Темы: Кончина Маргариты Миглау. Рене Барбера и Альберто Дзедда в «Севильском цирюльнике» театра Станиславского. Инновационный конкурс Бертмана. Определились с «Пиковой» в «Новой опере». Пряничный домик в Михайловском. Новый сезон Венской Штаатсопер. Из галереи в оперу. «Пористая» Опера на Тайване.
Известная оперная певица, в прошлом солистка Большого театра, Народная артистка РСФСР Маргарита Миглау скончалась 18 марта в возрасте 87 лет.
С 1956 по 1986 годы она пела на сцене Большого тетра, куда ее приняли сразу по окончании института им. Гнесиных. Миглау — первая исполнительница партии Сенты в опере Вагнера "Летучий голландец" на сцене Большого. В числе наиболее значительных ролей певицы — партия Чио-Чио-Сан в опере Пуччини. В этой роли певица выходила на сцену 173 раза.
Кроме того в её репертуаре были такие роли как Татьяна в «Евгении Онегине», Волхова в «Садко», Микаэла в «Кармен» и др. С 1983 года Маргарита Миглау преподавала на кафедре сольного пения в Российской академии музыки им. Гнесиных.
На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко грядет большой россиниевский праздник.
26 и 28 апреля в опере "Севильский цирюльник" партию Графа Альмавивы исполнит американский тенор Рене Барбера. Дирижировать спектаклями в эти дни будет итальянский маэстро Альберто Дзедда. Рене Барбера победил на конкурсе вокалистов Operalia, который проводился в Москве в 2011 г. И кроме того, стал обладателем приза зрительских симпатий. Выступление молодого американского тенора на Operalia стало сенсацией, а в его победе не сомневались, похоже, ни публика, ни жюри. Сегодня он начинает свою карьеру, выступая на главных американских сценах. В Московском Музыкальном театре состоится европейский дебют Рене Барберы в партии Альмавивы. Выдающегося итальянского маэстро Альберто Дзедду, который будет дирижировать апрельскими спектаклями, называют "россиниевским гуру", а все певцы почитают особой удачей встретиться с ним в работе над операми Россини.
25–29 марта 2013 года на сцене театра «Геликон-опера» пройдёт финал Первого Международного конкурса молодых оперных режиссёров «НАНО-опера», организованного театром совместно с Департаментом культуры города Москвы, Союзом театральных деятелей Российской Федерации и Красноярским государственным театром оперы и балета.
В России соревнование оперных режиссёров проводится впервые. Молодым (до 35 лет) режиссёрам из разных стран предстоит работать в реальных современных условиях, когда приставку «нано» можно приложить буквально ко всему – в первую очередь, к отпущенному времени. Технологичная «наносценография» будет минималистичной, чтобы конкурсанты сосредоточились на самом главном – на работе с актёром.
25 марта состоится жеребьёвка финалистов. С 26 по 28 марта молодые режиссёры будут ставить с артистами «Геликон-оперы» арии, дуэты и массовые сцены из репертуара театра. Весь процесс будет происходить на глазах у публики, чтобы можно было наблюдать, как получается тот конечный продукт, с которым мы знакомимся на оперных премьерах.
Творчество конкурсантов будет оценивать международное жюри, в состав которого войдут ведущие оперные режиссёры из России и Европы. Председатели жюри - руководитель Департамента культуры города Москвы Сергей Капков и художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. Церемония награждения победителей и гала-концерт лауреатов состоятся 29 марта.
Директор театра «Новая опера» Дмитрий Сибирцев подписал контракты с постановщиками предстоящей в ноябре 2013 года премьеры оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»: с режиссером Юрием Александровым и дирижером Александром Самоилэ. Кроме того, на сцене театра прошло прослушивание вокалистов со всей страны на главные партии в премьерных спектаклях. Результаты прослушивания будут обнародованы через несколько дней.
Также подписан контракт с известным композитором Владимиром Мартыновым на создание музыки к спектаклю «Школа жен», который в мае 2014 года на сцене «Новой оперы» поставит выдающийся российский режиссер Юрий Любимов. Юрий Петрович уже прислал либретто оперы. Сценографом спектакля выступит Зиновий Марголин, а художником по костюмам — Рустам Хамдамов.
Сегодня, 24 марта в Михайловском театре состоится премьера детской оперы Э. Хумпердинка «Гензель и Гретель». Готовится к постановке камерная версия оперы, которая войдет в программу абонемента «Путешествие в Закулисье». Режиссер Дарья Пантелеева и художник Дина Тарасенко (для обеих эта работа будет профессиональным дебютом) для малоформатного спектакля выбрали традиционную условно-сказочную стилистику. Во время представления зрители размещаются прямо на сцене.
«Гензель и Гретель» - детская опера на сюжет сказки братьев Гримм. Немецкий композитор Энгельберт Хумпердинк, ученик и ассистент Вагнера, задумывал ее как музыкальный подарок своим племянникам, но опера вышла за пределы семейного круга и завоевала сцены профессиональных театров. Музыковеды в партитуре находят сходство с вагнеровскими музыкальными принципами и даже сравнивают эпизод «Скачка ведьмы» с «Полетом валькирий»; также в опере использованы подлинные народные детские песни.
Премьера состоялась в Веймаре, в рождественскую неделю 1893 года, дирижировал Рихард Штраус. В России оперу впервые поставили в 1895 году; на дореволюционной русской сцене она шла под названием «Ваня и Маша». Сейчас «Гензель и Гретель» ставится в театрах Германии и других стран; в частности, известен спектакль «Метрополитен-оперы», где сказочные события перенесены в современный контекст, и на сцене вместо метелок крутятся блендеры и миксеры.
Директор Венской государственной оперы Доминик Мейер представил во вторник программу сезона 2013-14 года; также он сообщил, что в театре появятся субтитры на русском языке уже в следующем сезоне, 2014-15 года.
В ближайшем сезоне венской публике будут представлены премьеры "Волшебной флейты" Моцарта, "Русалки" Дворжака, "Лисички-плутовки" Яначека, "Лоэнгрина" Вагнера, "Девушки с Запада" Пуччини и новой оперы композитора Элизабет Наске. Кроме того, любителей оперы ждут интернет-трансляции спектаклей, которые появятся уже с сентября этого года.
Среди событий будущего сезона Мейер отметил возвращение в театр режиссера Отто Шенка, который поставит "Лисичку-плутовку" в июне 2014 года. Главный дирижер Венской оперы Франц Вельзер-Мёст сказал, что для него важно продолжение цикла опер Яначека, который он начал постановкой в 2011 году оперы "Катя Кабанова" по Островскому.
Среди россиян, которые выступят на этой сцене в будущем сезоне — Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Хибла Герзмава, Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков, Павел Колгатин, Алиса Колосова, Дмитрий Корчак, Ольга Пудова, Анна Смирнова, Елена Жидкова, Дмитрий Белосельский. Их имена стоят в программе рядом с именами таких мировых звезд, как Кири Те Канава, Пласидо Доминго, Томас Хэмпсон и Эдита Груберова.
Лондонский королевский театр «Ковент-Гарден» возглавил замдиректора галереи современного искусства «Тейт» Алекс Берд. Несмотря на то, что Берд никогда не работал в сфере оперы и балета, на него возлагают большие надежды.
«Он помог создать Tate Modern... Он будет великим руководителем», — рассказал директор галереи Николас Серота. «Берд по-настоящему талантлив и сможет решить любую проблему, а еще он очень порядочный человек», — заявили попечители Tate Modern Боб и Роберта Смит.
Как рассказали журналистам знакомые Берда, он очень любит классическую музыку и даже сам немного играет на виолончели. Годовая заработная плата нового директора театра составит £250,000. К работе он приступит в сентябре 2013 года.
Предыдущий глава «Ковент-Гардена» Тони Холл, руководивший театром с 2001 года, в ноябре был назначен новым генеральным директором «Би-би-си». К своим обязанностям он должен приступить уже в этом месяце.
В Тайчжуне (Тайвань) полным ходом идёт строительство оперного театра по проекту японского архитектора Тоё Ито, только что, к слову, получившего Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской в архитектуре). Согласно последней моде, это будет самодостаточная экосистема, способная собирать и очищать дождевую воду, контролировать температуру и освещение.
Самая сложная в инженерном отношении часть — «органические» пористые, изгибающиеся в трёх измерениях стены из металлической сетки, залитой торкрет-бетоном. Последний набрызгивается в два слоя различного состава, причём второй наносится вручную, чтобы в точности соответствовать дизайн-макету.
Ничего подобного в мировой архитектуре ещё не было. Кстати, г-н Ито изготовил четырёхметровый макет, дабы продемонстрировать прочность конструкции.
Проект предусматривает три театра на 200, 800 и 2000 мест. Стоимость оценивается всего в $5 млн, но сложность такова, что тендер пять раз проваливался из-за нежелания подрядчиков принимать в нём участие. Открытие оперного театра планируется в декабре этого года.
Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров