Дорогие друзья! Напоминаем вам о том, что до 15 сентября наш журнал работает в летнем режиме. Следующий выпуск — 15 сентября.
Темы: Отставка Михаила Фихтенгольца. Амбициозные планы «Новой оперы». 110-летие Натальи Сац. Оперные планы БСО. Награда мариинской «Валькирии». Аида Гарифуллина выиграла «Опералию». Кристина Мхитарян побеждает на конкурсе в Осло. «Директор театра» Моцарта возвращается к покровцам.
Начальник отдела перспективного планирования Большого театра Михаил Фихтенгольц уволен с занимаемой должности. Владимир Урин, недавно занявший должность директора Большого театра, не готов более сотрудничать с Фихтенгольцем. Кто будет назначен на эту должность и сохранится ли она в принципе, пока неизвестно. Михаил Фихтенгольц занял должность начальника отдела перспективного планирования весной 2009 года, после того, как ее освободил музыкальный критик Вадим Журавлев. До Журавлева на этой должности работал известный музыкальный журналист Петр Поспелов.
Судя по всему, традиция, сложившаяся в период музыкального руководства Большим театром Александром Ведерниковым, требовала присутствия в театре человека, который был бы способен осуществлять тактическое и стратегическое руководство оперой, основываясь на знании современных оперных реалий. Вероятно, формальный руководитель оперной труппы, Маквала Касрашвили не вполне подходит под эти задачи. В июле Владимир Урин говорил, что будет работать со старой командой в Большом. Однако, видимо, прежнюю команду вряд ли удастся сохранить. К деятельности Фихтенгольца на данном посту была всегда масса претензий, прежде всего по формированию составов исполнителей в оперных спектаклях.
20 августа 2013 в зрительном зале театра «Новая опера» состоялся торжественный сбор труппы. Директор театра Дмитрий Сибирцев поздравил коллектив с открытием XXIII сезона и подробно представил творческие планы на новый театральный год. От имени Департамента культуры г. Москвы сотрудников Новой Оперы поздравила заместитель руководителя Департамента культуры Евгения Шерменева.
Впервые открытие сезона было назначено на август. Эксперимент с показом спектаклей летом, а не в середине сентября (как это было принято раньше) себя оправдывает. На первом спектакле «Евгений Онегин» (21 августа) был аншлаг. Главное событие сентября – концертное исполнение опер «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло. На роль Канио приглашен знаменитый аргентинский тенор Густаво Порта. Его партнеры по сцене – ведущие солисты «Новой оперы»: Василий Ладюк (Сильвио), Агунда Кулаева (Сантуцца), Игорь Головатенко (Альфио), Сергей Поляков (Турриду), Эльвира Хохлова (Недда), Олег Шагоцкий (Тонио), Георгий Фараджев (Пеппе) и другие. За дирижерский пультом – маэстро из Франции Лоран Кампеллоне. В апреле планируется исполнение «Сельской чести» и «Паяцев» в Светлановском зале Международного Дома музыки.
Первые гастроли нового сезона пройдут со 2 по 12 октября. Зрители Израильской оперы в Тель-Авиве увидят 10 представлений оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (режиссер Ю. Александров, дирижеры Ян Латам-Кёниг и Евгений Самойлов).
С 24 октября по 10 ноября в честь 200-летия со Дня рождения Р. Вагнера и Дж. Верди состоится Международный фестиваль «Два мастера – два мира». В фестивале примут участие звезды мировой оперы: Борис Стаценко (Германия), Мария Луиджия Борси (Италия), Кристиан Бенедикт (Литва), Эдит Халлер (Италия), Матти Салминен (Финляндия); пианист Павел Нерсесьян; дирижеры Фабио Мастранжело (Италия), Эри Клас (Эстония). В рамках фестиваля прозвучит опера «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (московская премьера спектакля состоялась 19 мая).
22 ноября на сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки будет представлен музыкальный дивертисмент «OPERAМАНИЯ». Участвуют солисты и оркестр театра «Новая опера» и артисты Имперского русского балета п/у Г. Таранды. Дирижер Андрей Лебедев, режиссер Алексей Вэйро. В апреле 2013 представление выдержало более 15 показов на гастролях по городам Австралии.
Первая премьера сезона – опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Постановку осуществит дирижер Александр Самоилэ (Молдавия), режиссер Юрий Александров, художник Виктор Герасименко. Премьера назначена на 29 и 30 ноября, 1, 3, 4 декабря. Исполнение сразу нескольких спектаклей подряд – еще один эксперимент. Впервые европейская система semi-stagione будет испробована в театре «Новая опера». Один из спектаклей – благотворительный.
В январе пройдет традиционный Крещенский фестиваль. Тема фестиваля: литературные произведения в музыке. В концертном исполнении прозвучат оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Саломея» Р. Штрауса, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, кантата «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева, «Литургия Св. Иоанна Златоуста» С. В. Рахманинова и многое другое.
На сцене ММДМ пройдут 4 концерта в рамках абонемента «Звёзды “Новой оперы”».
4 ноября 2013 – концерт солистов, 18 января 2014 – концерт хора «Рождественские песни», 4 марта 2014 – «Вечер музыки Георгия Свиридова», 1 апреля – «Витя и Маша», концертный дуэт маримбы и аккордеона.
28 февраля 2014 состоится премьера спектакля «DIDO», в основе которого – «Пролог к опере “Дидона и Эней”» М. Наймана и опера «Дидона и Эней» Г. Пёрселла. Музыкальный руководитель и дирижер – Дмитрий Волосников, режиссер – Наталья Анастасьева, художник-постановщик – Юрий Хариков.
В начале апреля пройдут гастроли «Новой оперы» в Великобритании. На сцене Английской национальной оперы будут показаны два спектакля «Князь Игорь» Бородина и два спектакля «Тристан и Изольда» Вагнера. За дирижерским пультом – главный дирижер театра маэстро Ян Латам-Кёниг.
Третьей премьерой сезона станет постановка опер Д. Чимарозы: «Капельмейстер» («Maestro di capella») и «Женские хитрости». Режиссер Алла Чепинога выиграла грант Департамента культуры г. Москвы в рамках проекта «Открытая сцена» на постановку. Дирижер – Валерий Крицков, художник – Виктор Герасименко. Премьера назначена на апрель 2014.
Финальный аккорд сезона – мировая премьера комической оперы «Школа жен» В. Мартынова. Режиссер и автор либретто – Юрий Любимов, сценография – Зиновий Марголин.
27 августа исполнилось 110 лет со дня рождения Наталии Сац – основателя Московского государственного академического детского музыкального театра, который теперь носит её имя. В день 110-летия со дня рождения Наталии Ильиничны театр провёл сбор труппы и памятную церемонию на месте её захоронения на Новодевичьем кладбище.
К 110-летию Наталии Сац издана новая книга, посвящённая «матери детских театров мира». Монография «В зеркале и отражениях», составленная дочерью и хранителем традиций Наталии Ильиничны, Роксаной Сац, содержит фрагменты книг самой Наталии Сац, а также воспоминания о ней коллег, друзей и представителей следующих поколений, которые соприкасались с этим поистине удивительным человеком.
14 и 15 сентября театр откроет юбилейный сезон премьерой оперы «Съедобные сказки» на музыку Михаила Броннера и либретто Льва Яковлева по одноимённой книге Маши Трауб. Режиссер постановки – художественный руководитель Театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян. Новая постановка театра – это спектакль для самой широкой аудитории, сказка для детей, которая и взрослым не даст зевать от скуки. Добро и зло, мудрость и жестокость, правда и ложь, дружба и одиночество - вечные темы детской (и не только) литературы в «Съедобных сказках» становятся «вкусными» для всех. Просто о самом главном, без нравоучений и занудства, спектакль говорит о том, с чем приходится сталкиваться каждому ребенку и каждому взрослому. Добрая, занимательная и мудрая современная опера-сказка станет первой новинкой юбилейного сезона, посвящённого 110-летию со дня рождения Наталии Сац.
В дальнейших планах театра на юбилейный сезон 2013-2014 гг. – целый ряд спектаклей для самой широкой аудитории: опера для самых маленьких «Теремок» Александра Кулыгина, балет «Принцесса на горошине», музыкальное сопровождение которого будет построено на произведениях композиторов-классиков. А вслед за премьерой оперы «Съедобные сказки» Театр имени Наталии Сац начинает работу над постановкой мюзикла «Белоснежка» на музыку Эдуарда Колмановского. Премьера этого спектакля намечена на 26 и 27 октября 2013 года.
Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского начнёт свой сезон с оперы. Концертное исполнение оперы «Русалка» А.С. Даргомыжского под управлением Владимира Федосеева (режиссер — Владимир Васильев) будет осуществлено в Концертном зале имени П. И. Чайковского 23 сентября 2013 года с участием Московского камерного хора (художественный руководитель — Владимир Минин). Солисты: Елена Евсеева, сопрано; Анастасия Бакастова, сопрано; Светлана Шилова, меццо-сопрано; Петер Зонн, тенор (Австрия); Михаил Казаков, бас; Валерий Мурга, баритон (Швейцария).
Запись оперы «Валькирия» из тетралогии «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера на лейбле «Мариинский» удостоена высочайшей награды в области классической музыки ECHO Klassik, в номинации «Лучшая оперная запись года» (XIX век). Релиз «Валькирии» с беспрецедентным составом ведущих вагнеровских исполнителей современности – Аней Кампе, Йонасом Кауфманом, Рене Папе, Ниной Стемме, Михаилом Петренко, Екатериной Губановой, солистами и Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева состоялся 11 февраля, и всего за полгода запись облетела весь мир, собрав восторженные отклики слушателей и музыкальных критиков.
«Трактовка Рене Папе партии Вотана является непревзойденной в истории звукозаписывающей эры. Эта “Валькирия” – для знатоков и ценителей: абсолютно погруженный в музыку дирижер, руководящий певцами, чьи голоса идеально соответствуют их партиям и которые понимают своих персонажей. Эта запись предвещает поистине великолепное “Кольцо”!» («Fanfare», США).
ECHO Klassik основана в 1994 году Немецкой звукозаписывающей академией и считается высшей музыкальной наградой Германии. Вручается ежегодно в 22 категориях по решению авторитетного жюри, состоящего из руководителей всемирно известных звукозаписывающих компаний, фестивалей, музыкальных ассоциаций и СМИ Германии.
В итальянской Вероне голос певицы из Казани Аиды Гарифуллиной был признан лучшим на 20-м всемирном конкурсе оперных певцов. Из тысячи молодых вокалистов со всего мира, подавших заявку на участие, в финал прошли только 12 исполнителей из США, Великобритании, Франции, России, Румынии, Украины, Белоруссии, Южной Кореи, Китая и Мексики. Конкурс «Опералия» учрежден Пласидо Доминго и высоко котируется в музыкальном мире. В этом юбилейном для конкурса году он проходил на знаменитой Арена-ди-Верона. Зрители античного амфитеатра услышали в исполнении Гарифуллиной арии из опер «Фальстаф», «Свадьба Фигаро», «Снегурочка». В финале, ставшем для певицы победным, Гарифуллина исполнила арию Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки» Беллини. За дирижерским пультом стоял сам маэстро Доминго.
Международный конкурс для оперных певцов имени королевы Сони, проходящий раз в два года в столице Норвегии, считается одним из самых престижных в мире. У его истоков стоял знаменитый дирижер Марис Янсонс в свою бытность руководителем Филармонического оркестра Осло. В финал выходит всего пять человек, и премии никогда не делятся между конкурсантами. Представители России до сих пор ни разу не побеждали. Кристина Мхитарян стала первой. Кристина родилась в Новороссийске. С детства мечтала стать певицей и целеустремленно шла к своей цели. Сначала училась в школе-театре Галины Вишневской, потом в училище и в Российской академии музыки имени Гнесиных у Рузанны Лисициан. Таким образом, в очередной раз доказав, что творческое обучение в России - это едва ли не последнее, что может нуждаться у нас в реформировании.
Уже второй год Кристина совершенствуется в Молодежной оперной программе Большого театра под руководством профессора Дмитрия Вдовина. Правда, театр пока не рискнул доверить молодой певице ни одной ключевой партии, ограничившись ролями Ксении в "Борисе Годунове" Мусоргского или Половецкой девушки в "Князе Игоре" Бородина в постановке Юрия Любимова.
На конкурс в Норвегию Кристина решила поехать спонтанно, чтобы потрафить своей редкой для оперных певцов страсти к соревнованию. В финале ее Снегурочка из оперы Римского-Корсакова и беллиниевская Сомнамбула произвели фурор. Конкурсантов оценивало строгое жюри - директора оперных театров Европы. Поэтому результатом победы для Кристины стал не только чек на 20 тысяч евро, но и немало завидных предложений работы. Так что теперь, похоже, Большому театру придется выдержать жесткую конкуренцию за восходящую звезду.
Спектакль возвращается на сцену Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского в обновленной версии. Над восстановлением работали режиссер Валерий Федоренко, дирижер-постановщик Владимир Агронский и художник Ольга Ошкало. Опера, предназначенная для четырех солистов, уже шла в этом театре, поставленная самим Борисом Покровским еще в 1975 году. Она сохранялась в репертуаре почти 30 лет, и сейчас возвращается на сцену в обновленной версии.
В несколько составов новой постановки вошли молодые певцы Наталья Сивцевич, Татьяна Федотова, Екатерина Ферзба (Мадам Херц), Ирина Алексеенко, Олеся Старухина (Мадемуазель Зильберкланг), Василий Гафнер, Алексей Сулимов (Директор театра), Андрей Цветков-Толбин и Роман Шевчук (Комик-буфф). Осваивать материал им помогали солисты, для которых в свое время поставил этот спектакль Покровский: заслуженные артисты России Людмила Соколенко, Нина Яковлева, Ярослав Радивоник и Борис Тархов.
Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров