Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Первый московский Тристан. Ещё один Пиноккио. Недетская опера для детей. Уральский мавр. «Оперный альянс» на Волге. Поиски главного дирижера в Челябинске. Памяти Марии Биешу. Стартует очередной Собиновский фестиваль. Опера Гретри «Ричард Львиное сердце» прозвучит в Петербурге.

Первый московский Тристан

Премьера "Тристана и Изольды" Рихарда Вагнера состоялась сегодня 19 мая в московском театре "Новая Опера", второй премьерный спектакль пройдет 25 мая. Постановка является первой в Москве и четвертой в российской истории.

"Так как опера ставится в Москве впервые, мы решили не добавлять в постановку новых интерпретаций. Это классическая версия. Однако в конце каждого акта постановка уходит в область абстрактного, тем самым немного отклоняясь от традиционной версии", — рассказал немецкий режиссер-постановщик Никола Рааб.

Главный дирижер театра и дирижер-постановщик премьеры Ян Латам-Кениг рассказал, что идея поставить эту оперу у него возникла давно, после того, как на сцене "Новой Оперы" в 2008 году показали вагнеровского же "Лоэнгрина". "Тристан и Изольда" — одна из тех опер, где не затронута политика, как в других произведениях Вагнера. Музыка "Тристана и Изольды" опередила на 50 лет свое время. Оркестр скорее не аккомпанирует, а предсказывает действие, это уникальный ход для своего времени" — сообщил Ян Латам-Кениг.

Помимо солистов "Новой Оперы" в спектакле задействованы приглашенные "вагнеровские певцы" — Майкл Баба (тенор) и Клаудиа Итен (сопрано). По словам Клаудии, она не первый раз исполняет роль Изольды, но каждый раз открывает ее заново.

Интернациональную команду создателей дополнил британский художник-постановщик Джордж Суглидес. Он переработал эскизы хрестоматийных декораций известного сценографа Альфреда Роллера, созданных в 1903 году для премьеры в Венской опере.

"Вслед за Роллером я создаю на сцене замкнутое пространство — мир Тристана и Изольды. Я предпочитаю не погружать в детали. Главное — подсказанные музыкой эмоции. Вот почему все, что вы увидите на сцене — абстрактные плоские изображения. В них угадываются очертания каюты корабля, средневекового замка, моря, звездного неба. Закругленный пол — линия горизонта, символизирующая бесконечность, путь к бессмертию", — описывает свой замысел художник-постановщик Джордж Суглидес.

Еще один Пиноккио

Не так давно, всего-то в прошлом сезоне в Детском музыкальном театре имени Натальи Сац поставили оперу под названием «Пиноккио» - это работа британского композитора Дж. Доува, а постановка являлась совместной с Северной оперой города Лидса. И вот в российской столице появится новый, ещё один «Пиноккио»! 23-26 мая в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского пройдут премьерные спектакли оперы итальянского композитора Пьеранджело Вальтинони с таким же названием.

Эта музыкальная сказка не похожа на привычную нам историю Буратино, адаптированную для России Алексеем Толстым. Кроме знакомых персонажей, в ней появляется огромный волшебный мир — животных и птиц, кукол и фей, — который окружает маленького Пиноккио.

Пьеранджело Вальтинони (р. 1959) — итальянский композитор, дирижер, органист. Музыка для детей — одна из самых важных граней его творчества. Написанные им на основе популярных и любимых во всем мире сказок оперы «Пиноккио», «Снежная королева» и «Мальчик со скрипкой» с неизменным успехом ставятся в разных городах Европы, увлекая в добрый сказочный мир и детей, и взрослых.

Опера «Пиноккио» написана Вальтинони в 2001 г. по заказу Teatro Olimpico в Виченце (Италия), где и была впервые поставлена под управлением самого автора. В 2006 г. для знаменитого берлинского театра Komische Oper композитор переработал партитуру и создал новую версию оперы. Именно в такой музыкальной редакции «Пиноккио» завоевал европейский успех и ставился в Staatsoper в Гамбурге и Лейпцигском оперном театре (Германия), Teatro Comunale в Виченце и Teatro Regio в Турине (Италия) и др.

Молодой режиссер Екатерина Василева, номинант премии «Золотая маска», вместе с художником Александром Арефьевым создала яркий и динамичный спектакль, в котором волшебные картины сменяют друг друга прямо на глазах у зрителей. Множество чудесных превращений на сцене происходят благодаря красочной мультипликации, которую так любят современные дети.

Кроме взрослых солистов в этом спектакле на сцену выйдут и юные артисты — участники детской группы театра. Детей в этом спектакле занято очень много: режиссер придумала занимательные роли для всех — от подростков до малышей. Опера исполняется на русском языке, либретто и стихи Льва Яковлева.

Недетская опера для детей

Между тем в самом детской театре пойдёт вскоре совсем недетская опера. 31 мая и 1 июня в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац состоится премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Стремление приобщить юных меломанов к этому шедевру из шедевров мировой классики стало импульсом к созданию новой постановки художественного руководителя Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгия Исаакяна. Своей новой постановкой «Кармен» Г.Исаакян стремится привлечь юную аудиторию к литературному первоисточнику и раскрыть красоту одной из самых выдающихся оперных партитур XIX столетия. «Кармен» Георгия Исаакяна в Театре имени Наталии Сац полностью соответствует девизу «развлекая – просвещай».

«Наш театр не просто детский, он музыкальный, - подчёркивает Георгий Исаакян, - Академический театр оперы и балета для детей и юношества. Соответственно, кроме современных произведений для совсем маленьких и для самой юной аудитории, в нашу сферу ответственности входит классика, оперная и балетная, рассчитанная на средний и старший школьный возраст и даже на студенчество. Тенденция к освоению самого разного репертуара существовала с момента рождения театра: одной из первых постановок Натальи Ильиничны Сац стала опера «Мадам Баттерфляй» Пуччини. При Сац были поставлены «Волшебная флейта» Моцарта, «Евгений Онегин» Чайковского и многое другое… Эти постановки подчеркивали главную стратегию театра: не просто знакомить детей с самим жанром музыкального театра на примере спектаклей, созданных специально для этого театра, но еще и позволить фактически впервые прикоснуться нашей аудитории к выдающимся произведениям классики, образцам мирового музыкального искусства. «Кармен» полностью соответствует этим задачам».

По знаменательному совпадению момент, когда Театр имени Наталии Сац обратился к постановке «Кармен», поступило предложение одного из европейских импресарио о гастролях театра в Ирландии, в Дублине, в новом потрясающем театре Bord Gais Energy Theatre. Для гастролей была выбрана «Кармен», которая в турне исполнялась на французском языке. Перед поездкой, на открытых генеральных репетициях перед гастролями множество франкофонных учебных заведений Москвы получили возможность посетить франкоязычный спектакль. После успешных мартовских гастролей и высоких оценок ирландской прессы, в театре начали подготовку к полноценной московской премьере. И теперь опера будет идти на русском, ведь закономерно, что в детском театре опера должна идти на понятном всем языке.

«Конечно, для исполнения такого шедевра высокой классики, как «Кармен», мы стремимся обеспечить соответствующий уровень исполнения, - рассказывает Георгий Исаакян, - Огромную роль в подготовке спектакля сыграли два замечательных дирижёра: Народный артист России Евгений Бражник, с которым наш театр сотрудничает уже несколько сезонов, и главный дирижёр театра Алевтина Иоффе. В качестве хормейстера-постановщика была приглашена специалист экстра-класса, один из лучших хормейстеров страны, Вера Давыдова, и во многом благодаря её усилиям хоровые сцены стали заметным достижением оперной труппы. Вопросы о версии перевода помог решить Евгений Бражник, который много лет занимается проблемой перевода оперных либретто. Для Екатеринбургского оперного театра им сделана собственная версия «Кармен», совмещающая фрагменты из разных переводов с эпизодами, переведёнными самим Евгением Владимировичем. Версия русского перевода Евгения Бражника наиболее логично соответствует сценической и музыкальной драматургии. А «представителем интересов» Пикассо стал Филипп Виноградов (один из художников спектакля «Любовь к трём апельсинам», получивший специальный приз «Золотой маски» за лучший сценический дизайн) и Евгений Ганзбург, прекрасный художник по свету, который тоже довольно длительное время сотрудничает с театром и создаёт прекрасные световые партитуры».

Не чуждая монументальности партитура «Кармен» требует занятости всей труппы. И в Театре имени Наталии Сац на каждую партию имеется по два-три полноценных состава, вполне отвечающих уровню многих известных академических театров. В исполнительском составе объединились и опытные артисты, и молодые исполнители. Причём, некоторые из них дебютировали сразу с большими ролями. Так, «Кармен» стала ещё и важным шагом в процессе привлечения театром новых творческих сил и открытия новых имён.

Уральский мавр

Екатеринбургский театр оперы и балета в четверг представил премьеру оперы "Отелло", поставленную к 200-летию великого композитора Джузеппе Верди, которое отмечается в 2013 году. Это шестая постановка оперы в этом театре, последняя была представлена в 1977 году. А за постановку 1945 года Свердловская опера получила Сталинскую премию. Однако в современной России "Отелло" ставится редко из-за своей сложности. Кроме того, трудно найти исполнителя-тенора на роль Отелло.

"С одной стороны, конечно же, федеральный театр, обладающий 100-летней историей, не может не отметить 200-летие гениального композитора Верди. С другой стороны, мы считаем, что последний раз спектакль был в репертуаре в 1977 году. Это, получается, прошло 30-40 лет. Мы посчитали важным вернуть это название в репертуар театра", — сказал его директор Андрей Шишкин.

Постановочная группа "Отелло" — та же, которая ставила оперу "Граф Ори", за которую театр получил две "Золотые маски" и восемь номинаций на эту премию. Это режиссер-постановщик Игорь Ушаков, дирижер-постановщик Павел Клиничев, сценограф Алексей Кондратьев, художник по костюмам Ирэна Белоусова.

Для исполнения главной партии приглашены ведущие драматические тенора: лауреат международных конкурсов Кристиан Бенедикт (Литва), Роман Муравицкий (Большой театр), Олег Видеман (Новосибирск).

«Оперный альянс» на Волге

В программе фестиваля «Оперный альянс», который состоится 20-26 мая в Волгограде, российская премьера оперы Джованни Альберто Ристори «Ариадна» силами артистов «Царицынской оперы» и солистов Мариинского театра (режиссёр - Ирина Васильева, за дирижёрским пультом - Лариса Габитова), а также концерт-открытие (за дирижерским пультом – Константин Орбелян) и Гала-концерт (за дирижерским пультом – дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской Ярослав Ткаленко) с участием артистов «Царицынской оперы» и Мариинского театра.

Опера «Ариадна» - настоящая жемчужина эпохи барокко, первое представление которой состоялось в 1736 году при дворе польского короля Августа Третьего - покровителя искусств.

Представление оперы Джованни Альберто Ристори «Ариадна» на фестивале «Оперный Альянс» в Волгограде – первое современное сценическое ее воплощение. Зрители «Царицынской оперы» будут иметь уникальную возможность услышать оперный шедевр 18 века, который не звучал на протяжении 250-ти лет. В концертном исполнении премьера оперы состоялась 6-го октября 2012 года на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга силами петербургского концертного агентства «Hagen Media Group».

Имя композитора Джованни Альберто Ристори не известно широкой публике, так как большая часть его наследия была уничтожена. Манускрипт оперы «Ариадна» был недавно найден в архивах Дрезденской библиотеки. В ходе исследований выяснилось, что именно с фамилии Ристори начинается история итальянской комической оперы в России: музыкальную труппу отца композитора, Томмазо Ристори, пригласила императрица Анна Иоанновна в Москву на торжества, посвященные своей коронации 11 декабря 1731 года, где была исполнена опера Джованни Ристори - «Каландро».

Поиски главного дирижера в Челябинске

В Челябинском театре оперы и балета начались прослушивания приглашенных дирижеров, по итогам которых театр выберет для себя главного дирижера. Двумя спектаклями в мае будут дирижировать Сергей Кисс из Саранска и Андрей Лебедев из Краснодара.

Напомним, в марте этого года главный дирижер Челябинского театра оперы и балета Антон Гришанин покинул свой пост из-за конфликта с директором театра В. Досаевым. В настоящее время театр ищет нового главного дирижера, приглашая российских маэстро продирижировать спектаклями текущего репертуара.

Оперой «Пиковая дама» будет дирижировать ныне главный дирижер Государственного музыкального театра республики Мордовия Сергей Кисс. А 30 мая за дирижерский пульт встанет хорошо известный челябинцам Андрей Лебедев, в этот день будет звучать «Травиата».

Сергей Кисс окончил Московскую консерваторию. Был дирижером-стажером в «Новой опере» и театре имени К. С. Станиславского и Немировича-Данченко. Работал дирижером симфонического оркестра Гнесинского училища, главным дирижером Государственного театра оперы и балета Республики Коми. С 2010 года и по сей день является главным дирижером Государственного музыкального театра имени И. М. Яушева (Саранск, Республика Мордовия). С 2012 года Сергей Кисс также преподает в МГУ на кафедре музыкального театра при институте национальной культуры.

Андрей Лебедев окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им Н. А. Римского-Корсакова. Дирижерскую карьеру начал в 2001 году с должности дирижера Нижегородского академического театра оперы и балета. В этом же году был приглашен в Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки, где он стал дирижером-постановщиком оперы «Риголетто», спектакль получил премию фестиваля «Сцена-2003» в номинации «Лучшая работа дирижера-постановщика».

Андрей Лебедев работал также в «Новой опере», в театре балета Юрия Григоровича, в настоящее время занимает пост главного дирижера и художественного руководителя Краснодарского музыкального театра творческого объединения «Премьера» им Л. Г. Гатова. С 2005 года Андрей Лебедев также является главным дирижером Сочинского симфонического оркестра.

Памяти Марии Биешу

Премьера «Реквиема» великого Дж. Верди посвящена примадонне молдавской оперы. Директор Национального театра оперы и балета им. Марии Биешу Валерия Шейкан заявила журналистам, что постановкой руководит австрийский дирижер Фридрих Пфайфер, в спектакле выступит меццо-сопрано Наталья Гаврилан – солистка театра «Ла Скала», сопрано Родика Пичиряну, тенор Игорь Цуркан, бас Валериу Кожокару. В спектакле задействован оркестр Компании «Телерадио-Молдова», хор Национальной оперы и симфонический оркестр Национальной филармонии им. С. Лункевича.

Мария Биешу ушла из жизни 16 мая 2012 года в возрасте 77 лет, она страдала тяжелым заболеванием крови.

Стартует очередной Собиновский фестиваль

В следующую среду в Саратове стартует XXVI Собиновский музыкальный фестиваль. Четверть века - большой срок для любого культурного проекта. А уж для регионального музыкального фестиваля классической музыки, причем не в самом успешном экономическом регионе, - вообще пример удивительного долголетия. Вопреки всем особенности саратовской политики и экономики, год за годом организаторам Собиновского фестиваля удается не просто удерживать планку серьезной качественной культуры, но и повышать ее.

О том, какая программа ждет поклонников музыкального искусства в этом году, на пресс-конференции в среду рассказал художественный руководитель театра, дирижер Юрий Кочнев. XXVI Собиновский фестиваль пройдет под знаком юбилея одного из крупнейших композиторов в истории мировой культуры - Рихарда Вагнера, со дня рождения которого в этом году исполнилось 200 лет. По случаю этой даты в рамках фестиваля состоится премьера его оперы «Риенци. Последний трибун Рима».

Вагнер так увлёкся историей взлёта и гибели этого средневекового революционера, что решил написать по мотивам романа «большую оперу» во французском стиле со всеми положенными драматическими эффектами, массовыми сценами. Премьера «Риенци» состоялась 20 октября 1842 года в Дрезденской придворной опере. И, несмотря на большую продолжительность спектакля (5 часов!), имела успех. В дальнейшем «Риенци» стала одним из знаковых произведений для немецкой культуры, в том числе, ее трагического периода, связанного с годами правления нацистов. Историки утверждают, что «Риенци» входила в число любимых произведений Адольфа Гитлера.

Как отметил Юрий Кочнев, опера «Риенци» не ставилась в России с 1923 года. И это тем более удивительно, что именно после создания этого спектакля Вагнер стал известным на весь мир композитором. Постановщиком оперы выступил известный петербургский режиссер Алексей Степанюк, который в прошлом году поставил в нашем театре «Мадам Баттерфляй». Ранее создатели спектакля уже анонсировали, что бюджет саратовской постановки «Риенци» составил несколько миллионов рублей, а в качестве художественных решений были заявлены всевозможные световые эффекты, видеоинсталляции, герои-«полукиборги» и «исчезающий хор» из сотни вокалистов. Все это зрителям предстоит оценить на премьере оперы, которая состоится в следующую пятницу, 24 мая. Как подчеркнул Юрий Кочнев, постановками опер Вагнера активно занимается Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Но в целом по стране, насколько известно дирижеру, к юбилею великого композитора новых постановок мало. Так что Саратовский театр оперы и балета, как это часто бывало в последние годы, идет в авангарде.

То же самое можно сказать и о концерте, которым откроется фестиваль 22 мая. По традиции, на открытии фестивалей исполняются произведения, которые редко или совсем не звучат в российских концертных залах. В этот раз в первом отделении обещаны четыре отрывка из титанической тетралогии всё того же Вагнера «Кольцо Нибелунга» (общее время исполнения всех четырёх опер, которые в нее входят, - более 15 часов), во втором - «Stabat Mater» и «Te Deum» Джузеппе Верди - второго композитора, под знаком которого пройдет XXVI Собиновский фестиваль. И в программе заявлены сразу три его оперы - «Бал-маскарад», «Риголетто» и «Травиата». Юрий Кочнев надеется, что открытие, таким образом, «задаст тон всему фестивалю».

Особым традиционным удовольствием для гурманов обещает стать и очередной Конкурс конкурсов вокалистов, на который из 63 заявившихся победителей разных конкурсов были отобраны, как всегда, 12 участников.

Опера Гретри «Ричард Львиное сердце» прозвучит в Петербурге

26 мая во дворце кн. Зинаиды Юсуповой на Литейном 42 прозвучит романтическая опера Андре-Эрнеста Гретри «Ричард Львиное сердце» о крестовом походе английского короля Ричарда I.

Впервые после эпохи Павла I опера была поставлена в Санкт-Петербурге в 2009 году режиссером Виктором Высоцким и дирижером Сергеем Стадлером (дирижер восстановления в 2011 г. — Лев Дунаев). Опера звучит на французском языке, но сопровождается комментарием «повествователя». Очаровательная музыка Гретри, великолепные костюмы воссоздают картины сельской и придворной жизни короля Ричарда I, его заточения в тюрьме и побед.

Исполнители: хор, оркестр и солисты «Петербург-Концерта».

Подготовил Саша Скипетров по материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ