Темы: Йонас Кауфман в Москве. Творческая школа Образцовой. Оперный Бриттен в Москве. Фестиваль оперы в Самаре. Новосибирская Опера обнародовала планы. Необычный концерт в Екатеринбургской Опере. Банкротство Сити-оперы.
23 ноября 2013 года в концертном зале «БарвихаLuxuryVillage» при поддержке компании «Rolex» впервые в России состоится сольный концерт не нуждающегося в представлении нашим читателям немецкого певца Йонаса Кауфмана.
Самый востребованный на сегодня тенор выступит в Москве с сольной программой в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Федоровича Светланова под руководством дирижера Йохена Ридера. Однако это не первый визит Кауфмана в российскую столицу: в декабре 2008-го он выступал на сцене Кремлевского дворца съездов с Дмитрием Хворостовским в рамках его ежегодного проекта «Хворостовский & Friends».
Второй приезд Кауфмана в Россию в июне 2011 года в Санкт-Петербург на фестиваль «Звёзды белых ночей» дал возможность услышать его голос в натуральной акустике КЗ «Мариинский» в концертном исполнении оперы Вагнера «Валькирия».
Для первого московского «бенефиса» выбраны самые популярные теноровые арии, знакомые поклонникам Кауфмана по его дискам «Арии романтизма», «Арии веризма» и совсем свежему альбому, посвящённому Верди. Его тёмный, плотный голос стоит того, чтобы хоть раз услышать его живьём. Обаяние большого артиста возрастает от энергетики зала, никакая студийная звукозапись не может сравниться с этой магией.
С 20 по 30 октября в Санкт-Петербурге будет работать Международная Творческая школа вокального мастерства Елены Образцовой. К участию в мастер-классах народной артистки СССР Е. В. Образцовой, открытых уроках ведущих преподавателей по вокалу и других мероприятиях школы приглашены вокалисты, артисты музыкальных театров, студенты творческих вузов, педагоги и преподаватели творческих профессий. Школа проводится с 2005 года с целью совершенствования мастерства молодых певцов и обмена опытом между преподавателями вокала, певцами, концертмейстерами.
В программе школы – мастер-классы Е. В. Образцовой, лекции-практикумы, открытые уроки ведущих преподавателей-специалистов по классу вокала (начальное, среднее, высшее образование) и сценической речи, лекция фониатра, встреча с дизайнером концертных костюмов, занятие по итальянскому и французскому языку в вокальной музыке, практикум по сценическому мастерству.
Завершит школу 30 октября в 17 часов круглый стол участников, в рамках которого состоится обмен мнений между преподавателями вокала, обсуждение проблем обучения вокальному мастерству в период реорганизации и отмены класса вокала в ДМШ, пройдут заключительные выступления участников мастер-классов.
Слушателям и участникам мастер-классов выдаются сертификаты, подтверждающие их методическую и практическую работу во время работы Творческой школы. Для участников школы предусмотрена культурная программа – посещение концертов и спектаклей.
«Сезоны Бенджамина Бриттена в России» были с успехом открыты в июне этого года в Санкт-Петербурге выставкой Мэгги Хэмблинг «Стена воды» в Государственном Эрмитаже и первым в России исполнением «Церковных Притч» Бриттена в Эрмитажном театре и Лютеранской церкви Святой Екатерины. Более 1000 человек смогли увидеть уникальную постановку Махагони-Оперы.
Московская часть программы откроется 6 октября. 1 декабря в Малом зале Консерватории прославленные британские солисты Йен Бостридж (тенор), Йестин Дэвис (контратенор) и Питер Колман-Райт (баритон) исполнят «Кантикли» Бриттена, а также произведения Генри Перселла.
8 декабря в Большом Зале Консерватории Геннадий Рождественский будет дирижировать последней оперой Бриттена «Смерть в Венеции», которая впервые прозвучит в России. Ведущие партии исполнят Йен Бостридж, Йестин Дэвис и Питер Колман-Райт. Это выступление имеет поистине историческое значение – именно во время концерта под управлением Геннадия Рождественского Бриттен познакомился с Шостаковичем, Рихтером и Ростроповичем. Это событие произошло в Лондоне в 1960 году и послужило началом большой дружбы британского композитора с Россией.
Опера Джузеппе Верди "Аида" с участием солистов московской "Новой оперы" и Мариинского театра открыла 1 октяюря VIII международный фестиваль "Басы XXI века" в Самаре. "Аида" — одна из последних премьер самарского театра оперы и балета. Но солисты самарского театра, задействованные в спектакле, по принятой на фестивале традиции уступили место гостям из других городов".
Партии для басов в этот вечер в "Аиде" исполняли солист Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова Али Аскеров (Фараон) и солист Мариинского театра Вадим Кравец (Рамфис). Кравец перед началом спектакля признался журналистом, что роль верховного жреца — одна из его любимых.
Фестиваль продолжится в ноябре оперой Александра Бородина "Князь Игорь", в которой будут задействованы солист московского театра "Геликон-опера" Александр Киселев в заглавной партии и солист Национального академического Большого театра оперы и балета Белоруссии Андрей Валентий в партии князя Галицкого.
Опера Модеста Мусоргского "Борис Годунов" 29 ноября с солистом Национальной оперы Украины имени Шевченко Тарасом Штондой в роли царя и солистом самарского оперного театра Анатолием Невдахом в роли Юродивого станет последним спектаклем фестиваля. "Басы XXI века" закроются 1 декабря гала-концертом.
Фестиваль, в котором участвуют солисты театров всего мира, существует с 1998 года. Худрук и продюсер арт-проекта "ТенорА XXI" Дмитрий Сибирцев вместе с Самарским театром оперы и балета выступает организатором, а также художественным руководителем фестиваля.
23 и 24 ноября 2013 в Новосибирском театре оперы и балета пройдёт первая оперная премьера сезона. Ею станет драматическая оратория А. Онеггера «Жанна Д’Арк на костре» в 11 сценах с прологом по поэме П. Клоделя.
Музыкальный руководитель и дирижёр – Айнарс Рубикис, режиссёр-постановщик – Резия Калныня, художник по свету – Игорь Капустин, хормейстер-постановщик – Вячеслав Подъельский. В драматическойроли Жанны д’Арк - Наталья Рыбьякова (актриса Омского театра драмы)
Второй оперной премьерой сезона станет «Бастьен и Бастьенна» Моцарта, она будет представлена публике 21 декабря. Зингшпиль в одном действии будет разыгран в театральном фойе, в рамках цикла «Музыка для нас». Музыкальный руководитель и дирижер – Пётр Белякин, режиссер-постановщик – Резия Калныня.
В марте 2014 года будет представлен совместный проект Новосибирского театра оперы и балета и Новосибирской консерватории имени М.Глинки – опера А. Молчанова «Кентервильское привидение». Музыкальный руководитель и дирижёр – Пётр Белякин, режиссер-постановщик – Дмитрий Суслов, все вокальные партии исполняют студенты консерватории
Под занавес сезона в апреле пройдёт премьера «Травиаты». Музыкальный руководитель и дирижёр – Айнарс Рубикис, режиссер-постановщик – Резия Калныня, художник-постановщик – Кристапс Скулте, художник по костюмам – Анна Хейнрихсоне, художник по свету – Игорь Капустин, хореограф-постановщик – Кирилл Симонов.
Помимо премьер Новосибирская Опера намеревается активно гастролировать. В феврале 2014 года пройдут гастроли в Омске с видеооперой «Фауст», предполагающей исполнение live плюс видеотрансляция спектакля театра. В марте планируются гастроли в Якутске: в программе одноактные балеты и концертная программа с участием солистов оперы. В мае – гастроли в Красноярске с операми «Травиата», «Князь Игорь», балеты «Золушка», «Кармен» Р. Пети, «Шепот в темноте», «Пульчинелла». «Лебединое озеро».
4 октября самые знаменитые хиты в России американских 30-х и европейских 1960–х прозвучали в Екатеринбургском театре оперы и балета. Творческие музыкальные вечера, в которых звучат классические произведения оперного искусства, являются традицией для любого академического театра оперы и балета. Но Екатеринбургский оперный, открыв сезон громкой премьерой Вагнера «Летучий голландец», и получив массу восторженных отзывов, как от критиков, так и со стороны зрителей, решил задержаться в атмосфере 60-х!
Идея концерта-спектакля принадлежит солисту Екатеринбургского театра оперы и балета Гарри Агаджаняну. Он один из немногих оперных певцов, кто успешно работает в любом жанре, будь то классика, русские романсы, эстрада или джаз. Музыкальные критики по праву называют певца одним из лучших интерпретаторов произведений С. Рахманинова, а также отмечают его удивительный талант перевоплощения.
Редкой красоты бас принёс Гарри Агаджаняну звание лауреата на Международном конкурсе вокалистов имени Глинки в 2007 году, в 2012 г. стал лучшим на Международном конкурсе вокалистов им. Винченцо Беллини (Италия) (был удостоен II премии, первую премию жюри не присудило). Как отмечают многие его поклонники, «артист очень интересный, с южным темпераментом, удивительно умеет держать зал: обаяние, равная сила эмоциональной подачи разноплановых ролей и произведений буквально завораживают».
На концерте-спектакле прозвучала программа «Старый телевизор», посвященная классическим эстрадным композициям Джорджа Гершвина, Антониу Карлус Жобима, Арно Бабаджанян, и многим другим. Словом, уникальный музыкальный коктейль поп-музыки ХХ века. «Старый телевизор» - это самые знаменитые хиты в России американских 30-х и европейских 1960–х в великолепном исполнении солиста Екатеринбургского театра оперы и балета Гарри Агаджаняна, симфонического оркестра театра под управлением Михаила Грановского и коллектива джас-бенда.
Нью-йоркская городская опера (New York City Opera) объявила о банкротстве и прекращении деятельности. Решение о банкротстве было принято после того, как театр не смог собрать необходимое количество средств на продолжение работы. В середине сентября 2013 года руководство оперы объявило, что будет вынуждено подать документы о банкротстве в случае, если до конца месяца не будет собрано 7 миллионов долларов. Сбор средств, в частности, был объявлен на интернет-сервисе «Kickstarter», с помощью которого опера сумела привлечь только 300 тысяч долларов. Еще два миллиона были привлечены из других источников, однако, несмотря на это руководство нью-йоркской «Сити-оперы» сочло, что дальнейшая работа театра невозможна.
Нью-йоркская городская опера последние несколько лет испытывала финансовые трудности. С 2008 года стоимость театра упала с 48 миллионов долларов до 5 миллионов, все это время опера терпела убытки. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг отказался вмешаться в ситуацию с банкротством оперы, объяснив это тем, что бизнес-модель культурного учреждения не работает. В 2011 году опера покинула свою историческую площадку в Линкольн-центре из-за финансовых затруднений. Нью-йоркская городская опера, также известная как «народная опера» работала в Нью-Йорке с 1944 года. В отличие от более известной «Метрополитен-оперы», городская опера Нью-Йорка ориентировалась на более широкие слои населения и в основном привлекала американских исполнителей.
Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров