Темы: Итоги «Золотой маски». «Два века с Верди» в Самаре. Оперная Бурятия в Новосибирске. Опера приходит в Пензу. Опера в российской Прибалтике. Акустика Мариинки-2. Конфликт в «Царицынской опере». Студенческий успех в «Царской». Кончина Юрия Попова.
Стали известны результаты конкурса по итогам прошлого сезона. Кратко повторим их: лучшим спектаклем назван «Сон в летнюю ночь» Театра Станиславского (в свое время мы отмечали достоинства спектакля, рецензию на который см. здесь). По традиции, «Маска» раздаёт «всем сестрам по серьгам», поэтому лучший режиссёр и лучший сценограф – не авторы «Сна», а любимец «масочного» руководства и жюри Дмитрий Черняков, получивший награду за своего скандального «Руслана и Людмилу» в Большом театре.
Чтоб никого не обидеть отметили и Ирэну Белоусову (костюмы в екатеринбургском «Графе Ори»). Лучшая женской ролью признана Медея пермячки Надежды Кучер, а лучшей мужской – злодеи Ильдара Абдразакова в мариинских «Сказках Гофмана». Лучший дирижер – Теодор Курентзис («Cosi fan tutte» Пермской оперы). Специальными призами жюри музыкального театра награждены также Екатеринбургская Опера и Театр Натальи Сац.
Присуждение главной премии бриттеновскому «Сну» вполне оправданно, при всей возможной противоречивости – работа сильная и убедительная, лишний раз доказывающая, что не сами по себе режиссерские средства хороши или плохи, а то, как и в каком музыкально-художественном контексте они используются.
Скандал по этому поводу, учинённый депутатом Железняком, вызывает по меньше мере недоумение: пользуясь слухами и не имея представления о спектакле, единоросс ополчился на вполне безобидную по сути постановку, не заметив, что два других важных приза отданы действительно низкопробной поделке г-на Чернякова. Награда за мужскую номинацию тоже вопросов не вызывает, да и за женскую в целом также, хотя тут стоило бы отметить, что в этот раз конкуренция между дамами была уж очень сильной и кого-то предпочесть было действительно сложно.
В Самарском академическом театре оперы и балета состоялось открытие традиционного весеннего оперного фестиваля, который в этом году посвящен 200-летию итальянского композитора Джузеппе Верди. Открылся фестиваль оперой «Травиата» в постановке итальянского режиссёра Антонио де Лючии – премьера осени прошлого года.
Традиционно в фестивале оперного искусства принимают участие звезды оперной сцены — солисты Большого и Мариинского театров, «Геликон-оперы», Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Нынешний, десятый фестиваль «Два века с Верди» отличается от предыдущих тем, что кроме трех опер, поставленных в Самарском театре, и гала-концерта на фестивале будет показан и гастрольный спектакль московской «Новой оперы» «Трубадур». Спектакль предстанет перед самарской публикой полноценным, в декорациях и костюмах, более того, пройдет дважды, в разных составах 27 и 28 апреля.
Оперы Верди всегда были в репертуаре Самарского театра. В разные годы в театре были поставлены такие из них как «Аида», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Макбет», «Риголетто», «Симон Бокканегра», «Трубадур», «Травиата» и «Эрнани». Но это лишь названия, постановок же было множество. В первый же театральный сезон, в 1932 году, в афише театра появились три оперы композитора, это «Аида», «Риголетто» и «Травиата», то есть все те же три названия, что фигурируют и в нынешнем фестивале.
Уникальный творческий проект «Байкал-Опера» - совместный концерт солистов Бурятского театра оперы и балета и симфонического оркестра Новосибирской Оперы пройдет 23 апреля 2013 в Концертном зале Сибирского Колизея.
Под эгидой Байкальского международного конкурса вокалистов, прошедшего в Улан-Удэ в мае 2011 года, состоится гастрольное турне по городам России как корифеев оперной сцены, так и молодых солистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова.
Голоса примадонны бурятской оперы народной артистки СССР, профессора Галины Шойдагбаевой, Аюны Базаргуруевой, Баиржаба Дамбиева, Ольги Жигмитовой, Бадмы Гомбожапова, Билигмы Ринчиновой и Мунхзула Намхай услышат Якутск, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск, Красноярск и Абакан.
В программе концерта будет представлен весь широкий спектр академического оперного вокала – от колоратурного сопрано Билигмы Ринчиновой в виртуознейшей арии Царицы ночи, лирического сопрано Аюны Базаргуруевой в возвышенной арии Адриенны Лекуврёр, меццо-сопрано Ольги Жигмитовой в знаменитой «Хабанере» Кармен до драматического тенора Баиржаба Дамбиева в предсмертной трагической арии Каварадосси, баритона Мунхзула в горьких раздумьях Алеко и Бадмы Гомбожапова в коронной арии многих бурятских басов – арии хана Кончака.
19 апреля в Пензенском драматическом театре состоялась долгожданная премьера — знаменитая опера Джузеппе Верди «Травиата» в совместной постановке столичных и пензенских музыкантов. Это событие уже назвали важнейшим в музыкальной и культурной жизни Пензенской области. Премьера «Травиаты» состоится в год юбилея города и областной филармонии.
Постановка оперы Верди «Травиата» в Пензенском драмтеатре — это пилотный проект Пензенской областной филармонии совместно с Международной творческой лабораторией режиссеров оперных театров. В постановке задействованы как певцы с мировым именем, так и пензенские артисты. В главных ролях — семь солистов столичных театров, остальные действующие лица — солисты и хор Пензенской губернаторской симфонической капеллы. Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств Ольга Иванова.
По словам замминистра культуры региона Кирилла Застрожного, прецедентов этому культурному и музыкальному событию в Пензе еще не было. Ведь город не имеет консерватории и своего музыкального театра, однако добиться постановки всемирно известного произведения здесь все же удалось. Премьера «Травиаты» состоялась в новом здании театра, которое построили совсем недавно.
Новая сцена Калининградского областного музыкального театра открылась в торжественной обстановке 20 апреля в бывшем Дворце культуры рыбаков. Здание ДК рыбаков было передано в оперативное управление музыкальному театру, располагавшемуся в бывших помещениях телецентра на Бассейной, еще в октябре 2011 года. Год спустя здесь начались строительные работы.
Реконструкция и техническое перевооружение бывшего ДКР шло в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года. Общая сумма финансирования - более 52 миллионов рублей, из них почти 49 миллионов - из федерального бюджета, остальное - из областного.
Теперь в здании два современных зрительных зала - на 400 и на 100 мест, расширена оркестровая яма большого зала, оборудованы гримерки для артистов. Полностью заменена электропроводка, система отопления и канализации, капитально отремонтированы туалеты и фойе. Подвесной потолок выполнен с учетом современных тенденций дизайна, а на фронтоне появилось изображение нотного стана и надпись "Музыкальный театр".
Премьерой на новой сцене стала "Янтарная опера" - совместный проект калининградского музыкального театра и московской "Геликон-оперы". В масштабном театрализованном действе приняли участие все артисты музыкального театра, включая оркестр, а также столичные исполнители из театра "Геликон-опера", который сотрудничает с калининградцами более десяти лет.
Калининградский областной музыкальный театр основан в 1992 году как частный. В 1997 году на его базе начался первый набор в Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). С 2001 года театр приобрел статус калининградского областного музыкального театра. В 2010 году международная академия культуры и искусства признала театр "Национальным достоянием России”.
Сейчас в коллективе театра более 200 человек. В репертуаре - оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова, "Евгений Онегин" Чайковского, "Кармен" Бизе, оперетты "Летучая мышь" Штрауса, "Принцесса цирка" Кальмана и другие произведения.
В преддверии открытия второй сцены Мариинского театра его художественный руководитель Валерий Гергиев провел акустический тест новой сцены в присутствии журналистов. Под руководством маэстро были исполнены отрывки из опер Чайковского, Мусоргского и Верди. Тест прошел вполне успешно: Гергиев остался доволен акустикой. Между тем, исполнителям еще придется поработать, чтобы приспособиться к особенностям зала. Эти особенности выявились во время теста. Екатерине Семенчук, исполнявшей арию Ольги из оперы "Евгений Онегин", пришлось специально отойти вглубь сцены, потому что ее не было слышно в амфитеатре, а духовые инструменты оркестра умудрились заглушить целый хор из "Реквиема" Верди.
Интерьеры нового здания поражают скромностью и минимализмом. Первое, что бросается в глаза в вестибюле, а потом и в основном фойе, - огромное количество лестниц со ступенями из стекла или камня. Кроме них, два основных украшения фойе - внешняя стена зрительного зала, облицованная пластинами желтого оникса, и подвески стразов Сваровски, нитями спускающиеся с потолка.
Зрительный зал на две тысячи мест выглядит компактно и современно: скромные кресла, обитые светло-серой рыхлой тканью, и сплошное дерево делают его похожим на сотни таких же залов по всему миру.
Сцена глубиной 80 метров позволит одновременно готовить несколько спектаклей. Прежние перерывы между постановками, когда декорации и машинерия для следующего спектакля требовали нескольких дней подготовки, как для "Войны и мира" Прокофьева, уйдут в прошлое. Не будет больше и огромных антрактов между действиями в марафонских операх Вагнера, из-за которых спектакль растягивался на такое длительное время, что зрители уходили, не дослушав оперы, чтобы успеть на метро.
Отвечая на вопросы журналистов — как он относится к остро негативной реакции горожан на убогий внешний вид "Мариинки-2", Гергиев отмахнулся: "Я думаю о Мусоргском и Прокофьеве, а об этом не думаю!" Комментируя предложение некоторых радикально настроенных противников второй сцены Мариинки разобрать новодел, искалечивший исторический центр Петербурга, дирижер с пафосом ответил: "Так могут говорить только те, кто, видимо, привык разбрасываться большими бюджетами, а я сторонник небольших бюджетов".
Между тем, по официальным данным, строительство "Мариинки-2" обошлось в 22 миллиарда рублей (более 720 миллионов долларов), а бюджет театра теперь придется увеличить до 4 миллиардов рублей в год.
Официальное открытие новой сцены Мариинского театра запланировано на 2 мая. В торжестве примут участие звезды первой величины: Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Ольга Бородина, Диана Вишнёва, Анна Нетребко, Пласидо Доминго, Леонидас Кавакос, Екатерина Кондаурова, Ульяна Лопаткина и другие выдающиеся деятели искусства.
Конфликт в Волгоградском государственном театре "Царицынская опера" обострился после выплаты работникам зарплаты за март. Музыканты театра, работающие по совместительству, объявили забастовку из-за получения рекордно низкой зарплаты - всего по 3,5 тысячи на человека, что почти в четыре раза меньше февральской зарплаты. 6 апреля спектакль "Кармен" прошел без сопровождения оркестра - под аккомпанемент фортепиано.
В театре уверены, что все проблемы из-за "двух бесполезностей" - директора и художественного руководителя. "Руководство театром осуществляют люди, далекие и чуждые оперному театру", - заявили представители коллектива. По их словам, говорить о финансовых трудностях в театре не совсем корректно. "Зарплаты руководства в границах 70-100 тысяч рублей. Кроме того, выделяются миллионы на постановки с участием приглашенных специалистов. По словам главного дирижера театра "Царицынская опера" Юрия Ильинова, сейчас идут попытки разъединить коллектив. "Кому-то обещают компенсировать зарплату за март. Предлагают продаться "за тридцать серебренников", - добавил дирижер.
13 апреля в Большом зале Московской консерватории была показана «Царская невеста» Римского-Корсакова. Спектакль, в котором участвовали нынешние выпускники Ксения Дудникова (класс профессора К. Г. Кадинской) и Евгений Мизин (класс профессора Б. Н. Кудрявцева), отнюдь не был «ученическим», ― и по качеству голосов, и по подлинности и напряженности жизни на сцене он оказался событием, сравнимым с лучшими спектаклями московских театров. Главная заслуга в успехе спектакля принадлежала двум протагонистам трагедии ― Владимиру Автомонову (Грязному) и Ксении Дудниковой (Любаше). Убедительной и в то же время неординарной оказалась певческая и актерская трактовка обоих: сдержанному, исполненному внутренней силы, интеллигентному и мучимому саморефлексией Григорию ― баритону благородного бархатного тембра противостояла Любаша, с ее царственной статью, страстностью и природной красотой глубокого, по-настоящему объемного меццо. Другие солисты ― Марфа ― Татьяна Иванова (класс преподавателя Е. И. Василенко), Лыков ― Евгений Мизин и Елисей Бомелий ― Дмитрий Галихин ― по сравнению с ними выглядели скромнее. Достойно выступили не только исполнители главных партий, но и солисты второго плана ― Евгений Плеханов (Василий Собакин), Андрей Архипов (Малюта Скуратов) и Ольга Полторацкая (Домна Сабурова).
16 апреля скончался солист Саратовского оперного театра Народный артист СССР Юрий Попов. Об этом печальном событии сообщается в некрологе, опубликованном на сайте театра:
«Юрий Лазаревич Попов родился 14 октября 1929 года в станице Зеленчукская Северо-Кавказского края (ныне — Карачаево-Черкесия). В 1959 году окончил Саратовскую консерваторию (класс А. И. Быстрова). Еще во время учебы в консерватории в 1956 году дебютировал на сцене Саратовского театра оперы и балета. Он первым в истории нашего театра в 1978 году был удостоен почетного звания «Народный артист СССР».
Подготовили Саша Скипетров и Олеся Бобрик
по материалам Рунета