Гала-концерт, посвященный открытию новой сцены Мариинского театра

Гала-концерт, посвященный открытию новой сцены Мариинского театра
Оперный обозреватель

Впечатления очевидца — художественные и не только

Как известно, долгожданное событие — открытие новой сцены Мариинского театра было запланировано на 2 мая. Возможность посещения этого события Президентом России и другими ВИП-гостями стало причиной придания статуса официального концерта-предпремьерного показа запланированной на предыдущий день генеральной репетиции, на которую также невозможно было купить билеты: вход был по приглашениям. Распространение приглашений носило "нетранспарентный" характер – официально было объявлено, что их получат ветераны Мариинского театра, ветеранские организации города, строители новой сцены и творческая интеллигенция. Из личных разговоров автору стало известно, что далеко не все сотрудники-ветераны Мариинского театра получили приглашения: изначально планировалось пригласить тех, кто более 10 лет трудился на благо театра, затем планка была поднята до 15 лет, и, в конечном счете, окончательно установилась на 20 годах. Впрочем, сведения эти неофициальные и, разумеется, непроверенные. Но не будем больше о негативных моментах, у нас ведь праздник-открытие новой сцены.

Итак, запланированное время начала – 19 часов. Как и положено, при входе рамки-металлоискатели, охрана на входе все делает профессионально и четко, очереди минимальные. Гардеробы – на нижней плоскости – один пролет вниз, тоже все быстро, одежду вешают на "плечики".

Иду наверх – народу очень много, народ очень разный, это не публика Мариинского театра, встречаются единичные знакомые лица завсегдатаев Мариинского и Филармонии, но их меньшинство, "так называемые ветераны" присутствуют, но они тоже малочисленны. Далее идет большая группа людей среднего возраста, с преобладанием мужчин – в моей юности так выглядели делегаты городских партийных конференций. И, наконец, совсем немногочисленная группа – дамы в вечерних платьях и мужчины в дорогих костюмах.

На каждом этаже встречают девушки-капельдинеры в бежевой униформе. Программки уже закончились, но меня успокоили: мол, в зале их еще много. Запускать же в зал начнут только после первого звонка, который прозвучит в семь. Значит, есть время осмотреться, пойти выпить кофе. Буфет не один, я обнаружил два, с несколькими стойками, места много, но как-то неуютно, в стиле современных оперных театров. Столиков достаточно, но приходится немного подождать, чтобы занять свободный. Наконец, звонок, можно идти в зал. У меня место - 1-й ряд Балкона, середина. Первое впечатление от зала - очень хорошее, не душно, кондиционеры работают активно, кресла удобные и эргономичные. Обращают на себя внимание осветительные приборы, прикрепленные прямо к фронтальной части балкона: то есть несколько мест первого ряда на балконе имеют значительные ограничения в видимости сцены (по аналогии с первыми от середины местами Балкона Мариинского-1, но на основной сцене на них билеты не продаются, там, обычно, сидят капельдинеры).

Звучит третий звонок, поднимается занавес, выходит маэстро. Начинается концерт. Собственно, программа практически аналогична Концерту 2 мая, который транслировался Первым каналом. За некоторым исключением: арию Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» 1 мая исполняла Екатерина Семенчук, а 2 мая - Ольга Бородина. Второе незначительное отличие: исполнение Ave Maria детским хором 1-го мая было со сцены и из зала, а на официальном открытии все дети из хора были только на сцене. К сожалению, не очень порадовала Кармен (Цыганская песня) в исполнении Семенчук. Исполнение арии Мефистофеля немецким басом Рене Папе было, на мой взгляд, также не идеальным. Зная перфекционизм этого артиста можно предположить, что причина глухости голоса в особенностях акустики зала. Но ее полную идеальность не раз подчеркивали все. И, действительно, оркестровый звуковой поток распространялся прекрасно, по крайней мере, до середины первого ряда балкона. Во время исполнения вокальных партий при большом поднятии головы солиста звук воспринимался идеально. Проблема возникала при полуопущенном или нормальном положении головы солиста, в таких случаях звуковой поток как бы срезался на более низкой плоскости. Следующая проблема – это шум-гудение нескольких фронтальных ламп балкона, которые очень сильно мешали на пиано и пианиссимо. В остальном – без нареканий.

Впечатление от самого торжественного действа – неоднозначное. Эстетически впечатляюще постановка не выглядела, но и цели были другие: продемонстрировать за время концерта все технические возможности новой сцены, в частности молниеносную смену декораций и беззвучную смену номеров.

Подбор программы можно назвать стандартным, но, в отличии от традиционных программ, были представлены три сцены из опер (несомненно, бальзам для любителей этого вида искусства): «Бориса Годунова» (сцена Коронации), «Путешествия в Реймс» и финал из «Иоланты». Замечательно звучащий оркестр, прекрасный хор, и, наконец, один из лучших исполнителей Бориса - Евгений Никитин, исполнили сцену коронации превосходно, хотелось, чтобы опера продолжалась дальше! В «Путешествии» - все как обычно, на хорошем уровне, если бы не Даниил Штода, который это общее впечатление немного ухудшил. Финал Иоланты (опера запланирована на 3 мая, так что материал знакомый для исполнителей) завершил концерт.

Отдельно хотелось бы выделить великолепную идею сценографа (З.Марголина): в хореографической миниатюре Джона Ноймайера «Павлова и Чеккети» над сценой появляется зеркальный экран, колеблющийся от легких дуновений воздуха, и с изменяющимся углом наклона, что позволяло в начале и середине миниатюры отражать сцену, а в финале - оркестр и зал.

Оригинальное решение заключалось в дуэте "La ci darem la mano" из оперы Дон Жуан. Церлина была представлена Анной Нетребко, а в роли Дон Жуана выступали несколько человек (Алексей Марков, Михаил Петренко, Рене Папе, Ильдар Абдразаков и голос Пласидо Доминго, - сам он дирижировал оркестром в это время, сменив на время дуэта Валерия Гергиева). Сам Доминго исполнил арию Зигмунда из Валькирии, исполнил замечательно, несмотря на достаточный возраст, публика, истосковавшаяся по звездам такого уровня, просто неистовствовала.

Многочисленные скандалы со строительством, дискуссии по архитектуре здания новой сцены и прочая суета позади. Санкт-Петербург теперь обладает, несомненно, лучшим оперным залом страны, и одним из лучших в мире. Театр также теперь имеет три сцены – такого еще нет нигде! Подарок на юбилей Маэстро. Подарок замечательный, но и ответственность теперь лежит на нем еще бóльшая! Мы, зрители, благодарные и критические, имеем огромные надежды и ожидания от новой сцены.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мариинский театр

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ