Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Смена вех в Большом. Спектакль памяти Зураба Анджапаридзе. Казань и афроамериканцы. Доминго занемог, но ненадолго. Биргитта приглашает вновь!

Смена вех в Большом

Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку. Его место занял Владимир Урин, до того 18 лет руководивший Театром Станиславского и Немировича-Данченко.

Об отставке Иксанова за 13 лет его нахождения на посту директора говорили неоднократно, особенно в последнее время. Годы его правления запомнятся двумя грандиозными стройками (открытие Новой сцены в 2002 году и Исторической после реконструкции в 2011-м) и нескончаемой чередой скандалов. Наиболее громкие из них касались балета (фигуранты – А. Волочкова, Г. Янин, Н. Цискаридзе, С. Филин, П. Дмитриченко, С. Захарова и пр.) и реконструкции основного здания Большого (астрономическое увеличение суммы проекта, финансовые нарушения, качество реставрационных работ).

Однако досталось и опере: памятный демарш Госдумы и пикетчиков от прокремлёвского движения «Наши» по поводу оперы Л. Десятникова «Дети Розенталя», скандал вокруг постановки «Войны и мира», когда М. Ростропович отказался выпускать спектакль, публичные возмущения Г. Вишневской по поводу постановки Д. Черняковым оперы «Евгений Онегин», скандалы вокруг премьеры «Руслана и Людмилы» в эпатажной постановке того же Д. Чернякова, которой открывалась Историческая сцена после реконструкции, и в связи с постановкой К. Серебренниковым оперы «Золотой петушок», в которой усмотрели нападки на православие и т. п.

Широко известно, что А. Иксанов – человек, слабо разбирающийся в творческой специфике музыкального театра. Вследствие этого в его правление в театре процветала вкусовщина, когда те или иные спектакли попадали на сцену благодаря всевозможным заинтересованным группам лиц – какая из них оказывалась влиятельнее, такая постановка ожидала сцену Большого. С одной стороны, это привнесло некую полистилистику в нынешний облик Большого, что можно считать в какой-то мере положительным моментом. С другой стороны, за эти годы было слишком много откровенно провальных постановок, а внятной художественной стратегии в опере так сформулировано и не было: театр постоянно кидало из крайности в крайность.

Новый директор ГАБТа известен как весьма успешный менеджер именно в области музыкального театра. Под его руководством Театр Станиславского буквально расцвёл, хотя и здесь не обходилось без скандальных ситуаций, например, со спектаклем «Сон в летнюю ночь». Но творческий процесс в театре на Большой Дмитровке был куда более целенаправленным, внятным и убедительным, а результаты впечатляющими.

В. Урин при вступлении в должность потребовал полный карт-бланш, а также обозначил свои намерения заниматься не только административными, но и организационно-творческими вопросами. Кроме того он намерен заключить коллективный договор с артистами труппы с тем, чтобы все конфликтные ситуации в его рамках разрешались внутри театра, а не выносились на всеобщее обозрение.

Насколько это реалистично – покажет время: слишком уж привлекающим внимание всех и вся местом является Большой!

Спектакль памяти Зураба Анджапаридзе.

В Большом театре прошла серия спектаклей «Кармен» (постановка 2008 года). Один из них, состоявшийся 18 июля, был посвящен 85-летию со дня рождения выдающегося грузинского певца Зураба Анджапаридзе. Годы, проведенные легендарным тенором на сцене Большого, его незабываемый голос навсегда останутся в памяти любителей оперного искусства.

В спектакле приняли участие Елена Бочарова (Кармен), Зоран Тодорович (Хозе), Сергей Артамонов (Эскамильо), Анна Аглатова (Микаэла) и др. За дирижерским пультом стоял Лоран Кампеллоне.

Казань и афроамериканцы

На открытии культурной программы Универсиады Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля представил в концертном исполнении оперу Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Это произведение редко звучит в нашей стране, поскольку имеются проблемы с правами на её воспроизведение – автор настаивал на том, чтобы его исполняли только чернокожие вокалисты. В советское время, когда с авторским правом не очень-то считались, эту оперу, вопреки запрету ставили, но тоже считанное число раз. Ее первая постановка в СССР состоялась в Таллине в 1966 году. На российских сценах она исполнялась в Ленинградском Малом оперном театре (1972), в Бурятском оперном театре в Улан-Уде (1979), в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (1980).

В постсоветское время стали более трепетно относиться к возможности конфликта с наследниками композитора, по причине чего шедевр Гершвина если и исполняется, то как-то неявно – например, как в петербургском «Зазеркалье», сильно купированным, с несколько измененной фабулой. А в московском «Геликоне» в 2004-м и вовсе отказались от постановки, заменив её концертом «Гершвин-гала».

В Казани в исполнении приняли участие афроамериканские вокалисты Кевин Шорт, Кирстен Браун, Лестер Линч, Рональд Самм, южноаафриканка Нкосазана Диманде и пуэрториканка Мельба Рамос. За дирижёрским пультом стоял давно сотрудничающий с Казанью итальянский маэстро Марко Боэми.

Доминго занемог, но ненадолго

Недавно весь мир облетело сообщение: Пласидо Доминго, великий тенор прошлого века, несмотря на возраст, продолжающий успешные выступления и в веке нынешнем, занемог: из-за этого он отменил серию своих выступлений. Случилось это в родном городе певца, в Мадриде, а диагноз – лёгочный эмболизм. По причине этого не состоялось участие Доминго в мировой премьере оперы мексиканского композитора Даниэля Катана «Почтальон», которая в середине должна была состояться на сцене Королевского театра «Реал». Точнее, она состоялась, но с другим исполнителем: роль Пабло Неруды исполнил латиноамериканский тенор Висенте Омбуэна.

Врачи предписали Доминго 3–4 недели постельного режима. Но как сообщает пресс-служба театра «Реал» уже через несколько дней после недомогания Доминго вновь появился на работе. В частности он присутствовал в зале театра на генеральной репетиции «Почтальона», а после нее беседовал с журналистами испанской столицы.

Нет никаких сомнений, что характер Доминго окажется сильнее всяких болезней и легендарный тенор вскоре вновь вернётся в боевой строй.

Биргитта приглашает вновь!

С 9 по 18 августа вновь состоится Международный оперный фестиваль «Биргитта» близ Таллина в Эстонии. Его программа весьма обширна. В частности ожидаются гастроли сразу нескольких трупп. Свои спектакли покажет «Опера Севера» из британского города Лидса – англичане привезут «Фауста» и «Альберта Херинга». Берлинская «Комише Опер» представит свой знаменитый спектакль «Семь смертных грехов» Брехта – Вайля.

Центральным событием фестиваля станет премьера «Царской невесты» Римского-Корсакова, приуроченной к предстоящему в следующем году 170-летию композитора. Эта постановка - совместный проект с фестивалем «PromFest» в Пярну и Каунасским театром оперы и балета. Сотрудничество двух эстонских фестивалей началась в 2011 году сенсационной постановкой оперы Верди «Аттила» и непременно продолжится в будущем. Общей целью фестивалей является создание музыкального театра с яркими, современными, высокого уровня постановками.

«Царскую невесту» поставят дирижёр Эрки Пехк и режиссёр Теэт Каськ. Вот, что они говорят о своей работе.

Эрки Пехк: «Царская невеста», несомненно, одна из самых выдающихся опер в истории русской музыки. В некотором смысле, она более любима русской аудиторией, чем знаменитые оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», которые на Западе незаслуженно пользуются гораздо большей популярностью. Сюжет «Царской невесты» очень жизненный (русский), довольно простой и все же очень захватывающий. Что касается музыки Римского-Корсакова – она очень красивая, с национальным колоритом и мастерски оркестрованная. Вокальные партии главных героев, требующие от исполнителей высочайшего мастерства, насыщены прекрасными запоминающимися мелодиями. Среди самых известных номеров этой оперы арии Любаши, к примеру, «Вот до чего я дожила, Григорий!», или ария Марфы в финальной сцене «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдем», а квартет, который в русской музыке столь же знаменит, как квартет из оперы Верди «Риголетто». Композитор создал для каждого персонажа неповторимый, свойственный только ему музыкальный образ, приобретающий новые черты и меняющийся по ходу развития сюжета оперы.

В Эстонии «Царскую невесту» не исполняли уже 50 лет! Последняя постановка этой оперы в театре «Эстония» была осуществлена в 1959 году, а несколько лет тому назад в Национальной опере состоялось ее концертное исполнение. Партию Любаши спела тогда Анжелина Швачка, которая участвует и нашей постановке».

Теэт Каськ: «Цели перенести на сцену подлинную историю 16-го века не было. Главное в нашем спектакле – это вечные темы, которые мастерски воплотил в своей музыке Римский-Корсаков. Мы попытались взглянуть на эту историю глазами человека 21 века, перенестись в мир фантазии, который невозможно отождествить ни с одной реальной эпохой. В работе над спектаклем компасом для меня была только музыка Римского-Корсакова».

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ