10 июля исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитой болгарской певицы Любы Велич (1913—1996), основные вехи творческой биографии которой связаны с Австрией, по причине чего в словарях и энциклопедиях нередко можно прочитать о ней как об «австрийской певице болгарского происхождения». Творческий путь Велич нередко сравнивают с кометой: сколь ярок, столь и скоротечен был её успех. И, тем не менее, о Велич помнят: в любом оперном справочнике найдётся хотя бы маленькая заметка о ней, ибо её искусство было по-настоящему грандиозным и впечатляющим. Веселый, жизнерадостный нрав, немножко капризный и взбалмошный характер, море женского обаяния, весь арсенал дамских чар, безотказно действующих на противоположный пол, и с успехом не раз апробированный на тех кавалерах, кто встречался на пути – режиссерах, дирижерах, партнерах-певцах – такова была она, вечно брызжущая энергией, с идеальной по вкусам того времени внешностью «пышка»-душка Люба Велич – примадонна с необычной и яркой судьбой.
Люба Величкова родилась в болгарской провинции, в небольшом селении Славяново, что неподалеку от крупнейшего черноморского порта страны Варны. После первой мировой войны городок получил новое имя – Борисово, в честь тогдашнего болгарского царя Бориса III, так он называется и сегодня. Рождение Любы случилось в полном соответствии с патриархальными нравами предвоенной Болгарии, бедной и маленькой балканской страны: её мать работала в поле, почувствовала схватки и не успела добраться до дома – девочка появилась на свет в тени деревьев, без всякой посторонней помощи, а мать запеленала новорожденную в платок, снятый с собственной головы. Люба оказалась третьей дочерью в семье Рады и Ангела Величковых (старшая Василка родилась в 1907-м, а средняя Евгения – в 1909-м), чем весьма расстроила отца, надеявшегося на мальчика. Ангел Величков был родом из Македонии, соседней страны, по сию пору считающуюся в Болгарии геополитическим недоразумением, по исторической несправедливости отколовшимся от матери-родины.
Хотя музыкальное дарование Любы проявилось достаточно рано и её «соловьиный голосок» отмечали все родственники и знакомые, первоначально она не собиралась посвящать себя пению. Она училась в гимназии в Шумене, старом болгарском университетском центре, затем продолжила образование в Софии на факультете философии и теологии. «Я думала, что буду обучаться пению параллельно, брать частные уроки, что это будет моим хобби – профессию делать из этого я не собиралась», - вспоминала позже певица. Но не заметить её певческое дарование было невозможно: частные уроки и пение в хоре столичного кафедрального собора Александра Невского постепенно изменили намерения Любы – она попадает в класс профессора Софийской консерватории Георгия Златева-Черкина. Параллельно она прослушивается в Софийскую Оперу и директор театра Владимир Василев принимает её сначала в хор, а вскоре ей поручают уже маленькие сольные роли. Пение в хорах (в оперном театре и кафедральном соборе) было во многом вынужденной мерой: юной студентке банально не хватало на жизнь. Тем не менее, вхождение в труппу столичного театра оказалось успешным: в том же 1934 году, когда Люба поступает в театральный хор, она исполнила маленькую партию в «Луизе» Г. Шарпантье, а полноценным сценическим дебютом стала роль царевича Федора в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского, причем в титульной роли в тот вечер выступал знаменитый гастролер – великий Фёдор Шаляпин.
Своих лучших учеников – Любу Величкову и Любомира Панчева – профессор Златев-Черкин вскоре везёт в Вену, чтобы показать своему учителю, знаменитому австрийскому профессору пения Тео Лирхаммеру. Умудрённый опытом педагог сразу оценил достоинства молодых вокалистов, устроил им прослушивания и включил в программы концертов своего класса в различных залах австрийской столицы. Так стартовал «роман длиною в жизнь» - Люба Величкова начинает ориентироваться в своих устремлениях на Вену, где она совершенствует вокальное мастерство в Академии музыки. Тогда же по совету Лирхаммера она «укорачивает» свою фамилию под немецкие стандарты: так появляется артистическое имя Велич, которому было суждено прогреметь на весь мир
В 1936 году Люба Велич подписывает свой первый контракт: до 1941 года она поет в Городском опере Граца. Здесь она дебютирует в партии Хельмвиги в «Валькирии» Вагнера и за четыре сезона набирает огромный репертуар ведущих и второстепенных партий. Среди партий первого положения это – Недда в «Паяцах», Мими и Мюзетта в «Богеме», Оскар в «Бале-маскараде», Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй», Манон в «Манон Леско», Дездемона в «Отелло», Софи в «Кавалере розы» и Фьордилиджи в «Так поступают все». Второстепенные и эпизодические роли её грацского периода включают такие оперы как «Елена Египетская», «Гензель и Гретель», «Лоэнгрин», «Кармен», «Риголетто», «Тангейзер», «Долина», «Зигфрид», «Сельская честь», «Парсифаль», «Вольный стрелок», «Электра», «Дафна», «День мира», «Свадьба Фигаро», «Королевские дети», «Виндзорские проказницы» и «Золото Рейна».
Период работы в Граце оканчивается в начале сороковых, когда Велич, завоевав определенную репутацию, начинает получать приглашения из других театров Австрии и Германии. Наиболее часто она появляется на сценах ведущих театров Дрездена, Мюнхена и Вены. В дрезденской «Земпер-опер» она поёт такие партии как Саффи в «Цыганском бароне», Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери» Франца Шмидта, Маженка в «Проданной невесте», Адолина в одноимённой опере Нино Найдхарта, здесь же впервые она исполнит партию сопрано в Реквиеме Верди. В мюнхенской Штаатсопер Велич поёт свои уже коронные партии Чио-Чио-сан и Мюзетты, а также впервые – Джульетту в «Сказках Гофмана».
В 1940 году состоялся её венский дебют на сцене Фольксопер (до 1945 года носившей название Городской театр Вены) в партии Чио-Чио-сан. В течение четырёх лет Велич постоянно поёт в Фольксопер, ставшей для неё родным домом на целых полвека. Ведь именно здесь она будет ещё долго выступать после окончания своей большой международной карьеры, а большую часть периода 1944 – 1956 годов, когда Велич наиболее активно пела в Венской государственной опере, знаменитое здание Штаатсопер на Ринге стояло разрушенным вследствие бомбардировок второй мировой войны и первая австрийская оперная труппа давала спектакли на сцене Фольксопер (а также в театре «Ан дер Вин»).
В первый период своей службы в Фольксопер Велич выступает здесь в своих уже коронных партиях – Недды, Мими и Мюзетты, Маженки, а также в её репертуаре прибавляются роли Розалинды в «Летучей мыши», Композитора в «Ариадне на Наксосе» и, самое главное, здесь Велич впервые поёт Саломею в одноимённой опере Рихарда Штрауса, ставшую очень скоро ее визитной карточкой.
В 1944-м она впервые поёт в Штаатсопер – дебют состоялся 31 марта, как часто бывает в театре по замене (Велич спела партию Композитора в «Ариадне на Наксосе» вместо Ирмгард Зеефрид). В то же году состоится её исполнение роли Саломеи на праздновании 80-летия Р. Штрауса, который был в восторге от ее интерпретации. С 1946 года Велич – штатная солистка Штаатсопер, в труппе которой она оставалась до начала 1960-х годов и где она была удостоена высокого почётного звания «Каммерзенгерин».
Репертуар певицы в Венской государственной опере включал такие партии как Мими и Мюзетта, Недда, Джульетта в «Сказках Гофмана», Чио-Чио-сан, Дездемона, Донна Анна в «Дон Жуане», Аида, Лиза и Татьяна в операх Чайковского, Енуфа, Манон в операх Пуччини и Массне, Тоска, Минни в «Девушке с Запада», Надя в опере Франца Зальмхофера «Иван Тарасенко», Леонора в «Трубадуре», Джудитта в одноимённой оперетте Легара, Графиня в «Свадьбе Фигаро», Амелия в «Бале-маскараде» и Ярославна (последняя её крупная партия в этом театре).
В 1947 году в составе трупы Венской государственной оперы Люба Велич гастролирцет в Англии, на сцене «Ковент-Гардена»: здесь она с успехом поёт свою Саломею и получает персональный контракт в главном оперном театре британской столицы. В Лондоне она выступает регулярно до 1952 года в таки партиях как Донна Анна, Мюзетта, Лиза, Аида и Тоска. Специально в расчете на её талант «Ковент-Гарден» предпринимает в сезоне 1949/50 годов собственную постановку «Саломеи», в которой режиссёром выступил Питер Брук, а сценографом – Сальвадор Дали. В Великобритании Велич поёт и в других городах (Лидс, Манчестер, Ливерпуль), а в 1949-м принимает участие в знаменитых Эдинбургском и Глайндборнском фестивалях, где поёт партию Амелии в «Бале-маскараде». Здесь она знакомится со знаменитым импресарио Рудольфом Бингом, который чуть позже пригласит её в США.
Три сезона провела Люба Велич в нью-йоркской «Метрополитен-опере»: дебют состоялся вновь в её коронной партии Саломеи в 1949 г. Этот исторический спектакль 4 февраля 1949 года транслировался по радио и позднее был выпущен на пластинке: гениальная интерпретация певицы и дирижёра Фрица Райнера до сих пор считается непревзойдённой. На сцене нью-йоркского театра Велич пела свой основной репертуар – кроме Саломеи это Аида, Тоска, Донна Анна, Мюзетта и Розалинда. В Америке Велич активно выступает до 1952 года, много ездит по стране (в составе труппы «Мет» и с самостоятельными концертами) – в её гастрольном маршруте значится около 50-ти американских городов. В «Метрополитен» она вернётся ещё раз спустя двадцать лет (уже в новое здание в Линкольн-центре, которого просто не существовало в годы её активной карьеры): в 1972 году вместе с Дж. Сазерленд, Л. Паваротти и Р. Резник она выступила в опере Г. Доницетти «Дочь полка» (двенадцать спектаклей). И хотя ее роль (Герцогиня фон Кракенторп) была маленькой и разговорной, публика горячо приветствовала великую болгарку. Много лет спустя Сазерленд вспоминала: «И еще у нас была несравненная Люба Велич. Великая актриса! В том спектакле она уже не пела, ее роль была разговорной, но это было потрясающе! Сколько шарма, юмора, непередаваемого обаяния, грации и в то же время самоиронии. Вот уж кто был подлинной звездой! Ни на оперной сцене, ни в драме, ни в кино я никогда не видела лучшей актрисы — стопроцентное “животное сцены”!»
Помимо трёх главных звёздных сцен в жизни Любы Велич (венская Штаатсопер, «Ковент-Гарден» и «Мет») гастрольные дороги приводили её и в другие места. Она неоднократно пела на Зальцбургском фестивале, выступала с концертами на Кубе и в Венесуэле, её Саломее рукоплескали знаменитые неаполитанский театр «Сан-Карло» и «Дойче Опер» в Западном Берлине. Сольные концерты Велич неоднократно проходили в венском зале «Музикферайн» и нью-йоркском «Карнеги-холл», она постоянно возвращалась в милый её сердцу Грац, где начиналась её профессиональная карьера, выступала на сцене местного театра в своих лучших ролях.
Активная карьера певицы пошла на спад во второй половине 1950-х вследствие проблем с голосом, которые обнаружились скорее всего из-за чрезвычайно интенсивной нагрузки: лирическая природа голоса Велич, скорее всего, с трудом переносила большие драматические партии, которые сама певица из-за своего огненного темперамента очень любила. После 1956 года она переходит на небольшие роли – последними крупными её работами на сцене Фольксопер в этот период стали Виолетта в «Травиате» (партия, о которой она мечтала с молодости, но которую удалось спеть уже на закате карьеры и всего один раз) и Катенька в опере Б. Сметаны «Две вдовы». В 1960-е годы она переключается на кино, выступает на телевидении. Актерское мастерство позволило ей сделать здесь вторую карьеру. Среди работ в кино – кинолента «Человек между…», где певица играет роль оперной дивы опять же в «Саломее»; музыкальные фильмы «Голубка» (с участием Л. Армстронга), «Заключительный аккорд» (с участием М. дель Монако), а также телеверсия оперы Дж. Менотти «Консул», где Велич вновь поёт небольшую роль итальянской эмигрантки, демонстрируя незабываемый тембр, голос, полный модуляций и оттенков. Всего фильмография Любы Велич включает 26 кинолент. Кроме того она активно снималась на телевидении, участвовала во всевозможных телешоу, имела авторскую программу на австрийском ТВ. Более тридцати лет, после окончания оперной карьеры Велич оставалась заметной фигурой венского бомонда вплоть до своей смерти 1 сентября 1996 года.
В 1970-е она вновь – в труппе Фольксопер, где выступает в небольших возрастных ролях в оперетте, предполагающих лишь эпизодическое пение, небольшие вокальные номера. Велич выступает в таких опереттах как «Бал в опере», «Весёлая вдова», «Два сердца на три четверти», «Цыганский барон». Последний раз Люба Велич вышла на сцену родного ей театра 7 февраля 1981 года в «Весёлой вдове».
Для лирического сопрано Велич в лучшие годы были характерны безупречная чистота интонации, инструментальность звучания, свежий, «девический» тембр (делавший ее незаменимой в партиях юных героинь) и необыкновенная полетность, даже пронзительность звука, его концентрированность, мастерская проекция на зал, позволявшие певице без труда «прорезать» любой, самый мощный оркестр. В истории оперы Велич осталась прежде всего блестящей исполнительницей партии Саломеи: «Sаlоmе dеs Jаhrhundеrts» («Саломея столетия») – именно так, совершенно справедливо начертано на её могильной плите на центральном венском кладбище. Голос Велич в этой партии источал одновременно сумасшедший эротизм, запредельную чувственность, весь сочился желанием, оставаясь в то же время кристально чистым интонационно, каким-то «девственным», первозданным. Добиться такого эффекта мог, конечно, только большой мастер. Вместе с тем совершенно несправедливо считать ее артисткой одной роли, поскольку значительного успеха она добилась и в ряде других партий (всего в репертуаре певицы их было около полусотни), успешно выступала и в оперетте, ее Розалинду в «Летучей мыши» И. Штрауса на сцене «Метрополитен» многие ценили не меньше, чем Саломею.
Не так много, но и в кантатно-ораториальном, и в камерном репертуаре Люба Велич запомнилась современникам. В её репертуаре был Реквием Верди и 9-я симфония Бетховена, оратория Мендельсона «Илья» и другие произведения крупной формы, вокальные миниатюры немецких (в первую очередь Р. Штрауса) и славянских (прежде всего русских и болгарских) композиторов.
Люба Велич в годы выступлений в Вене, Лондоне и Нью-Йорке пела со многими знаменитыми партнёрами-певцами и выдающимися дирижёрами. Среди первых стоит упомянуть Хельге Росвенге, Ричарда Такера, Макса Лоренца, Антона Дермоту, Хильду Конечны, Джузеппе Таддеи, Сену Юринац, Элизабет Шварцкопф, Марию Чеботари, Хильду Гюден, Рихарда Таубера, Паоло Сильвери, Дороти Кирстен, Ферруччо Тальявини, Юсси Бьёрлинга, Джорджа Лондона, Эберхарда Вехтера, Рамона Виная, Джерома Хайнса, Роберта Меррилла, Лоуренса Тиббета и др. Дирижёры, под управлением которых пела Велич, – Ловро фон Матачич, Герберт фон Караян, Джон Барбиролли, Вильгельм Фуртвенглер, Фриц Райнер, Карл Бём, Отто Клемперер, Эрих Кляйбер, Ионель Перля, Ханс Кнаппертсбуш, Юджин Орманди, Рафаэль Кубелик, Эмиль Купер и др.