Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Опера воцарилась в «Стасике». Премия Дягилева в Перми. В ожидании открытия Приморской Оперы. «Снегурочка» в Сыктывкаре. Редкая гостья в Иркутске. Опера о сподвижнице Христа. Не расстаёмся с оперой и летом. Два знаменитых юбиляра.

Опера воцарилась в «Стасике»

Вчера 1 июня открылся Шестой фестиваль классической оперы в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В июне-июле театр традиционно представляет лучшие оперные спектакли своего репертуара.

Фестиваль открылся оперой Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В его программу вошли также оперы Чайковского, Верди, Россини, Доницетти, Пуччини, Оффенбаха. 2 июня состоится очередной премьерный показ оперы Россини «Итальянка в Алжире» (опера пройдёт также 30 июня и 23 июля).

5 июня и 13 июля – «Тоска»; 16 июня и 15 июля – «Севильский цирюльник»; 19 июня – «Пиковая дама»; 23 июня – «Сила судьбы»; 27 июня – «Веселая вдова»; 28 июня и 18 июля – «Мадам Баттерфляй»; 3 июля – «Демон»; 4 июля – «Любовный напиток»; 7 июля – «Лючия ди Ламмермур»; 9 июля – «Богема»; 12 июля – «Сказки Гофмана»; 17 июля – «Травиата»; 25 июля – «Евгений Онегин».

Премия Дягилева в Перми

27 мая в Перми, где проходил VII Международный Дягилевский фестиваль, состоялась церемония награждения Премии Дягилева — первой созданной в России награды для продюсеров за выдающиеся достижения в сфере культуры и искусства. Пальму первенства разделили двое номинантов. Это мадридский театр «Реал» — за оперный диптих «Иоланта» П. И. Чайковского / «Персефона» И. Стравинского» (премьера состоялась в январе 2012 года), и Штутгартская Опера — за оперу «Пена дней» Э. Денисова (премьера состоялась в декабре 2012-го).

Судьба Премии Дягилева неразрывно связана с историей Дягилевского фестиваля. Однако в прошлом году — когда с приходом нового художественного руководителя Теодора Курентзиса фестиваль обновил формат и стал ежегодным — концепция Премии была в значительной степени изменена. Если раньше подать заявку на конкурс мог любой желающий, то отныне номинантов выдвигают члены жюри Премии — интенданты и директора крупнейших театров и фестивалей всего мира, критики и представители культурных институций разных стран.

Каждый из них имеет право предложить одного соискателя — музыкально-театральную премьеру предшествующего календарного года и театр, выпустивший спектакль. Это могут быть как абсолютно свежие сочинения, так и классические произведения в интерпретациях, несущих новаторский потенциал. Но главное — все они должны соответствовать духу Сергея Дягилева.

Любопытно, что, помимо русского аспекта, спектакли-победители объединяет связь с Пермским театром оперы и балета — его легендарным прошлым, успешным настоящим и амбициозным будущим. Как уже говорилось выше, отечественная премьера оперы «Пена дней» состоялась в Перми, и, по оценкам музыкальных и театральных критиков, это на сегодняшний день лучшая версия спектакля. Создатели мадридского диптиха «Иоланта»/«Персефона» Питер Селларс и Теодор Курентзис уже в начале следующего сезона, в конце сентября 2013 года, планируют представить на пермской сцене оперу Генри Пёрселла «Королева индейцев». Кроме того, маэстро Курентзис признается, что когда-нибудь ему бы хотелось сделать и свою версию «Пены дней» Денисова.

В ожидании открытия Приморской Оперы

Первые "притирочные" репетиции начались в Приморском театре оперы и балета во Владивостоке. Сейчас исполнители главных партий и музыканты Тихоокеанского симфонического оркестра под руководством худрука Антона Лубченко экспериментируют с акустикой, ищут новые звуковые решения и привыкают к работе друг с другом.

Репетиции на малой сцене театра оперы и балета начались 29 мая. Несмотря на то, что труппа до сих пор находится на стадии формирования, музыканты и исполнители главных сольных партий уже приступили к работе над отдельными фрагментами оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Так как конкурсный отбор в оркестр завершится лишь 4 июня, сейчас певцы исполняют свои партии под аккомпанемент Тихоокеанского симфонического оркестра.

— Сейчас я нахожусь в процессе оценки работы музыкантов. Акустика - очень сложная и капризная штука, к ней нужно присматриваться, и "притираться" к звучанию мы будем еще не один сезон. С одной стороны, в нашем театре существуют уникальные акустические решения, основанные на новейших технологиях, с другой стороны - нам нужно не отставать от них, чтобы соответствовать уровню, - рассказал худрук Антон Лубченко.

Во время репетиции Лубченко не только дирижировал, но и ходил по всему залу, прислушиваясь к звучанию инструментов. По его словам, игру нужно выстроить таким образом, чтобы слушателям было комфортно наблюдать за происходящим в любом углу и с любого ряда. Сам зал тоже не сформирован окончательно: близ сцены кресла отсутствуют, и пока не ясно, будет этот участок продолжением подмостков или же здесь появятся зрительские ряды. Дополнительные сидения могут навредить акустике, так как мягкие ткани поглощают звук.

Стоит отметить, что на одной сцене с Тихоокеанским симфоническим оркестром сейчас играют музыканты из театров Москвы и Санкт-Петербурга, которые приехали во Владивосток по приглашению Антона Лубченко. Худрук объяснил, что нынешние репетиции тоже являются частью конкурсного отбора, так как хороший музыкант - это тот, кто умеет играть в коллективе.

— Сегодняшняя репетиция для меня также является одним из этапов конкурсного отбора в оркестр. 2 июня мы начнем слушать всех желающих в индивидуальном порядке, а сейчас мне важно посмотреть, как они могут звучать все вместе. Ведь профессиональный музыкант не только хорошо играет, но и хорошо слушает других, понимает режиссера с полуслова, - рассказал художественный руководитель.

Первые же готовые постановки Приморского театра оперы и балета, строительство которого завершается во Владивостоке, зрители смогут увидеть уже в сентябре 2013 года.

По словам художественного руководителя театра, именно с таких произведений, как "Евгений Онегин" и "Лебединое озеро" нужно начинать формировать классическую базу театра. В утвержденном репертуарном плане на сентябрь-декабрь также присутствуют оперы "Пиковая дама", "Иоланта" и балеты "Кармен", "Пахита" и "Щелкунчик". Одновременно будут проходить симфонические, оперные и балетные концерты.

Сейчас в театре оперы и балета ведутся отделочные работы внутренних помещений. По ходу выяснилось, что дизайн-проект, подготовленный еще в 2010 году, нуждается в доработке - в объем корректировки, указанный в техзадании, входит 60% от общего количества площадей театра.

«Снегурочка» в Сыктывкаре

В рамках XXIII международного фестиваля «Сыктывкарса тулыс» на подмостках Театра оперы и балета Республики Коми 29 мая состоялась премьера «Снегурочки» Римского-Корсакова. По словам деятелей театра, постановка яркого образца классической русской оперы должна была стать событием для сыктывкарской сцены. Много ожиданий было и у переполненного зрительного зала.

Стоит отметить, что еще до премьеры было заявлено: не будет никакого нового или современного прочтения трагичной истории Снегурочки. Зрители увидят и услышат сказку такой, какой ее хотел видеть Римский-Корсаков. Изменения коснулись разве что только количества действий: спектакль разделили на два. Мощные декорации, передающие индивидуальность каждого конкретного персонажа костюмы, красивые и сложные партии главных героев, классическая музыка с вкраплениями народных мотивов, почти десяток танцевальных партий, — все это окунуло в славянскую атмосферу несуществующей слободы берендеев. Театр проделал огромную работу для того, чтобы зритель в итоге получил удовольствие. Судя по овациям, которые сорвали актеры (в опере была задействована практически вся труппа), представление имело успех.

Подробнее о премьере читайте в одном из следующих выпусков журнала.

Редкая гостья в Иркутске

В конце мая – начале июня в Иркутске прошёл Третий международный фестиваль оперной музыки "Дыхание Байкала". Концерты фестиваля прошли 29, 30, 31 мая и 2 июня на сцене концертного зала Иркутской областной филармонии.

По словам художественного руководителя фестиваля главного дирижера Губернаторского оркестра Илмара Лапиньша, при составлении программы фестиваля его организаторы стремились привезти в Иркутск те произведения, которые здесь еще не звучали. 29 мая состоялся гала-концерт открытия фестиваля, на котором прозвучали произведения Мусоргского и Масканьи.

Вечер 30 мая был посвящен французской опере. 31 мая прошел концерт камерной вокальной музыки, во время которого участники фестиваля - представители разных стран исполнили в том числе и свои национальные песни. 2 июня состоится закрытие фестиваля, на котором прозвучит финальный акт оперы Верди "Отелло" и заключительная сцена из "Зигфрида" Рихарда Вагнера.

Среди гостей нынешнего фестиваля - Стелла Григорян (солистка Венской оперы), Олег Долгов (солист Большого театра), Асмик Григорян (солистка Литовской национальной оперы), Каталина Каян (солистка Венгерской национальной оперы).

"В нашем городе нет оперного театра, и для иркутян этот фестиваль - отличная возможность вживую насладиться вокальным искусством мастеров мировой оперной сцены", - заметил директор Иркутской областной филармонии Дмитрий Поблинков.

Опера о сподвижнице Христа

В Оперном театре Сан-Франциско во второй половине июня пройдет премьера постановки «Евангелие Марии Магдалины», сообщается на официальном сайте театра. Опера стала плодом 5-летней работы американского композитора М. Адамо. Помимо написания музыки и либретто, он изучал раннехристианские тексты и научную литературу, посвященную Марии Магдалине.

Для исполнения оперных партий Христа, Марии Магдалины и других персонажей автором оперы и режиссером были приглашены Н. Ганн, С. Куки, У. Бурден и др.

В связи с постановкой оперы Стенфордским университетом и диоцезом штата Калифорнии Епископальной церкви США организованы открытые лекции и дискуссионные семинары, посвященные св. Марии Магдалине («Мария Магдалина в письменных источниках и истории», «Мария Магдалина в искусстве и культуре»), а также роли и служению женщин в раннехристианских общинах. Кроме того, в Сан-Францисском соборе пройдут встречи с автором и исполнителями оперы.

Как известно, судьба и личность Марии Магдалины по-разному изложена в текстах и преданиях христианских авторов II-IV вв. и апокрифах. Образ Марии Магдалины играл важную роль в литературе египетского гностицизма, где она выступала как носительница особого откровения («Пистис София», «Евангелие от Филиппа») и как одна из немногих истинных восприемниц заветов Христа. В апокрифе II в. «Евангелие от Марии» она изображена даже в качестве оппонентки апостолам Петру и Андрею.

Не расстаёмся с оперой и летом

Арт-объединение «CoolConnections» представляет летний театральный фестиваль на экранах кинотеатров: наиболее интересные спектакли всемирно известных театров. В программу вошли самые успешные оперные спектакли с участием Анны Нетребко, Дмитрия Хворостовского и других известных исполнителей из театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке; а также постановка из Королевского национального театра в Лондоне – спектакль «Аудиенция» с Хелен Миррен в роли королевы Елизаветы II. Этим летом на экранах кинотеатров зрители также смогут увидеть танцевальные спектакли Нидерландского театра танца (NDT) и легендарные балеты Большого театра: «Ромео и Джульетта» и «Баядерка» с прима-балериной Светланой Захаровой в главной партии.

Оперные спектакли в рамках фестиваля: 4 июня – «Любовный напиток», 2 июля – «Кармен», 16 июля – «Армида», 30 июля – «Турандот», 6 августа – «Мария Стюарт», 13 августа – «Травиата», 20 августа – «Риголетто», 27 августа – «Трубадур», 3 сентября – «Аида», 10 сентября – «Севильский цирюльник», 17 сентября – «Юлий Цезарь», 24 сентября – «Бал-маскарад».

В летнем театральном фестивале принимает участие 21 город России. Показы пройдут в сети кинотеатров: «Формула кино» (Краснодар); «Кронверк Синема» (Новосибирск, Рязань, Мурманск, Сыктывкар); «Синема Парк» (Тюмень, Челябинск, Набережные Челны, Пермь, Уфа, Волгоград, Нижний Новгород, Екатеринбург, Вологда, Белгород, Саратов, Сургут, Калининград , Ульяновск). В Омске показы пройдут в кинотеатре «Галактика», в Воронеже – в кинотеатре «Спартак».

Два знаменитых юбиляра

25 и 26 мая – знаменательные юбилеи в мире оперы. В первый из дней 75 лет исполнилось бы знаменитому итальянскому тенору Франко Бонизолли, а во второй – бриллиантовый юбилей отпраздновала не менее знаменитая канадская дива греческого происхождения Тереза Стратас. Они оба неоднократно бывали в нашей стране – их творчество хорошо знакомо отечественным любителям оперы.

Наш журнал в следующем выпуске планирует посвятить этим замечательным певцам отдельные статьи.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ