Несмотря на то, что встреча с искусством Ольги Перетятько мне всегда доставляла истинную радость, несмотря на то, что сегодня она является одной из ярчайших звезд нового молодого поколения оперных певцов, сама идея гала-концерта, состоявшегося 22 февраля на сцене «Новой Оперы», выглядела для меня более чем странной. Не подумайте только, что я против этой идеи: наоборот, возможность услышать певицу в Москве вызвала в моей душе однозначную радость, тем более, что те два раза, когда она приезжала к нам для участия в гала-концертах – в рамках «Дней Европейской оперы» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко и в рамках фестиваля «Крещендо» в Большом зале консерватории, – услышать ее в силу обстоятельств не смог. Правда, необходимо вспомнить и третье московское появление певицы в декабре позапрошлого года в Рождественском концерте с Хосе Каррерасом в Crocus City Hall, на котором я присутствовал, но специфичность исполнявшегося репертуара и акустическая неприспособленность зала полноценному живому восприятию исполнительницы как певицы прежде всего оперной однозначно тогда способствовать не могли.
В этом отношении академическая площадка «Новой Оперы», конечно же, оказалась вне конкуренции, но странность идеи нынешнего гала-концерта заключалась в явной несопоставимости уровней мастерства и творческих масштабов двух полюсов его участников – колоратурного сопрано Ольги Перетятько и тройки теноров в составе Максима Пастера, Александра Богданова и Александра Захарова, являющихся солистами проекта «Тенора XXI века». И хотя программа нынешнего концерта предварительно анонсирована не была, можно было заранее предположить, что ее основу составит итальянский оперный репертуар. Собственно, так и оказалось. Основным пластом исполненного Ольгой Перетятько стали жемчужины романтического бельканто XIX века, в номерах же, представленных тенорами, было всего понемножку.
Первое знакомство с нашей соотечественницей, живущей сейчас вне пределов России и выступающей большей частью на сценах театров и концертных залов Западной Европы, состоялось на страницах нашего интернет-еженедельника в 2009 году, когда было опубликовано интервью с певицей, в котором подробное отражение нашли этапы ее творческого становления, поэтому на сей раз это оставлю за кадром. Скажу лишь, что начиная с 2006 года мне достаточно много довелось слушать певицу в россиниевском репертуаре на фестивале в Пезаро. Ее дебют в молодежной фестивальной постановке «Путешествия в Реймс» стал поистине феерическим: с интервалом в два дня она спела в этой опере две ответственные партии – Графиню де Фольвиль и Коринну. Я слышал только последнюю, но зато удалось стать свидетелем всех четырех ангажементов певицы в основной фестивальной программе – Дездемоны в «Отелло» (2007), Джулии в «Шелковой лестнице» (2009), Альдимиры в «Сигизмунде» (2010) и Матильды в «Матильде ди Шабран» (2012). Внимая этим набиравшим творческую зрелость сценическим воплощениям, я наблюдал, как некогда абсолютно лирический голос певицы постепенно приобретал сначала робкие, а затем и вполне уверенные драматические краски, как совершенствовалась его интонационная выразительность и фразировка, как расцветала колоратурная техника и выкристаллизовывалась кантилена, как уверенно расширялся певческий диапазон, как с подлинным изяществом и стилистическим чутьем покорялись певице высокие ноты…
Конечно, россиниевский репертуар даже при всей его благодатности для раскрытия возможностей голоса рисует творческий профиль исполнительницы несколько однобоко, а он ведь гораздо шире! В силу этого гала-концерт в «Новой Опере» лично для меня был притягателен тем, что я, наконец-то, вживую смог насладиться исполнением Ольги Перетятько избранных образцов бельканто других итальянских композиторов. Доницетти был представлен арией Адины из финала «Любовного напитка» и каватиной Лючии из «Лючии ди Ламмермур», Беллини – арией Эльвиры из второго акта «Пуритан», наконец, Верди – арией Джильды из «Риголетто». Но, конечно же, не обошлось без Россини: в концерте прозвучала и каватина Фьориллы из оперы «Турок в Италии». Так что нынешний вечер стал своеобразной мини-антологией романтического бельканто, и присутствовавшая на нем публика смогла, благодаря звучанию красивейшего и проникновенного голоса Ольги Перетятько, испытать мгновения мимолетного, но подлинного счастья, ведь на сцену вышла самая настоящая королева вокала – молодая, красивая, эффектная, технически раскрепощенная, драматически выразительная.
Этому гала-концерту было предпослано оригинальное название «Viva Opera!», но очень хотелось назвать его «Viva Olga!», что несравнимо более подходило случаю, ведь певица продемонстрировала настолько высокий уровень вокальной культуры бельканто, настолько покорила своим хрустально-теплым, трепетно-чувственным и пластически податливым голосом, что на фоне этого ее партнерам по сцене было явно не позавидовать. Вообще-то, в этот вечер «кавалеров» у Ольги Перетятько было четверо, если засчитать в эту компанию и маэстро Сергея Кондрашева, постоянно находившегося на сцене за пультом оркестра «Новой Оперы». Уже с увертюры к опере Верди «Король на час», открывшей программу вечера, стало ясно, что оркестр – в надежных и профессионально опытных руках.
В интерпретации Перетятько портреты Адины и Джильды предстали тонко психологическими вокальными пьесами, в которых голос и пел, и рассказывал, и излучал эмоциональное тепло. Особенно подкупили филигранно выверенные с мягко прозвучавшими верхними нотами каватина Лючии и ария Эльвиры, причем стретты в этих номерах, как и полагается, были повторены дважды – изящно легко и осязаемо свободно… И, конечно, особенным, можно сказать, фирменным блеском и безупречным ощущением стиля музыки были отмечены виртуозные пассажи каватины Фьориллы. Пусть это и прозвучит банально, но Россини – это праздник, который всегда с тобой! Точно также Россини – это композитор, который всегда присутствует в творчестве исполнительницы, занимая в нем одно из важнейших приоритетных мест.
Основанный Дмитрием Сибирцевым, ныне – директором «Новой Оперы», творческий проект «Тенора XXI века» невероятно моден у нас сейчас: среди малоискушенной публики он действительно пользуется огромной популярностью. Однако мода на необычный и эксклюзивный в российских условиях проект вовсе не означает гарантий абсолютного качества, и обсуждаемый гала-концерт с новой силой заставил в этом убедиться. Более-менее рецензируемый случай представляет Максим Пастер, каким-то чудом ухитрившийся умерить навязчивую харáктерность звучания своего голоса и даже придать ему черты вполне рафинированной благородности: в романсе Неморино, в сцене и дуэте с Ольгой Перетятько (Адина и Неморино) певец смог весьма тактично и аккуратно вписаться в стилистику этой музыки. Однако естественное отсутствие в сугубо лирическом голосе певца драматической форманты неизбежно превратило исполнение им романса Энцо из «Джоконды» Понкьелли в вокальный эрзац.
Точно такими же эрзацами, не впитавшими в себя стилистику исполняемых произведений, предстали раритетная (практически всегда купируемая в театральных постановках) застольная Фауста из одноименной оперы Гуно и баллада Герцога из «Риголетто», спетые Александром Богдановым. Но неожиданно он оказался весьма неплохим партнером Ольги Перетятько в сцене и дуэте Джильды и Герцога: несмотря на стальную крикливость лирического тембра певца, искру чувства, пробежавшую между героями этой оперы, почувствовать всё же было можно. Наконец, Александр Захаров невообразимо открытым, искусственно утяжеляемым звуком – при этом с явной, но совершенно необоснованной претензией на звучание тенора драматического – представил арию Андре Шенье из финального акта одноименной оперы Джордано и ариозо Де Грие из третьего акта «Манон Леско» Пуччини. Он был единственным, кто не пел с Ольгой Перетятько дуэтом – и это было чрезвычайно дальновидно.
Зато к немалому удовольствию и неописуемому восторгу основной массы слушателей вся теноровая команда спела, как могла, на три голоса едва ли не «главный народный хит» – песенку Герцога из «Риголетто». Закончился же гала-концерт еще двумя популярными шлягерами – застольной из «Травиаты» Верди и арией Принца Су-Чонга из «Страны улыбок» Легара, исполненными всеми участниками вечера уже на четыре голоса. Что ж, на гала-концертах подобные «развлечения» для широкой публики практически всегда неизбежны, в данном случае снисходительно отнесся к ним и я, ибо главное, за чем я шел на этот концерт, я услышал. Услышал и получил мощный заряд музыкального оптимизма, который способно передать слушателю искусство бельканто. Подлинные проводники этого искусства – явление нечастое и призвание немногих. Несомненно, Ольга Перетятько – из их числа!
Автор фото — Василиса Феник