Мы предлагаем читателям краткий обзор гастролей Санкт-Петербургского детского театра «Зазеркалье» в Москве, проходивших на Новой сцене Большого театра. На представлениях побывала Анна Ефанова. В этом же выпуске журнала читайте впечатления Евгения Цодокова от просмотра одного из гастрольных спектаклей — «Волшебной флейты» Моцарта.
После антракта длиной в 20 лет Санкт-Петербургский детский музыкальный театр «Зазеркалье» продолжил свое выступление на московской сцене в первых числах сентября. Четыре дня — шесть разных сочинений в Большом театре. Самым сильным потрясением тогда — в 1992 году, и сейчас — в 2013-м остается «Детский альбом» П.Чайковского в оркестровой редакции Л.Десятникова: мудрый в своей незамысловатой простоте и искренний в неподдельной тонкости и чистоте понятий.
Почти все привезенные в Москву спектакли увидели свет в последние годы. Четыре из шести были поставлены впервые в XXI веке. И только два относятся к концу XX столетия.
Кажущаяся жанровая разноликость имела под собой весомые основания. «Мы стремились как можно шире распахнуть перед московскими зрителями горизонты поисков «Зазеркалья», – рассказал художественный руководитель театра Александр Петров. Поэтому в афише соседствуют опера-буффа «Золушка» Россини и два «божественных Моцарта» — зингшпиль «Волшебная флейта» и «веселая драма» «Cosi fan tutte». Детям мы адресуем фольклорное действо «Финист ясный сокол» Рогалева, остросюжетный мюзикл Важова «Робинзон Крузо» и, конечно же, легендарный «Детский альбом» Чайковского — своеобразный манифест театра «Зазеркалье», который держится в репертуаре уже 23-й сезон, не теряя своей пронзительности», – добавлял он.
Яркость, дерзость и пытливая смелость режиссерских решений вызывали сомнения, но были так оригинальны, что сначала заинтересовывали, а потом — увлекали. Оперу Моцарта «Cosi fan tutte» поместили в курортный городок рубежа XIX-XX веков. Его же «Волшебную флейту» отправили в современный цирк. А «Золушку» Россини сохранили в своем измерении, но добавили второстепенные атрибуты — ширмы из нотных листов и партитурных страниц, которые по ходу действия выстраивались в стильные геометрические фигуры и свободно перемещались по всему сценическому пространству.
Музыкальными партиями всерьез и на славу обогатились птицы, животные, рабочие инструменты и предметы быта в «Робинзоне Крузо». Вышло смешно и остроумно. Иногда чересчур, поэтому детвора хохотала весь антракт, второе действие и после спектакля.
В «Финисте ясном соколе» больше всего удивлял не режиссерский замысел, а выбранный словесный текст. Младшая дочь современно просила «ночку перебыть» с мужем просвирниной дочки. Светлые силы по-советски решали, что лучше сначала: повесить или расстрелять злую нечисть в счастливом хэппи-энде фольклорной обрядовой драмы.
Грустно, что расхождения оркестра с солистами встречались достаточно часто. Обидно было, что живое звучание двух детских спектаклей заменили фонограммой не лучшего качества.
И, тем не менее, в каждой постановке чувствовался самобытный театральный стиль. Естественная актерская игра позволяла услышать и понять характеры героев. За не всегда точным вокалом ощущался богатейший внутренний мир певцов. Все, в целом, позволяло понять сложность мироощущения и познания персонажей.
Особенно это касалось «Детского альбома» — визитной карточки театра, на которой выросло три поколения взрослых и детей. «Это спектакль, где мы говорим о главных ценностях, которые всегда будут в основе искусства», – объяснял Александр Петров. Это мир тех воспоминаний детства, в которых горечь разочарования смешивается со сладостями надежды. Это большие и малые события в жизни людей разных возрастов. Это дом, возрожденный и сохраненный памятью ребенка, который неизбежно должен очнуться когда-нибудь взрослым.
Предыдущие московские гастроли «Зазеркалья» прошли с большим успехом и вызвали восторженные отклики у искушенной публики и театральной общественности. Эти гастроли в честь 25-летнего юбилея театра стали приношением Москве, которая с нетерпением ждала возвращения «Зазеркалья».
По их окончании в двух культурных столицах начнется работа над ошибками, строительство обозримых планов на будущее. С кульминации начат новый исторический виток на Новой сцене, в котором мечты иногда становятся реальностью, а грезы воплощаются по жизни.