«Молодежные оперные ассамблеи» (17 – 19 июня) прошли в Москве уже в третий раз. Они состоялись при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы, а также при содействии Посольства США Москве. Если в прошлом году на первых летних «Ассамблеях» в гостях у Центра оперного пения Галины Вишневской были только представители Академии молодых исполнителей Доминго – Торнтон при Лос-Анджелесской опере, то на этот раз к ним присоединились и участники Молодежной программы JET при Театре «Ан дер Вин», точнее – при Театре «Ан дер Вин» и Венской «Каммеропер».
Последнее обстоятельство требует пояснения: со сменой художественного руководства «Каммеропер» в начале сезона 2012/2013 ее историческая площадка в центре Вены стала частью Театра «Ан дер Вин».
Одновременно с этим возникла и Молодежная программа JET, а сцена «Каммеропер» стала прекрасной профессиональной базой для первых самостоятельных творческих проектов ее участников. При этом основная сцена знаменитого Театра «Ан дер Вин» приобрела значение площадки, на которой молодые певцы могут выходить в эпизодических ролях в одних спектаклях с певцами мирового уровня.
Вторые «Ассамблеи» состоялись в ноябре прошлого года: в них приняли участие солисты Центра оперного пения Галины Вишневской и Академии бельканто Миреллы Френи, созданной ею в Модене. В те дни знаменитая итальянская примадонна провела в Москве серию мастер-классов для российских и итальянских певцов, которые завершились совместным гала-концертом участников. Именно по такой схеме, сложившейся еще на первых «Ассамблеях», прошли и нынешние уроки-встречи. В соответствующей публикации Академии молодых исполнителей Доминго – Торнтон при Лос-Анджелесской опере было уделено достаточно много внимания: на сей раз более подробный акцент сделаем на новых зарубежных гостях.
Художественное руководство Молодежной программой JET осуществляет Себастьян Ф. Шварц, руководитель художественного управления и кастинга Театра «Ан дер Вин»: именно он и курировал первый набор ее участников. Создание Молодежной труппы Театра «Ан дер Вин», состоящей из семи певцов, стало важным шагом на пути открытия и поддержки молодых исполнителей, которые уже получили музыкальное образование, но еще не приобрели должного актерского и вокального опыта в театре. Под руководством опытных педагогов и в сотрудничестве на профессиональной сцене с певцами старшего поколения молодые певцы проходят двухгодичную стажировку. Следует заметить, что такой методический подход прослеживает корреляцию и со схемой организации учебного процесса в Центре оперного пения Галины Вишневской, правда в Москве эта схема воплощена не на сцене профессионально действующего, а собственного учебного театра.
Кроме этого каждому артисту Молодежной программы JET предоставляется возможность выступить с сольными концертами и повышать свою квалификацию путем участия в мастер-классах. Вот и нынешние «Молодежные ассамблеи», на которых встретились представители трех национальных учебно-оперных центров, можно считать одним большим интернациональным мастер-классом, позволяющим начинающим певцам из разных стран общаться, обмениваться опытом и обогащать свой культурный творческий потенциал за счет непосредственного музыкального восприятия и, возможно, критического переосмысления особенностей других вокальных школ. Сам же проект «Ассамблей», безусловно, еще более расширяет музыкальные горизонты международного сотрудничества.
Совместно с педагогами-коучами и концертмейстерами мастер-классы третьей «Ассамблеи» в Москве – всего их было два – провел Себастьян Ф. Шварц. В заключительном гала-концерте приняли участие трое солистов Академии молодых исполнителей Доминго – Торнтон при Лос-Анджелесской опере (Джошуа Герреро, Д’Ана Ломбард, Хае Чанг), четверо солистов Молодежной программы JET при Театре «Ан дер Вин» (Игорь Бакан, Бенджамин Коннор, Гайя Петроне, Анна Сара) и пятеро солистов Центра оперного пения Галины Вишневской (Александр Алиев, Елена Бондарь, Татьяна Макарчук, Ирина Половинкина, Руслан Розыев). В программе гала-концерта из оперных арий, дуэтов и ансамблей три стороны этого «пифагорова треугольника певцов» («три – четыре – пять») были объединены связующей концертмейстерской субстанцией, за которую в этот вечер отвечали Нино Саникидзе, Светлана Чернова и Валерия Петрова.
Впечатления от гала-концерта на этот раз заставили в которой раз констатировать одну простую и старую как мир сентенцию: наши отечественные голоса по своей природе гораздо ярче, сочнее, объемнее голосов зарубежных певцов – в них много «вокальной плоти», но, как следствие, они менее управляемы, в большей степени интонационно неточны и стилистически уязвимы. Из всей представленной пятерки наших солистов в заведомо положительном смысле следует отметить баритона Александра Алиева, представившего каватину Алеко из одноименной оперы Рахманинова, однако певцу явно недоставало эмоциональной наполненности, одухотворенности прочтения: красивейшая кантиленная ария прозвучала вполне культурно, но очень сухо и сдержанно.
Пронзительно резкое, «детонирующее» звучание колоратурного сопрано Елены Бондарь, исполнившей куплеты Олимпии из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», на этот раз вобрало в себя, кажется все закоренелые оперные штампы: слушать такое пение было невероятно скучно, но, впрочем, широкой, демократичной публике оно явно должно было понравиться. Еще большее недоумение вызвали интерпретации молитвы Тоски из одноименной оперы Пуччини и сцены Шарлотты «Письма» из оперы «Вертер» Массне. Правда, программа беспристрастно сообщала, что исполнялось ариозо Шарлотты «Слезы» (!), но, как говорится, кому какое до этого дело?! Не умер от этого и я: как видите, остался в живых…
Образ Тоски, весьма далекий от его вокальной адекватности, создала сопрано Ирина Половинкина, а гротесково-утрированный портрет Шарлотты размашистыми мазками нарисовала меццо-сопрано Татьяна Макарчук. Несмотря на заведомое стилистическое различие этих номеров и их разную голосовую принадлежность, проблемы обеих исполнительниц были одни и те же: они явно «бежали впереди нот» – мощно, напористо, на ходу сокрушая мелодическую линию и не оставляя слушателю ни малейшего шанса проникнуться состраданием к весьма непростым и даже в чем-то схожим драматическим ситуациям, которые в момент пения должны были переживать представленные героини.
Про исполнение арии Ланчотто из оперы Рахманинова «Франческа да Римини», предъявленное басом Русланом Розыевым, можно сказать одно: было очень… громко! Я привык, что эту партию поют баритоны: чего вдруг басу, причем, явно не баритональному, а нарочито зычному и напористому, вздумалось за нее браться? Но если вам кажется, что у зарубежных певцов не было никаких проблем, то и в этом случае вы глубоко заблуждаетесь. Так, абсолютно безучастным и равнодушным оставила пара в составе сопрано Д’Аны Ломбард и тенора Джошуа Герреро. Они исполнили дуэт Баттерфляй и Пинкертона из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», и эффект от этого исполнения я бы назвал полным отсутствием всякого эффекта: что-то пелось, что-то декламировалось, что-то даже игралось, но в результате всё это так и осталось чем-то аморфно неопределенным и музыкально поверхностным.
Джошуа Герреро, обладатель ярко выраженного спинтово-лирического звучания лишь со следами драматической окраски, в партии Пинкертона совершенно разочаровал, зато вполне удачно, интонационно осмысленно (за исключением незначительных моментов) исполнил арию Роберто «Torna ai felici dì» из второго акта оперы Пуччини «Виллисы». Как и Д’Ана Ломбард в партии Баттерфляй, Анна Сарра в ариозо Мюзетты из «Богемы» Пуччини также ничем особым не запомнилась: артистическая индивидуальность не восторжествовала и на этот раз.
Наконец, подходим к тому, что действительно запомнилось и оставило в душе позитивно яркий след. В дуэте Розины и Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, исполненном меццо-сопрано Гайей Петроне и баритоном Бенджамином Коннором ощущался и стиль, и образность, и музыкальная чувственность. Природа голоса Бенджамина Коннора достаточно скромна, его тембр глуховат, явно «заглублен» и несколько «размыт», но даже при этом он показал себя потрясающим артистом, исполнителем, глубоко чувствующим музыку, буквально пропускающим ее через себя. В этом убедила и весьма «нескучно» спетая им ария Графа Альмавивы из «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Другим персонажем из этой оперы, лихим удальцом Фигаро, предстал Игорь Бакан, и в данном случае речь идет именно о вокально-стилистической удали спетой им арии, ибо артистически исполнитель произвел впечатление существенно меньшее.
Прекрасная техническая оснащенность и артистизм Гайи Петроне наиболее рельефно проявились в ее интерпретации арии Миртео «Se m’abbandoni» (персонажа-травести) из оперы Меркаданте «Нитокрис» – чистой воды раритета итальянского романтического бельканто первой половины XIX века. Нитокрис (в итальянской транскрипции название оперы – «Nitocri») – греческая форма имени царицы Древнего Египта, и в этой опере Миртео – египетский военачальник, влюбленный в Эмирену, сестру Нитокрис, которая в свою очередь влюблена в Миртео. Но это далеко не вся «анатомия» сюжетного конфликта оперы, и толком даже не зная всей ее фабулы, я поймал себя на мысли, что развернутая двухчастная ария Миртео – а она еще предварялась и речитативом – в исполненни Гайи Петроне воспринималась, как восхитительный образец бельканто, главный эффект воздействия которого на слушателя достигался благодаря точно выверенным «инструментальным» модуляциям человеческого голоса. Это исполнение настолько увлекло, что у меня возникло весьма сильное желание познакомиться с этим опусом Меркаданте не только на уровне одной отдельно взятой арии.
Еще один восхитительный образец бельканто – на этот раз весьма известный и популярный – представила Хае Чанг. В ее исполнении речитатива и романса Джульетты из «Капулети и Монтекки» Беллини, пожалуй, еще ощущается некоторая неуверенность и совсем незначительные, «микроскопические» недоработки вокальных нюансов, но всё же это исполнение оставило в душе след устойчивого «музыкального ликования». Прозвучало еще ариозо Мими и последующий квартет из третьего акта «Богемы» Пуччини в исполнении Д’Аны Ломбард, Джошуа Герреро, Анны Сарра и Бенджамина Коннора, но, впрочем, этот ансамбль можно было и не петь вообще, потому что ансамбля на сей раз просто не сложилось. Закончился же гала-концерт на ожидаемо оптимистичной ноте тем, чем, похоже, просто обречены заканчиваться подобные мероприятия – «Застольной» из «Травиаты» Верди. Под восторженное ликование зала она прозвучала в исполнении всех двенадцати солистов-участников.