Темы: Кончина Ларисы Авдеевой. Кончина Вольфа Горелика. Скандал в Челябинской Опере. В ожидании «Аиды» в Самаре. Мариинка – «Колон»: перспективное сотрудничество. Юбилей Детской оперной студии Красноярска. Инновационный конкурс Казарновской. Монюшко собирает вокалистов.
10 марта на 88-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР Лариса Ивановна Авдеева. Меццо-сопрано певицы звучало в Большом театре СССР с 1952 по 1983 годы, артистка принадлежит к поколению блистательных отечественных певцов, с успехом представлявшему русскую вокальную школу на Западе в 1960-70-е годы.
Авдеева была исполнительницей центральных партий меццо-сопрано во всех знаковых постановках того периода в Большом театре, среди её коронных ролей – Марина и Марфа в операх Мусоргского, Ольга, Филиппьевна и Графиня в операх Чайковского, Любаша и Любава в операх Римского-Корсакова, Кармен в опере Бизе. Не чужда была певица и современному репертуару – пела в операх Прокофьева, Холминова, Щедрина. Голос певицы неоднократно записывался на грампластинки.
13 марта на 80-м году жизни скончался народный артист России дирижер Вольф Михайлович Горелик. Маэстро родился в 1933 году в Свердловской области, окончил Уральскую государственную консерваторию. Он работал в симфонических оркестрах Томской и Новосибирской филармоний, был дирижером Свердловского и Новосибирского театров оперы и балета.
В 1966 году стал главным дирижером Бурятского театра оперы и балета, в 1967 - Саратовского театра оперы и балета имени Чернышевского. С 1974 года является дирижером Московского театра оперетты, а с 1993 года - дирижер Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В последнем он поставил такие оперные спектакли, как "Богема", "Тоска", "Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток", "Так поступают все женщины".
Андрей Сергеев, худрук Челябинской Оперы, и главный дирижер театра Антон Гришанин подали в отставку 8 марта. В этот день главный дирижер после очередного спектакля заявил труппе о своем уходе из театра, а также объявил, что и главный режиссер Андрей Сергеев последует его примеру. Причину такого решения он обозначил как «разногласия с директором театра в вопросах творческой политики», в частности, в отношении предстоящей постановки оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика». Андрей Сергеев и Антон Гришанин думали поставить оперу в стиле барокко. В постановке должен был зазвучать старинный оркестр с клавесином и арфой. Но директор Владимир Досаев не одобрил эту концепцию.
Антон Гришанин проработал в театре девять лет. Он является обладателем государственной премии за балет «Гойя», его спектакль «Пиковая дама» — лауреат премии «Золотая маска». Последняя премьера «Жизнь за царя» названа спектаклем года по версии журнала «Музыкальное обозрение». Он давно работает по совместительству в Московском театре Станиславского и Немировича-Данченко и там проводит большую часть времени. По слухам, его уход связан с желанием окончательно перебраться в столицу.
Андрей Сергеев — выпускник постановочного факультета школы-студии МХАТ. За свою карьеру оформил более 40 спектаклей, а в конце 90-х получил должность режиссера-постановщика в московском Новом драматическом театре. Его предыдущие работы — оперетты «Сильва», «Летучая мышь» и спектакль «Лоэнгрин», который номинировался на «Золотую маску». В челябинский театр он перешел в январе 2012 года.
Петербургский режиссер Юрий Александров приступил к репетициям оперы Джузеппе Верди «Аида» в Самарском театре оперы и балета. Премьера нового спектакля планируется в апреле и приурочена к 200-летию со дня рождения Дж. Верди.
Партию Аиды будут исполнять солистки Самарского театра Лия Габриелян и Татьяна Ларина, а также солистка Пермского театра оперы и балета Ирина Крикунова. Партия Амнерис отдана солисткам Наталье Дикусаровой, Антонине Ревуцкой и Наталье Фризе. Партию Радамеса будут исполнять самарец Дмитрий Крыжский и бывшая звезда самарской сцены, а ныне - солист московского театра «Новая опера» Михаил Губский. Партию Амонасро исполнят хорошо известные самарской публике солисты Зураб Базоркин, Василий Святкин и Георгий Цветков.
Действие написанной композитором в 1871 году оперы происходит в Древнем Египте, поэтому было решение заказать для новой постановки «Аиды» новые костюмы и декорации. Главной цветовой гаммой спектакля будет золото: как в декорациях, так и в костюмах действующих лиц: не только главные герои, но и артисты хора появятся на сцене в золотых париках. По словам заведующей музыкальной частью самарского театра оперы и балета Натальи Эскиной, декорации и костюмы поразят воображение публики своей красотой и изысканностью.
Это не первый опыт постановки «оперы опер», как называют «Аиду», на самарской сцене. В 1991 году спектакль по опере Джузеппе Верди уже ставил балетмейстер Игорь Чернышев. Спектакль продержался в репертуаре до 2006 года, когда началась масштабная реконструкция самарского оперного. Теперь «Аида» вновь готовится блистать на самарской сцене.
Мариинский театр и знаменитый аргентинский театр "Колон", что в столице страны Буэнос-Айресе, заключили 11 марта соглашение о сотрудничестве. С российской стороны документ подписал Валерий Гергиев. По словам худрука Мариинки, соглашение в первую очередь предусматривает взаимодействие по линии обмена артистами.
Построенный в 1908 году театр "Колон" считается одним из лучших оперных театров мира. За исключительные акустические характеристики эксперты ставят его на пятое место среди всех мировых оперных площадок (после миланской "Ла Скала", Венской государственной оперы, "Оперы Земпера" в Дрездене и Парижской национальной оперы).
«Исторически и театр "Колон", и Мариинский театр принадлежат к немногочисленной семье великих театров. Театров с такой историей мало, и я думаю, что у нас большие возможности развивать сотрудничество», — считает Гергиев. В этот же день в "Колоне" симфонический оркестр театра под руководством Гергиева исполнил произведения Петра Чайковского. Концерт был организован мэрией Буэнос-Айреса при поддержке посольства России.
Образцовая детская оперная студия Красноярского театра оперы и балета отмечает свое 20-летие! На счету больших маленьких артистов четыре самостоятельных спектакля: «Золотая принцесса» на музыку группы «ABBA», поучительная сказка «Петер и Пауль бегут в Шлараффию» Ф. Легара, «Новые приключения Буратино» А. Рыбникова и музыкальный пазл из фрагментов различных мюзиклов «Белоснежка и…».
Кроме того, юные актеры постоянно принимают участие в таких репертуарных оперных постановках театра как «Кармен» Ж. Бизе, «Флория Тоска» Дж. Пуччини, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Кармина Бурана, или Колесо фортуны» К. Орфа, «Царская ложа» М. Мусоргского.
Свое 20-летие юные певцы отметят зрелищным шоу. В первом отделении студийцы и артисты театра представят зрителям дайджест из спектаклей оперной студии, объединенных сюжетной линией. Во второй части вечера прозвучит разная по стилю и направлениям вокальная музыка, которую студийцы исполняют на краевых и городских мероприятиях. Здесь будут и фрагменты из киномюзиклов «Кабаре», «Кордебалет», «Кошки», знаменитые шлягеры в переложении для хора, много танцевальных номеров, сольные выступления и дуэты. А также поздравления от друзей и коллег, словом все, что обычно происходит в День рождения!
Любовь Казарновская представляет мировому интернет-сообществу новый конкурс классического вокала «1st Global Internet Vocal Competition». Данный конкурс отличается от других существующих в мире конкурсов своей масштабностью и уникальностью. Вот его основные принципы: активно голосует мировое интернет-сообщество; объективность: оценивается исключительно голос и исполнительское мастерство; «двойное жюри», состоящее из мирового интернет-сообщества и профессионального жюри; дальнейшая работа с лауреатами после конкурса.
Казарновская считает, что «пора отойти от традиционной формы подобного рода конкурсов. Их очень много, часто они превращаются в «Конкурсы педагогов» и большую интригу, типа «ты – мне, я – тебе». А где же публика? Где гарантия, что публика согласна с решением жюри? Кто будет дальше развивать способности молодых победителей или поможет устранить слабые места?»
Конкурс проводится в период с 12 декабря 2012 г. по 30 июня 2013 г.. Прием заявок на участие в нём проводится по 30 марта 2013 г. Два тура пройдут в он-лайн заочном режиме и лишь третий будет проводиться «живьём» 25–30 июня 2013 г. в Москве. Вручение призов победителям осуществляется в рамках финального гала-концерта, который состоится в Москве 29 июня 2013 г.
В Конкурсе могут участвовать дееспособные физические лица, достигшие 18-ти летнего возраста (21 года для граждан США), но чей возраст не превышает 35 лет для мужчин и 33 лет для женщин в день начала первого тура. Президент конкурса - Ренато Брузон, председатель жюри - Любовь Казарновская. Члены жюри конкурса: Марьяно Хорак, президент агентуры "Caecilia" (Швейцария), Джорджо Крочи, дирижер (Италия), Сабино Леночи, главный редактор журнала "l'OPERA" (Италия), Лука Тарджетти, арт-менеджер (Италия), Паоло Арка, арт-директор оперного театра "Regio di Parma" (Италия), Александр Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Россия).
Очередной VIII Международный вокальный конкурс имени Станислава Монюшко (International Stanisław Moniuszko Vocal Competition) состоится в мае нынешнего года (11-17 мая). Главный приз в этом сезоне составляет 15000 евро. Помимо этого заявлено по три премии в женских и мужских номинациях (I премия – 10000 евро, II премия – 8000 евро, III премия – 6000 евро).
Также предусмотрен ряд специальных призов: приз от Польской Национальной Оперы по результатам конкурсных прослушиваний (Prize of the Management of the Teatr Wielki – Polish National Opera); приз от Польской Национальной оперы за лучшее исполнение арии из оперы Джузеппе Верди в рамках специального мероприятия – концерта «Verdi Gala», приуроченного к 200-летней годовщине великого композитора; приз от Института Фредерика Шопена в Варшаве (Prize of the Fryderyk Chopin Institute) за выступление на Международном музыкальном фестивале «Шопен и его Европа»; приз от оркестра «Sinfonia Varsovia» (артистический директор – Кшиштоф Пендерецкий) за совместное выступление с оркестром в рамках проведения конкурса; приз имени Марчеллы Зембрих за лучший женский голос; приз имени Яна и Эдварда де Решке за лучший мужской голос; специальный приз имени Яна Кепуры за лучшее выступление в польском репертуаре.
В этом году на конкурс поступило более трехсот заявок от молодых вокалистов из тридцати девяти стран. На сегодняшний день отборочным жюри в составе знаменитых польских оперных певцов Агнешки Рехлис, Йоланты Жмурко и Ромуальда Тесаровича уже полностью утвержден список из 74 участников нынешнего конкурса. Россию на конкурсе представляют четыре участника.
Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров