Темы: Всеевропейский скандал. Азербайджан против Кабалье. «Блудный сын» добрёл до Петербурга. Пушкинский день в Рязани. «Астана Опера» начинается со скандала. В Каире тоже оперные протесты. Оперный театр – разрешение кризиса в Турции? Опера в Севастополе.
Назначение директора знаменитого Зальцбургского фестиваля австрийца Александра Перейры на должность директора всемирно известного миланского театра "Ла Скала" вызвало бурную реакцию как в Австрии, так и в Италии.
Контракт Перейры с Зальцбургом истекает в 2016 году, и пока неясно, будет ли он совмещать две влиятельнейшие должности в мире классической музыки после того, как вступит в должность в "Ла Скала" в 2015. Сам Перейра заявил, что он не хочет разрывать контракт и готов работать на двух площадках параллельно. Однако бургомистр Зальцбурга Хайнц Шаден сказал, что это "определенно исключено". "В Зальцбурге не проходит фестиваль по совместительству", — приводят мировые агентства слова бургомистра.
Как Зальцбургский фестиваль для австрийцев, так и построенный при австрийском владычестве театр "Ла Скала" для итальянцев, являются предметами национальной гордости, несмотря на все более интернационализирующийся современный мир искусства. Депутат Европарламента от националистической итальянской партии "Лига Севера" Маттео Сальвини призвал во вторник к протестам против решения о назначении Перейры.
"Сегодня "Скала" убили. Ее принесли в жертву чистому бизнесу и подарили иностранным лобби. Те, кто в Милане, и те, кто любит музыку, должны протестовать против этого решения", — приводит АПА слова политика. "Лига Севера" призывала избрать итальянца на пост директора театра, после того как его с 2005 года возглавлял француз Стефан Лисснер, ныне покидающий Милан ради высокого поста в Парижской национальной опере.
Уроженец Вены Перейра заработал репутацию одного из ведущих менеджеров искусства, возглавляя с 1991 по 2012 год Цюрихский оперный в Швейцарии, который он вывел в число лидирующих музыкальных сцен Европы. Известный австрийский дирижер Николаус Арнонкур, много работавший с Перейрой в Цюрихе, сказал во вторник, что совместительство двух должностей не представляет проблемы. "На это (назначение Перейры) любой оперный театр пальчики оближет, — приводят слова Арнонкура мировые агентства, — теперь каждый директор свой последний год работает где-то еще".
Из-за визита в Нагорный Карабах всемирно известная оперная певица Монсеррат Кабалье объявлена персоной нон грата в Азербайджане. «Мы послали ноту протеста испанской стороне, пояснив всю ситуацию, и потребовали разъяснений в связи с посещением Монсеррат Кабалье оккупированных территорий Азербайджана. В ноте было указано, что Кабалье не получит азербайджанской визы, так как становится персоной нон грата», – сообщили в посольстве Азербайджана в Испании.
Дипломаты подчеркнули, что сотрудники посольства еще в мае связывались с менеджерами певицы и довели до их сведения возможные последствия посещения ею Нагорного Карабаха. «Менеджеры певицы были информированы о том, что посещение оккупированных территорий Азербайджана без разрешения Баку является противозаконным», – сказали в посольстве.
Менеджеры, в свою очередь, заверили азербайджанскую сторону, что концерта в Карабахе не будет. Тем не менее, он состоялся. Напомним, Азербайджан считает непризнанную республику Нагорный Карабах своей территорией, оккупированной Арменией.
В Петербурге, в Эрмитажном театре, состоялась российская премьера оперы Бенджамина Бриттена «Блудный сын». Бриттен написал её под впечатлением от полотна Рембрандта, увиденного в Эрмитаже, и посвятил Дмитрию Шостаковичу. В Эрмитажном театре открылся компактный фестиваль Бенджамина Бриттена, ставший первым российским событием, посвященным столетнему юбилею композитора. Английская труппа «Mahagony Opera» и камерный оркестр «Aurora Orchestra» привезли в Петербург "Притчи для исполнения в церкви" — цикл из трех камерных опер.
Это событие придумала музыковед Людмила Ковнацкая — самый авторитетный российский специалист по Бриттену, которой хватает энергии и на научную, и на кураторскую работу. Она умеет не только генерировать идеи, но и убеждать культурные институции в необходимости их воплощения. В данном случае — фонд «ПРО АРТЕ», Британский совет, Государственный Эрмитаж. В последнем цикл и открылся оперой "Блудный сын", что не случайно. В 1967 году Бриттен побывал в Ленинграде, где встречался со своим другом Дмитрием Шостаковичем (ему и посвящена опера) и среди прочего посетил Эрмитаж. Наибольшее впечатление на него произвел "Блудный сын" Рембрандта, и вскоре композитор взялся за одноименную оперу, завершив ею трехчастный цикл притч — "Река Керлью" (1964), "Пещное действо" (1966), "Блудный сын" (1968). Логично поэтому, что перед российской премьерой оперы ее организаторы провели для публики экскурсию к картине, как бы повторяя путь Бриттена от зрительного впечатления к музыкальному.
Английская «Mahagony Opera» специализируется на стилизации театральной эстетики разных эпох и культур, делая это исторически точно, но без догматизма реконструкторов прошлого. Их интересует, как архаичная эстетика уживается с современным музыкальным языком и кругом современных проблем. Прибавление смысла у них происходит именно благодаря столкновению одного с другим. Постановка "Блудного сына" — показательный пример в этом ряду.
6 июня, в Пушкинский день, в Рязани концертным исполнением оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» открылся цикл концертов «Кремлёвские вечера». Образы героев знаменитого романа в стихах на сцене воплотили солисты ГАБТ Марат Гали (Ленский), Ирина Удалова (няня), артистка Молодёжной оперной программы ГАБТ Ангелина Никитченко (Татьяна), солисты театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова Игорь Головатенко (Онегин), Марина Ефанова (Ларина), Максим Кузнецов-Караваев (Гремин), «Геликон-опера» Ксения Вязникова (Ольга) и солист театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Кудрявцев (Зарецкий). В постановке задействованы Капеллы им. Юрлова и Рязанский губернаторский симфонический оркестр.
Приём спектакля под открытым небом оказался очень тёплым – горожане (а мест в этот вечер в Кремле не было) не только благодарили столичных артистов за прекрасное выступление бурными аплодисментами, но и преподнесли сюрприз: в сцене бала у Лариных на площадку вышли настоящие танцоры – ученики школы танцев Губернского бала. Исполнив старинные танцы, они «оживили» давно минувшую эпоху. Впрочем, не только этим удивляли организаторы зрителей и гостей концерта – например, в антракте все желающие могли сыграть в литературную лотерею, получить приятный приз за прочитанное стихотворение А.С. Пушкина и вместе с артистами театра «Переход» вспомнить произведения поэта.
В столице Казахстана открывается новый театр «Астана Опера». В связи с этим артистам действующего Театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой грозит увольнение. По этому поводу труппа провела экстренную пресс-конференцию прямо в фойе здания театра. Изначально актерам обещали, что в связи с открытием «Астана Оперы» им придется просто сменить место работы. Однако, как позже выяснилось, после конкурсного отбора туда возьмут не всех.
— Прошли четыре солиста театра, — говорит солистка оперы Маргарита Дворецкая. — Несколько стажеров и два приглашенных человека, это из сопрано. Пять прошло в солисты баритонов. Одна меццо-сопрано.
Артисты до последнего не хотели выносить сор из избы и устраивать скандал. Но теперь они считают, что ничего больше им не остается. Переживают они не только за себя, но и за казахстанское искусство, а причиной такого «неестественного отбора» труппы для «Астана Оперы» называют... мировой кризис.
— Сильных солистов нашего театра специально убрали, чтобы приглашать второстепенных, второсортных певцов из Италии, — считает Дворецкая и многие с ней согласны. — На сегодняшний день все прекрасно знают международное положение в Европе. Кризис сумасшедший. Театры закрываются, певцы остаются без работы. Это выгодно сегодняшнему руководству театра, который возглавил один из итальянцев — он сюда уже пригласил певцов. Мы сами их слышали. Ничего гениального. Абсолютно не лучше наших. Средняя певческая школа. Я понимаю еще, выгонять своих, чтобы взять солистов с мировыми именами. Но сюда повезут людей, которые не особенно нужны даже в самой Италии. Для чего это делается?
По словам актеров, в жюри отборочного конкурса вместо высококвалифицированных специалистов находились в основном... оперные агенты. Что вызывает законные подозрения, что выбирали они не кандидатов, а свободные рабочие места. Так что останется ли казахстанская опера национальной — большой вопрос.
Российский режиссер Юрий Александров, который много ставил в Театре имени Байсеитовой, тоже никак не может понять смысла происходящего. — У этого театра известное имя, — говорит он. — Коллектив достойный. Сейчас происходящее вызывает массу вопросов. Работающий коллектив должен был заслуженно переехать в новое здание. За 13 лет создали огромный репертуар, овладели разными стилями искусства. Делали все, чтобы театр встал на ноги. Приезд сюда итальянских мастеров я могу оценивать с точки зрения помощи в консультации. Это действительно серьезные знатоки, нам нужно общаться с такими людьми. Но они не могут решать судьбу коллектива!
Сдаваться артисты не желают. В качестве тяжелой артиллерии они готовят письмо к главе государства. Пусть президент, ранее благоволивший театру, скажет свое слово в защиту его солистов, хористов и техников. А если не получится перевести всех в новый театр, может быть, не стоит закрывать старый?
— Было бы великолепно, если бы театр имени нашей легендарной Куляш Байсеитовой сохранили для истории, — считают актеры. — Как площадку для молодых. У нас в академии потрясающие голоса. Куда им идти? Пусть для молодежи это будет площадка. Сломать-то все можно быстро, а вот построить — не так-то легко.
Певцы, танцовщики и музыканты Каирской оперы протестуют против политики египетского руководства и требуют отставки министра культуры Алаа Абдельазиза. Их акция будет продолжаться до выполнения всех требований.
За три недели пребывания на своем посту новый министр, известный своей близостью к "Братьям-мусульманам", своими заявлениями и действиями успел настроить против себя всю египетскую творческую интеллигенцию. Начал он с того, что уволил целый ряд авторитетных деятелей культуры, в том числе директора Каирской оперы г-жу Инас Абд-аль-Даим, с именем которой связаны многие творческие успехи старейшего и крупнейшего на Африканском континенте оперного и балетного коллектива. Одновременно из близких к власти кругов стали раздаваться заявления о том, что европейский классический балет и европейская опера – это чуждое египтянам непристойное явление, с которым Египет без сожаления должен расстаться.
Между тем Каирская опера была открыта в 1869 году. Именно на её сцене в 1871 году прошла мировая премьера оперы Дж. Верди «Аида», написанная по заказу египетского правительства. В середине XX века к оперной труппе театра добавилась балетная. И египтяне уже привыкли считать каирские оперные и балетные постановки своим национальным достоянием, с которым они вовсе не собираются расставаться. Поэтому к протестным акциям танцовщиков, певцов и музыкантов Каирской оперы присоединились многие художники, актеры и режиссеры, выступающие против распространения влияния религиозных партий на сферу культуры.
Турецкое правительство намерено продолжить реорганизацию стамбульской площади Таксим, вокруг которой в последние недели бушуют кровавые страсти. Об этом заявил журналистам премьер-министр Турции Тайип Эрдоган в Тунисе, где он находится с визитом. Относительно планов перестройки Таксима Эрдоган сообщил, что власти "построят там находившиеся на этом месте ранее казармы". "Мы построим великолепное произведение искусства, которое будет вселять гордость. А вместо Культурного центра имени Ататюрка мы построим большое здание оперы. И центр города станет еще более красивым", - сказал он. Между тем, в среду профсоюзы Турции передали правительству свои требования, в которых указывается, что парк и культурный центр должны быть оставлены в их нынешнем виде.
Общественность и профсоюзы Турции, помимо отказа от планов реорганизации, требуют также не сносить культурный центр Ататюрка, расположенный на площади. На это Эрдоган ответил, что "здание культурного центра не рассчитано на возможную сейсмическую угрозу". "На месте этого центра мы собираемся построить здание оперы. Для оперы у нас пока еще нет отдельного здания, и мы вынуждены довольствоваться конгресс-центрами", - сказал он. Напомним, что архитектурно-стороительные инициативы правительства вызывают протест в связи с их направленностью на политику дальнейшей исламизации страны. Возможно постройка светского объекта – нового оперного театра – сумеет разрешить затяжной кризис.
Стартовавший в Севастополе фестиваль искусств «Война и мир 2013», который проходит в четвертый раз, открылся оперой Верди «Риголетто». В Севастополе впервые в Крыму оперное искусство представлено на открытой площадке – в легендарной Михайловской батарее.
Всемирно известное произведение Джузеппе Верди прозвучало в исполнении молодых солистов московской оперной сцены — выпускников Центра оперного пения Галины Вишневской в сопровождении Московского симфонического оркестра.
Фестиваль складывается из разных жанров. И первая нота — оперная, нота классической музыки. Этот проект уникальный не только в Крыму, но и на Украине. В прошлом году здесь звучала русская классика («Борис Годунов»), в этом – европейская («Риголлето»).
Данный проект является частью Севастопольского фестиваля искусств «Война и Мир», который в этом году посвящен 230-летию Севастополя и проходит с 8 по 30 июня.
Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров