IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича впервые открылся в это году без физического присутствия его Музы, и потому посвящён памяти Галины Павловны Вишневской.
Выбор «Реквиема» Верди в качестве произведения, открывшего концертную программу, кажется в этой связи особенно значимым. Совпало всё: и 200-летие великого итальянца, и сочетание канонической формы, с оперной по сути музыкой «Реквиема», посвящённого памяти друга и классика итальянской литературы Алессандро Мандзони, и то, что сама Галина Павловна не раз исполняла партию сопрано в этом опусе.
Наконец, хор и оркестр прославленного «Tеаtrо Comunale di Bologna» в юбилейный год 250-летия впервые посетили Россию.
Но далее вмешалась Судьба или проще, случай. Банальная вещь – певцы простужаются и заболевают, за три дня до концерта об этом объявила известная итальянская сопрано Барбара Фриттоли. И замена, предложенная итальянской стороной, вписалась в общую концепцию фестиваля более чем удачно. Татьяна Сержан, наша соотечественница, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, ещё студенткой в маленькой партии Каторжницы в «Катерине Измайловой» испытавшая на себе дирижёрскую магию и обаяние Мстислава Леопольдовича. Ольга Ростропович в кратком, как всегда, но эмоциональном вступительном слове при открытии фестиваля, справедливо заметила, что готовность певицы экстренно прилететь и выручить очень в духе Г.П.Вишневской.
Но и качество исполнения партии сопрано оказалось достойно памяти Примадонны отечественной сцены, хотя прямые сравнения здесь неуместны.
Сочетание темброво богатого и «вкусного», очень нашенского голоса с совершенно естественной итальянской манерой звукоизвлечения, даже специфической итальянизированной латынью в тексте у Сержан удивляет и радует. «Она что, и по-русски понимает?» - только и слышалось в закулисье БЗК от техперсонала, обманутого «иноземной» фамилией (интервью с Сержан см. здесь).
В первых номерах «Реквиема» сопрано только немного солирует, больше выступает в ансамблях с партнёрами. Показалось, что Сержан словно берегла голос, или осознанно отступала в тень, демонстрируя, прежде всего, владение пиано, умение строить ансамбль. Это особенно ценно, потому что основная партнёрша в дуэтах Recordare и Agnus Dei меццо-сопрано Вероника Симеони не отличается густотой и глубиной тембра. Она очень музыкальна, но по голосу скорее камерная певица с несколько глухим возрастным нижним регистром, не смотря на молодость. Иногда возникал дисбаланс, сопрано звучало темнее и мясистее меццо. Но в почти григорианской теме Agnus Dei Сержан удалось таким острым лучиком собрать голос, что дуэт с меццо напомнил некое архаичное песнопение двух Марий.
Большая финальная сцена сопрано с хором начинается с речитатива Libera me Domine – «..Избави меня, Господи, от смерти вечной в тот страшный день, когда содрогнутся земля и небеса…». Осмысленно, сдержанно-страстно прозвучали эти древние слова у сопрано. И затем небесной красоты ариозо–соло сопрано с хором Requiem aeternam dona eis, Domine, венчающееся истаивающим мастерски сфилированным верхним си-бемолем.
Сколько простора для интерпретации вложил Верди в эти страницы – от сиюминутной боли личной утраты, до философского осмысления всех скорбей грешного мира. В данном случае у Татьяны Сержан я услышала затянувшуюся рану по кому-то бесконечно дорогому Ушедшему, когда уже есть силы вспоминать без рыданий, и образ начинает высветляться. Очень уместно в контексте вечера.
К сожалению, говорить об интересной трактовке остальных солистов не приходится.
У меццо в «Реквиеме» нет яркого сольного эпизода, но в наиболее значимом для неё трио Lux aeterna Вероника Симеони хорошо начала, а потом съехала интонационно.
Приблизительными нотами более всех грешил Акилес Мачадо. У молодого венесуэльского тенора приятный светлый спинтовый голос, но не хватает умения распределить силы. Козырной номер Ingemisco у него прозвучал неплохо, если не обращать внимание на заниженные “ inter oves…” и “statuens’’. Но далее в ансамблях словно через силу посылал звуки в зал синьор Мачадо. И сокровенное «Hostias» никакие не «Жертвы и мольбы тебе, Господи», а старательная борьба с переходными «фа» и «соль» на меццо-пиано, вместо пианиссимо в партитуре.
Высоченный, очень фактурный бас Риккардо Дзанеллато звучал скорее крепким баритоном, в его тембре нет желанной темноты. Но он, напротив, довольно формально пропев сольный Confutatis, в ансамблях показался органичным, хорошим фундаментом квартета.
Особая роль в любом Реквиеме – хор. Работа хормейстера Лоренцо Фратини заслуживает высокой оценки. Да, это пел настоящий оперный, всегда пестроватый по качеству голосов хор, не претендующий на идеальное монолитное звучание академических капелл. Хотя таким мощным «дьяконским» басам можно только позавидовать. Но главное, возможно в силу итальянской природы, хористы понимали, про что пели, ведь не секрет, что мёртвая для большинства латынь чаще других текстов становится просто набором букв. И эти чудесные характерные «дж» и «ч» вместо классических для античников-филологов «г» и «ц» в произношении. Придираться? Отнюдь, ведь даже учившийся в старейшем в Европе университете Болоньи Николай Коперник слышал лекции об Аристотеле именно на такой латыни!
Хоровая мощь в Dies irae, чётко получившееся фугато в Sanctus, божественное пианиссимо в аккомпанементе сопрано в финальном Requiem aeternam – лучшие моменты вечера.
Говорить об оркестре, пожалуй, невозможно отдельно от дирижёра. Молодой маэстро Микеле Мариотти, сын создателя и бессменного суперинтенданта фестиваля Россини в Пезаро Джанфранко Мариотти, безусловно, талантлив и обладает потенциалом для творческого роста. Показалось, что он умеет тщательно репетировать с солистами, отдельными группами инструментов. Но пока не хватает масштаба, пресловутой харизмы, чтобы выдержать такое масштабное произведение. Не всегда казались убедительными темпы, не хватало той самой дирижёрской воли, что составляет суть этой профессии. Но в целом – впечатление положительное, а киксанувшие с боков амфитеатра трубы в первом Dies irae легко забываются. Остаётся ощущение благодарности за ещё одно свидание с вечной музыкой, привезённой земляками великого Верди.