быть: благородного и амбициозного. Его дуэт с Аттилой-Тальявини вызвал горячие аплодисменты публики.

Амарилли Ницца лихо справилась с ролью Одабеллы, доказав, что умной певице и красивой актрисе подвластно все. Все, да не все: Ницца спела все, написанное в нотах, одолела трудное, «диковатое» вокальное письмо раннего Верди, «вытянула» все верха, и все же ее пение продемонстрировало, что Одабелла не ее партия. Для героической возлюбленной Форесто, Юдифи из Аквилеи, у римской певицы слишком белесый, бестембровый голос, слишком мало плотности звучания.

Джузеппе Джипали в наличии скромного голоса явил убедительного Форесто, и исполнители второстепенных партий Антонелло Черон (Ульдино) и Сеунг Пил Чой (Леоне) выполнили возложенную на них задачу с максимальной профессиональной серьезностью.

Молодой дирижер Андреа Баттистони провел вердиевскую оперу динамично и с энтузиазмом, найдя идеальное равновесие между драматическим горением и лирическим сиянием. Как всегда наилучшим образом проявил себя хор Арены, подготовленный маэстро Армандо Тассо.

Что касается визуальной оправы, то есть постановки, то взору зрителя предстала столь ужасная вавилонская мешанина, равной которой что-то не припомнить. «Аттилу» вполне можно ставить в минималистском духе, и вряд ли на это можно серьезно возразить. Над веронским «Аттилой» трудилась французская команда в лице сценографа Жана-Пьера Вержье и режиссера Жоржа Лаводена. Минималистские декорации обрисовывали некое абстрактное диковатое пространство, отграниченное скалами. Все остальное сделала видеопроекция (в сцене видения Венеции на заднике возникала знаменитая «veduta» Каналетто, своей элегантностью создав порядком комический контраст со скучными скалами и курьезным образом разодетыми персонажами). Только в заключительной сцене убийства Аттилы на сцене воздвигли мощное дерево.

Самое искреннее недоумение вызвали костюмы: Аттила с голым торсом порой щеголял в некоем подобии длинного пальто, Форесто предпочитал нейтральные черные брюки и черную же сорочку, римский патриций Аэций и верный слуга короля гуннов Ульдино расхаживали в широких штанах, чем-то напоминающие те, в которые выряжают оперных турок, беженцы из Аквилеи бродили по сцене в костюмах 40-х годов двадцатого века, держа в руках фибровые чемоданы, а аквилейские девственницы, подозрительным образом напоминающие веселых девиц, плясали, выделывая немыслимые телодвижения, в платьицах годов 50-х и на каблучках, отчего в зале вспыхивали смешки. Среди всего этого бедлама гордо расхаживал римский центурион, как две капли воды похожий на веселых ребят, зарабатывающих на жизнь изображением древних римлян в непосредственной близости от римского Колизея или веронской Арены. Нейтральный наряд Одабеллы можно было снести. Иронически обрисовывая разодетых подобным образом персонажей, мы фактически все сказали и о режиссуре. Остается только гадать, хотели ли Вержье и Лаводен посмеяться над оперой Верди, и, если это так, какие особенности «Аттилы» вызвали у них такое веселье?

Осенне-зимний сезон в Вероне развивается под знаком сомнений и иронии. Остается ждать вердиевских торжеств в Арена ди Верона: здесь промахов быть никак не должно...

Foto: Ennevi

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Аттила

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ