Более чем современно

Новая «Травиата» в АНО

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Радикальной постановкой «Травиаты» немецкий режиссер Петер Конвичный - без антракта (спектакль шел два часа), практически без декораций, если не считать тяжёлого бордового занавеса и единственного стула – дебютировал в Великобритании, на сцене Английской национальной оперы. Дирижер Майкл Хофстеттер – еще один дебютант.

У меня нет сомнений, что эта постановка, втиснутая в рамки одного, пусть и двухчасового действия, вызвала определенное количество зрительского негодования и разочарования. Едкие реплики по поводу отсутствия перерыва и возможности расслабиться с бокалом шампанского тут же нашли свое объяснение и многими озвучивались, сразу же после окончания спектакля и достаточно громко: кто бы вернулся в зал после?

1/3

Но это была только одна часть зрителей, другая же – искренно восхищалась тем, что режиссеру и певцам удалось, не нарушая целостности произведения, показать проблему как бы «изнутри».

Дирижер Майкл Хофстеттер, дебютировавший в «Колизее», отличился тем, что ему удалось добиться восхитительно сдержанной, эффективной и несколько, я бы сказала, отстраненной игры оркестра в этот вечер, за исключением, может быть, краткого соло Виолетты «Amami, Alfredo» (кульминационного момента второго действия в привычной раскладке) и еще двух моментов. Но в конце спектакля отчетливо понимаешь, что это дистанцирование музыкантов от происходящего на сцене – не случайность, что это и есть изначальная концепция дирижера, идущая, полагаю, от режиссера.

Великолепный состав задействован в этой опере. И трудно выделить лучшего, потому что пение было действительно потрясающим.

Однако, американская сопрано Коринн Уинтерс в этом своём европейский дебюте превзошла всех, она действовала энергично, пела замечательно, убедительно сыграв образ падшей (и несчастной) женщины, цепляющейся за жизнь.

«Мы, современники, крутые и свободные, мы пережили период сексуальной революции, но, тем не менее, нужна определённая дерзость и в наше время (я уже не говорю о том периоде, когда Верди писал оперу), чтобы центральной героиней сделать проститутку. И не в ней дело – дело в том, что она есть элемент человеческого бытия. А мы – мы мало чем отличаемся от того напыщенного парижского света, - убежден постановщик, – мы такие же».

Но почему она увлеклась Альфредом, робким, застенчивым «ботаником», сраженным наповал «общением» с гламурными женщинами, ведь как раз общаться с ними он или не умеет, или откровенно стесняется? Альфред в этой постановке - не вездесущий любитель вечеринок и светский ловелас, не бойкий современный тип, знакомый со всеми нюансами социального времяпрепровождения, он скорее – вечный студент- книжник, само недоразумение. Альфреда отлично сыграл в этом спектакле Бен Джонсон. И пел он лирично, душевно.

Если бы это была другая постановка, можно было написать, что до него Виолетта не жила, не любила. Но «Травиата» Конвичного – не о любви. Это скорее история о том, как женщина, узнав о смертельном диагнозе, пытается отвергнуть этот факт, отказывается примириться со смертельной болезнью, и как она использует мужчину в своей попытке если не обмануть смерть, то хотя бы отдалить ее наступление. Не просьба отца Альфреда Жоржа Жермона (английский баритон Энтони Майклс-Мур) трогает Виолетту, но образ забитой, в косичках, молоденькой девушки – сестры её возлюбленного, по сути, решает ее судьбу. Майклс-Мур поет звучным, «командирским» баритоном, но его более чем реалистичный характер - одномерный, неразвивающийся.

Эта новая трактовка, также же, как и опера «Евгений Онегин», поставленная новым директором Королевской оперы, далека от оригинала. И дело даже не в современном дизайне (или его полном отсутствии) или адаптировании во времени: этим уже никого не увидишь. Иначе трактуется сама идея, заложенная композиторами и авторами либретто в прошлых веках. 21-й век вносит свои коррективы.

Тем не менее, эта версия «Травиаты» - необычный и достойный вклад в празднование двухсотлетия Верди, широко отмечаемого многими оперными домами мира. Лондонский «Колизей» – не исключение. И вечер, проведенный в нем, был наиприятнейшим.

Автор фото — Tristram Kenton / ENO

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Петер Конвичный

Персоналии

Травиата

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ