Вот уже второй год подряд международный летний фестиваль Classica Open Fest, ежегодно проходящий в Тольятти, завершается оперной постановкой. В прошлом году это был «Скупой» В. А. Пашкевича, а на закрытии фестиваля 2013 г. прозвучало произведение А. Н. Верстовского «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом». Режиссёр-постановщик обоих спектаклей – Антон Гопко.
Опера-водевиль «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом» исполняется редко, что крайне досадно, ведь над этой «театральной шуткой» трудились сразу трое крупнейших деятелей русской культуры Золотого века. Помимо Верстовского, написавшего музыку, либретто сочиняли А. С. Грибоедов и П. А. Вяземский, причём Грибоедов отвечал в основном за разговорные диалоги, а Вяземский – за тексты музыкальных номеров.
Впервые опера-водевиль «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом» была поставлена в Москве на сцене Императорского театра в Доме Пашкова на Моховой в 1824 году. Вскоре после московской премьеры состоялась и петербургская, для которой Верстовский и Грибоедов (уже без участия Вяземского) создали новую редакцию произведения, в расчёте на другие исполнительские силы. Спектакль, поставленный в Тольятти, представляет собой «сводный» вариант, в который постановщики постарались включить всё самое лучшее из московской и петербургской редакций.
Многие арии из этой оперы-водевиля – например, «Стократ счастлив, кто разум свой», «Жизнь наша сон» и особенно «Ах точно ль никогда» (благодаря душещипательному исполнению Георгия Виноградова) — получили самостоятельную жизнь в качестве старинных русских романсов. Люди пели их, нередко даже не подозревая об их театральном происхождении.
Тот факт, что это во всех отношениях замечательное и очень сценичное произведение редко исполняется, отчасти можно объяснить его жанровой неоднородностью. Некоторые партии этой «новой оперы-водевиля» (подзаголовок, данный самими авторами) написаны для профессиональных оперных певцов (в частности, роль Рославлёва старшего писалась специально для выдающегося тенора Петра Александровича Булахова – отца известного композитора – и требует незаурядных вокальных данных), а некоторые – для поющих драматических актёров. Два эти типа вокала стилистически плохо сочетаются друг с другом, особенно когда звучат одновременно. Чтобы преодолеть данный «врождённый недостаток» произведения, композитору Владимиру Четвертакову было заказано аранжировать партитуру Верстовского для оркестра русских народных инструментов, характерное звучание которого стало своего рода «стилистическим мостиком» между «академическим» и «актёрским» вокалом. (Музыкальный руководитель и дирижёр спектакля – Василий Кормишин).
У нынешней тольяттинской постановки есть ещё одна важная особенность по сравнению с прошлогодней. В прошлом году для «Скупого» на фестиваль были приглашены артисты «больших» оперных театров, в том числе, столичных – в частности, дирижёром-постановщиком был Тимур Зангиев из МАМТа, а главную роль исполнил солист Самарского театра оперы и балета и приглашённый солист ГАБТа Анатолий Невдах. Однако неожиданный успех спектакля (пришлось давать дополнительное представление) навёл организаторов на мысль в следующем году попытаться обойтись местными силами.
Итак, все участники постановки «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом» живут и работают в Самарской области, причём почти все, за исключением одного, непосредственно в Тольятти. Это артисты филармонии Светлана Терентьева (Юлия), Антон Филинов (Рославлёв старший) и Ирина Андрейченко (Антося), а также Юлия Кочева из Тольяттинской консерватории, исполнившая партию Лудвиси. Партии/роли пана Чижевского и Рославлёва младшего, написанные Верстовским в расчёте на поющих драматических актёров, исполнили актёры драматических театров города Дмитрий Марфин и Роман Верхошанский. Единственным человеком «со стороны» в этом коллективе оказался баритон Денис Хомицкий, приглашённый из Самары на роль Андрея. Благодаря такой кастинговой политике стало возможным включить спектакль, который прошёл с несомненным успехом, в репертуар филармонии, чтобы показывать его не только в рамках фестиваля, но и в течение всего сезона.
Возможно, на наших глазах в Тольятти зарождается оперный театр? Для города с населением почти в миллион жителей, где функционируют филармония, консерватория и несколько драматических театров, это стало бы заполнением зияющего культурного пробела и удовлетворением давно назревшей необходимости. Так или иначе, а серьёзность намерений руководства Тольяттинской филармонии развивать оперное направление сомнений не вызывает. К зиме планируется ещё одна оперная премьера.
Фото: npotamara.ru