Темы: Юбилей Энрико Карузо. Долгожданный Беллини. Вагнера чествуют в «Геликоне»… и в «Метрополитен». «Мет» обнародовал планы. Новый «Борис» в Астрахани. Возращение «Оберона». Кончина Вольфганга Заваллиша.
25 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения великого итальянского тенора Энрико Карузо. Юбилей не круглый, но упомянуть о нём стоит, поскольку Карузо – легендарный певец, именно с ним во многом ассоциировался на протяжении всего двадцатого века такой оперный голос как тенор. Именно с Карузо сравнивали, по Карузо равняли всех теноровых звёзд минувшего века. Хотя, быть может, это и не совсем верно – слишком уж индивидуальным, специфичным и необычным был густой баритональный голос итальянца – не типично теноровый.
Карузо был уроженцем Неаполя, но, как известно, в родном городе его не слишком почитали, предпочитая его соперника Фернандо Де Лючию. Карузо не любил родной город, пел там редко, хотя и умер именно там. И в целом популярность Карузо в Италии не сравнить с тем, что его ждало в Америке: именно американцы растиражировали славу Карузо до планетарных масштабов – что-что, а в маркетинге и рекламе янки всегда знали толк. Многолетнее служение Карузо в «Метрополитен-опере» вознесло его на пьедестал первого тенора Америки и первого тенора мира. Абсолютно заслуженно по его талантам, но и не без помощи американского промоушн.
Редкий для России шедевр бельканто – опера Винченцо Беллини «Сомнамбула» - возвращается на московскую сцену спустя более чем сто лет. Впервые в Большом театре она была поставлена в 1837-м, потом возобновлялась в 1853-м, 1867-м и 1891-м. В 20-м веке «Сомнамбула» не шла в Большом, равно как и все прочие оперы Беллини. В 2000-м «Сомнамбулу» поставили в Мариинском театре, купив готовый спектакль театра «Ла Скала». Больше нигде на российских просторах эта изысканная «итальянка» замечена не была…
На этой неделе состоялась премьера вагнеровского спектакля в московской «Геликон-опере», приуроченная к 200-летию композитора. Театр решил не делать новую постановку отдельной оперы Вагнера, а предлагает публике некое пастиччо из его произведений, своего рода музыкально-сценический дивертисмент.
Дмитрий Бертман взял самые яркие фрагменты из многочисленных опусов байройтского гения и смастерил из них перформанс, действие которого разворачивается в самолёте. В спектакле задействованы только местные вокалисты, хотя особых вагнеровских традиций здесь нет. Что это получился за спектакль – читайте в следующем выпуске нашего журнала.
В ночь с вчера на сегодня состоялась прямая трансляция на весь мир новой работы нью-йоркского театра: мировой общественности была представлена последняя опера Вагнера «Парсифаль». В титульной партии – обожаемый миллионами поклонников и особенно поклонниц по всему миру немецкий тенор Йонас Кауфман. Помимо него в спектакле задействованы Рене Папе, Петер Маттеи, Катарина Далайман и Евгений Никитин, за дирижёрским пультом – Даниэле Гатти. Рецензию на эту кинотрансляцию также читайте в нашем следующем выпуске.
Помимо «Парсифаля» весной, непосредственно в юбилейные дни, «Мет» покажет полностью «Кольцо нибелунга».
На днях анонсирован предстоящий сезон ведущего мирового оперного театра. Сезон юбилейный, 130-й. В его программу вошли 26 опер, которые будут показаны в общей сложности около двухсот раз.
В афише «Мет» в этот раз много русской музыки: само открытие сезона – это премьера «Евгения Онегина» с Анной Нетребко в партии Татьяны и маэстро Гергиевым за дирижёрским пультом. Тем самым Нетребко уже в третий раз подряд откроет сезон «Мет». Кроме того, прозвучат в сезоне и другие русские оперы: «Нос», «Князь Игорь» и др. Много и вокалистов из России и стран СНГ: Ильдар Абдразаков, Михаил Петренко, Сергей Семишкур, Оксана Дыка, Анита Рачвелишвили, Марина Поплавская, Родион Погосов, Александр Антоненко, Дмитрий Хворостовский, Альбина Шагимуратова, Алексей Марков, Ольга Перетятько.
6 и 7 марта в Астраханском театре оперы и балета состоится премьера новой версии оперы Мусоргского «Борис Годунов». За него отвечают «главные» - главный дирижёр Валерий Воронин и главный режиссёр Константин Балакин.
Новая постановка на новой сцене театра идёт по пути углубления психологического образа царя Бориса и его народа. При сохранённом сюжете интеллектуальное наполнение спектакля полностью меняется. Партию Годунова исполнит ведущий солист Мариинского театра, лауреат всероссийских и международных конкурсов Фёдор Кузнецов. Главные партии репетируют Максим Палий и Сергей Белоусов (Борис Годунов), Александр Диянов (Самозванец) и Иван Максимейко (Шуйский), Марина Васильева, Наталья Воробьёва и Зинаида Дюжова (Марина Мнишек), Алексей Фролов и Дмитрий Кондратьев (Пимен, Варлаам), Руслан Сигбатулин и Александр Малышко (Щелкалов, Рангони), Иван Михайлов (Юродивый)
Стилистика античности, осознанно выбранная постановщиками, как некое эстетическое обобщение, делает конфликт правителя и народа вневременным. Символом уходящего времени, утекающего сквозь пальцы, заметающего следы былых правителей, становится песок, который является смысловой деталью сценического оформления – важнейший образ и эффектный, невиданный в Астрахани сценографический приём. Специально для спектакля было изготовлено более 250 костюмов, париков и головных уборов, составлена световая партитура, подчёркивающая важные моменты действия, создающая необходимую атмосферу.
В центре спектакля – захватившая Бориса идея о строительстве великолепного храма, который должен стать символом новой Руси, символом сильного государства и мудрого правителя. Среди песчаной монохромности бренного мира, материализовавшимся видением возникает великолепный белый Собор, средоточие чистоты помыслов, исповедальный символ невиновности царя. Огромное значение в спектакле приобретает переосмысление роли народа. Народ выступает и как безмолвный зритель и как действующая сила, влияющая на ход событий, изменяющая историю – именно за народом остаётся последнее слово.
22 марта в Концертном зале имени П. И. Чайковского - событие поистине эпохального для оперного искусства значения: впервые за последние полтора века в России исполняется сказочная романтическая опера Карла Марии фон Вебера "Оберон, или Клятва короля эльфов".
Современная премьера оперы проходит в рамках Года Германии в России. В качестве солистов с Московским камерным оркестром «Musica viva» под руководством Александра Рудина и Вокальным ансамблем "Интрада" выступят Артём Сафронов, Кристиан Иммлер, Алиса Колосова, Тигран Матинян и Юлия Мазурова (меццо-сопрано). Текст читает артист МХТ имени А. П. Чехова Борис Плотников.
22 февраля в баварском городке Грассау на 90-м году жизни скончался выдающийся дирижер и пианист Вольфганг Заваллиш. Опера занимала важнейшее место в его творчестве. Начав свою карьеру в 1947 году в оперном театре Аугсбурга, маэстро в дальнейшем был главным дирижером и музыкальным руководителем оперных театров в Ахене, Висбадене, Кёльне и, наконец, в Баварской опере, которую он возглавлял в 1971-92 гг.
В 1957-62 гг. Заваллиш выступал на Байрёйтском фестивале (дебют в «Тристане и Изольде»). Исполнил здесь также «Летучего голландца», «Тангейзера» и «Лоэнгрина».
В 1957 году дирижер впервые выступил на Зальцбургском фестивале с концертной программой Берлинского филармонического оркестра, а в 1964 там же дебютировал и в опере («Макбет»). В 1959 в Висбадене дирижировал «Кольцом нибелунга».
Заваллиш неоднократно выступал в Ла Скала. Оперный дебют на этой сцене состоялся в 1965 в «Лоэнгрине».
В течение многих лет маэстро был также руководителем Венского симфонического оркестра, Оркестра Романской Швейцарии. Сам Заваллиш считал вершиной своей карьеры работу с Филадельфийским оркестром (1993-2003).
Заваллиш считается блестящим интерпретатором опер Рихарда Штрауса. Им записаны одни из лучших студийных версий «Каприччио» (1958, Э.Шварцкопф, Э,Вехтер, Н.Гедда, Д.Фишер-Дискау, К.Людвиг, Х.Хоттер), «Арабеллы» (1980, Ю.Варади, Д.Фишер-Дискау, Х.Донат и др.), «Женщины без тени» (1987, Ч. Стьюдер, А.Муфф, Р.Колло и др.) и др.
Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров