В этом году в Лондоне впервые на моей памяти (за 20 лет) праздновали 9 мая. На военном лайнере Её Королевского Величества, стоящем на Темзе, прошли торжества, а в Английской национальной опере показывают «Воццека» — оперу о солдате. Впрочем, англичане слово «праздновать» применительно к VD (как здесь называют День Победы) не употребляют. Они говорят – вспоминали. Вспоминали прошлые войны, чтобы не забывать, чтобы не допустить новых.
Новая премьера АНО – о солдате, которому «повезло» вернуться в охваченную тройной рецессией Великобританию после Афганистана или Ирака, к счастью – не в гробу, накрытом английском флагом (а эти сюжеты в информационных новостях можно видеть чуть ли не каждую неделю), а живым. Не в инвалидной коляске, как его друг Андрес, а физически полноценным, но, к сожалению, с сильным посттравматическим расстройством.
Опера «Воццек» в постановке британского режиссёра Карри Кракнел – трагедия без надежды на спасение. Горькое, бескомпромиссное обвинение в адрес политических неудач нашего времени! Но кроме этого – убедительная музыкальная драма, в которой дебютантка-режиссер воззвала со сцены Английской национальной оперы к социальной совести общества, впервые подав этот материал не только как психоаналитическую драму.
Важную часть одноактной постановки заняла любовно-семейная драма главных героев – с неверностью женщины, ревностью мужчины, отрешенностью, неприкаянностью их сына, ставшего невольным свидетелем кровавого убийства и отца, и матери. Это также и военная драма, хотя она и обозначена штрихами: часть неиспользованных декораций - это солдатские казармы в самом неприглядном их виде. Кроме того, на сцене периодически появлялись на сцене не то дети, не то их призраки – из тех, военных эпизодов, от которых вероятно, не может освободиться память Воццека.
Впервые опера «Воццек» была поставлена на сцене Берлинской оперы 14 декабря 1925, в Великобритании же премьера одноименного спектакля состоялась только в марте 1934 года на сцене «Queen’s Hall», и только после Второй мировой войны, в январе 1952 года эта опера появилась на сцене Королевского оперного театра.
В музыкальном плане это вещь – удивительная. Английский баритон Ли Мелроуз, получивший образование в колледже Святого Джона в Кембридже, дает очень четкое понимание жизни главного героя, его богатый голос выразителен. С одной стороны – он лиричен и нежен, когда обращается к Марии, своей бывшей возлюбленной и матери своего сына; в минуты отчаяния в его голосе звучит тоска, и вдруг – он срывается на фальцет – в эпизодах с доктором, творящем беспредел: психически неуравновешенного человека он заставляет распространять наркотики, а также ставит на нем свои медицинские эксперименты, пытаясь найти беспроигрышную формулу к обогащению. Помимо голоса, Мелроуз однозначно наделен прекрасными драматическими данными: он не переигрывает «придурковатость», очень точен в деталях.
Сопрано Сары Якубяк, американской певицы, дебютировавшей на сцене Английской национальной оперы в роли Марии, бывшей подружки Воццека, обладает мягким, «бархатным» голосом. И ей вполне удалось перевоплощение в дурно одетую, плохо причесанную «хабалку» из последнего из семи, недавно объявленных социальных классов английского общества – прекариата. Ей удалось изобразить все: и невыносимость отчаяния от всей этой несуразности жизни, и похотливость желаний в ее отношениях с капитаном, ради которого она выселила на кухню крошечной муниципальной «кансел флат» - квартиры своего ребенка. И какое-то непростительное бездушие, безразличие к своему сыну. И все же в ее пении можно услышать какие-то отголоски прошлой любви, увидеть в ее игре - не жлобство, но человеческие страдание.
Легендарный бас-баритон Джеймс Моррис – самый известный английский певец, занятый в этой постановке, кстати, очень много поющий в операх Вагнера. Его доктор - однозначен. Его доктор – пугает! Тенор Том Рэндл в роли капитана - татуированный до неприличия, зловещая персона, но в высшей степени – харизматическая.
Сценография Тома Скута до боли узнаваема: это тоже Лондон – только на его окраинах. На его самых неблагополучных окраинах. Картинка – из жизни!
«Воццек» — это еще один триумф музыкального директора театра Эдварда Гарднера и музыкантов оркестра Английской национальной оперы, их игра в этот вечер была по-настоящему исключительной.
Автор фото — Alastair Muir