30 мая в Минске на сцене Дворца профсоюзов впервые в Белоруссии была показана одноактная опера Станислава Монюшко «Verbum Nobile» («Честное слово»). Постановка была осуществлена частным Камерным музыкальным театром «Галерея» при содействии Музыкального дома «Классика». Для камерного оркестра партитуру адаптировал дирижёр-постановщик Иван Костяхин; спектакль шёл на белорусском языке.
По сюжету когда-то пан Серваций Лагода торжественно пообещал отдать свою дочь Зосю замуж за сына своего друга, Мартина Пакулы. Зося выросла и не без взаимности влюбилась в шляхтича Станислава, который, став жертвой несчастного случая, очутился в доме у Лагоды. По счастью, Станислав оказался Михаилом – тем самым юношей, за которого Зося и должна выйти замуж.
Постановка этой оперы Монюшко – очередной повод задуматься над тем, что же такое, всё-таки, национальная опера, в данном случае, польская и белорусская. Что здесь является своеобразно-национальным, кроме либретто, и насколько оригинальным является это произведение? Что-то неуловимое утончённо-польское и, одновременно, родное слышится в этой лёгкой, прозрачной и весёлой, музыке, но, очевидно, что Монюшко здесь работает в рамках традиции итальянской белькантовой оперы.
Режиссёр и художник-постановщик Елена Медякова выбрала для оформления спектакля белый и голубой цвета. И этот спектакль, действительно, как воздушное белое облачко на синем небе: им можно некоторое время любоваться, но оно бесследно исчезает, оставив о себе приятное, но мимолётное воспоминание.
Гаснет свет, в полумраке появляются застывшие справа на сцене фигуры оркестрантов в белом, а также замершие во время беседы друг с другом Серваций Лагода и Мартин Пакула. Появляется Зося, которая оживляет всех своими ласковыми прикосновениями - спектакль начинается.
Постановщики обошлись минимальным количеством предметов: стол, два стула, картинная рама, традиционный венок из васильков. Режиссура - ясная, светлая и простая - соответствовала музыке. И если оперу «Verbum Nobile» принято характеризовать как лирико-комедийную, то в этой постановке акцент был сделан скорее на лиричность, чем на комедийность. Так, например, слуге Бартоломею вполне можно было бы добавить немного характерности, как в костюме (это белая рубашка и голубые брюки), так и в пластике. А так, Бартоломей у Сергея Килесы получился несколько скучноватым.
К сожалению, Станиславу в исполнении солиста Музыкального театра Артёма Хомиченка ощутимо не хватало внешнего благородства, которым славились польские шляхтичи. Персонаж появился на сцене в свободной белой рубашке на выпуск и имел явно расхлябанный, «нязграбны» вид. Влюблённый юноша сразу же стал выглядеть намного лучше, как только вышел уже как Михаил в голубом пиджаке и заправленной в брюки рубашке. Но всё равно эта опера требует более изящной пластики, и в этом отношении гораздо лучше выглядел солист Большого театра Белоруссии Александр Жуков - Мартин Пакула.
Идеально смотрелась на сцене миниатюрная и хрупкая Галина Дубицкая, также приглашённая из Музыкального театра. Артистке удалось наполнить образ Зоси юношеской свежестью и женским очарованием. Внешне Зося подходила больше в дочери Мартину Пакуле, а Михаил – наоборот, Лагоде (партию которого исполнил Дмитрий Копилов).
Оценка музыкального уровня спектакля зависит от того, какую систему координат избрать. Во всяком случае, этот спектакль вполне достоин того, чтобы идти и в белорусском Большом. В целом он производит более приятное впечатление, чем опера Яна Голланда «Чужое богатство никому не служит», которая четыре года назад была поставлена на большой сцене также Иваном Костяхиным.
Небольшим недостатком в организации представления является то, что зрителям не предоставили полного синопсиса, что несколько затрудняло восприятие: необходимо было вникать в незнакомую музыку и, в то же время, ловить каждое спетое слово, чтобы полностью понимать, что же именно происходит на сцене. Понятно желание постановщиков до конца сохранять интригу, но учитывая то, что произведение это исполняется редко и не все хорошо владеют белорусским языком, лучше было бы расписать смысл и последовательность сцен подробнее.
В завершение остаётся выразить надежду на то, что «Verbum Nobile» окажется далеко не последней оперной постановкой театра «Галерея». Не может не радовать то, что музыкальная жизнь в Белоруссии становится более разнообразной.