Темы: Фестиваль «Два века с Верди» в Самаре. «Турандот» в Кемерово. Концерт Ирины Лунгу и Василия Ладюка в Новой опере. Трагическая кончина главного режиссера Пермской оперы. «Макбет» стал жертвой забастовки. Открытие нового оперного театра в Линце. Вельзер-Мёст теряет сознание. Опере Мануэля де Фальи «Жизнь коротка» — 100 лет.
Самарский театр оперы и балета проводит с 17 по 28 апреля большой оперный фестиваль, приуроченный к 200-летнему юбилею Джузеппе Верди. В программе фестиваля спектакли текущего репертуара театра «»Травиата» и «Риголетто», премьера «Аиды» и гастрольный «Трубадур» московской Новой оперы.
Среди участников фестиваля много приглашенных солистов: Борис Стаценко, выступающий в Германии (Опера на Рейне), грузинский тенор Георгий Ониани, а также Михаил Губский, Елена Манистина, Ахмед Агади, Татьяна Печникова, Лариса Андреева, Мария Пахарь, Марина Нерабеева, Анджей Белецкий, Андрей Бреус, Анастасия Бибичева, Ирина Крикунова. Самарскую оперу представляют Дмитрий Крыжский, Ирина Ярцева, Василий Святкин и др. За пультом Александр Анисимов («Травиата» и «Аида»), Виктор Куликов («Риголетто») и Евгений Самойлов («Трубадур»).
На сцене Большого зала филармонии Кузбасса 6 апреля состоялась премьера оперы «Турандот» в концертном исполнении. Как сообщило накануне Сибирское агентство новостей в Кемерово: «Этот проект – совместная работа коллектива филармонии и солистов Пекинской национальной оперы. Партию принцессы Турандот исполнит Жуань Юйцюнь (сопрано), партию китайского Императора - Ванг Хайминь (тенор) и партию молодой рабыни Лю - Ванг Вей (сопрано). А роль Калафа исполнит наш земляк из Киселевска, ныне солист Большого театра России, Роман Муравицкий».
9 апреля на сцене Новой оперы состоится концерт сопрано Ирины Лунгу и баритона Василия Ладюка. Успешность международной карьеры обоих артистов несомненна. Но если Ладюка в Москве можно услышать с завидной постоянностью, то о Лунгу этого не скажешь. Тем интереснее будут ожидания любителей оперного искусства.
На Ирину Лунгу наш журнал обратил внимание еще в 2001 году, когда мы освещали в рубрике «Коротко о разном» итоги 2-го Международного конкурса молодых певцов Елены Образцовой, где певица из Воронежа получила вторую премию. С тех пор Лунгу сделала головокружительную карьеру, выступает на ведущих сценах мира. И вот нынче московской публике предоставляется возможность оценить ее мастерство.
Программа концерта под управлением известного маэстро Лорана Кампеллоне весьма изысканна и состоит из произведений французских композиторов (Тома, Массне, Гуно), которые будут звучать в 1-м отделении и Верди (2-е отделение). Наряду с вокальными номерами будут и оркестровые.
Впрочем, не будем раскрывать интригу. Наш журнал планирует опубликовать рецензию на этот концерт.
В Перми 2-го апреля скончалась и. о. главного режиссера Пермского театра оперы и балета Ольга Эннс.
По сообщению агентства «Новый регион 2» трагедия произошла за две недели до этого, «когда Эннс на репетиции упала в оркестровую яму и с тех пор содержалась в больнице в критическом состоянии» и была в коме».
«Ольга Эннс работала режиссером Пермской оперы с 2006 года. Режиссер-постановщик пяти спектаклей: двух камерных опер Гаэтано Доницетти для взрослой публики «Разбитая чашка, или Как стать мужем и уцелеть» (2010), «Колокольчик, или Как правильно выйти замуж» (2010) и трех детских». В 2012 году была назначена на должность и. о. главного режиссера.
На сайте миланского театра Ла Скала появилась информация об отмене спектакля «Макбет» 7 апреля, которым должен был дирижировать Валерий Гергиев. Причина – забастовка работников театра, организованная профсоюзами. Если ничего не произойдет, следующий спектакль должен состояться 9 апреля.
Премьерная серия спектаклей вердиевской оперы проходит с 28 марта по 21 апреля. Новую постановку осуществил известный театральный режиссер Джорджо Барберио Корсетти, которого мы знаем по недавнему мариинскому «Дону Карлосу».
Кроме В.Гергиева спектаклями дирижирует также Пьер Джорджо Моранди. В первом составе солистов - Франко Вассалло (Макбет), Лукреция Гарсиа (Леди Макбет), Штефан Кочан (Банко), Стефано Секко (Макдуфф). Среди участников спектакля также Татьяна Сержан и Виталий Билый.
В австрийском Линце 12 апреля открывается новый оперный театр, оборудованный по последнему слову техники, с вращающейся сценой диаметром в 32 метра. Строительство продолжалось 3 года.
На торжественном открытии впервые прозвучит новая опера минималиста Филиппа Гласса «Следы заблудших», либретто которой создано по одноименной пьесе знакового австрийского писателя и драматурга Петера Хандке, характеристика творчества которого простирается от неоавангардистского эксперимента и игры словесными конструкциями до реалистических опытов повествования. Постановка осуществлена знаменитым режиссером Дэвидом Паунтни, дирижирует Денис Рассел Дейвис.
Один из ведущих дирижеров современного оперного мира Франц Вельзер-Мёст 31 марта неожиданно потерял сознание во время исполнения «Парсифаля» в Венской Штаатсопер, музыкальным руководителем которой он является в настоящее время. Как сообщает Lenta.ru со ссылкой на зарубежные СМИ, «по мнению врачей причиной потери сознания стал сосудистый коллапс. При этом на данный момент здоровью Вельзер-Места ничего не угрожает. После осмотра в больнице он сам добрался до дома». Инцидент возможно стал следствием сильного переутомления – в течение предыдущих пяти дней маэстро четырежды вставал за дирижерский пульт.
Исполнилось 100 лет со дня мировой премьеры оперы испанского композитора Мануэля де Фальи «Жизнь коротка», которая состоялась 1 апреля 1913 года в Ницце (на французском языке). В премьере участвовали популярные французские певцы того времени Лилиан Гренвиль (Салюд) и Давид Деврие (Пако). Лишь спустя полтора года оперу исполнили на родине де Фальи в Мадриде.
Эта опера известна и в России, где она была поставлена режиссером Леонидом Баратовым 9 ноября 1928 года в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. Руководитель постановки – В.Немирович-Данченко, дирижировал О.Брон. В главных партиях были заняты А.Тулубьева и С.Остроумов.
Опера принадлежит к лучшим творческим достижениям композитора, ее музыка пронизана мелодичным испанским фольклором, зажигательна и страстна. Необычайную популярность приобрели два испанских танца (особенно 1-й) из 2-го акта оперы.
Подготовил Евгений Цодоков
по материалам СМИ и пресс-релизам театров