Среди мероприятий, открывающих новый сезон в ММДМ, концерт французского контратенора Филиппа Жарусского с Венецианским барочным оркестром, - событие экстраординарное. Особенно приятно, что прославленные артисты, которые в ближайшие несколько месяцев будут возить программу «Фаринелли» по Европе, сделали остановку в Москве и Петербурге в самом начале турне. Вена, Париж, Брюссель, Барселона, Мадрид, Берлин – в ожидании…
Так вышло, что до недавних пор Жарусский бессознательно обходил репертуар самого знаменитого кастрата, чье имя благодаря нашумевшему фильму Жерара Корбьо 1994 года «Фаринелли» стало нарицательным. Страшно тягаться с голосом, сконструированным на компьютере. Поэтому Жарусский перевоплощался в других, чуть мене известных певцов-кастратов, например, Карестини.
Конечно, он пел отдельные арии, связанные с именем Фаринелли, и, прежде всего, из опер Николы Порпоры, но комплексно к теме Порпора-Фаринелли не приступал. Сейчас певцу 35 лет, его голос очень окреп, и он готов ответить за Фаринелли.
Жарусский, как и Чечилия Бартоли, которая регулярно поставляет ноты для себя и всех контратеноров, увлекающихся репертуаром кастратов, готовит новую программу с одним из дружественных ему барочных коллективов. На этот раз с Венецианским барочным оркестром под руководством Андреа Маркона. Коллектив был создан в 1997 году на севере Италии. Его специализация – итальянская музыка XVII-XVIII вв. Жарусский предложил Маркону записать диск с ариями из опер Порпоры, написанных для Фаринелли. Премьера состоялась в Версале позапрошлым летом в виде концерта для избранных, но в записи транслировалась на канале «Меццо» для всех. А 16 сентября 2013 лимитированным тиражом вышел диск (на фирме «Эрато») с этими ариями.
В предисловии к буклету диска Жарусский акцентирует внимание на теме «учителя и ученика», которая учитывалась при составлении программы. Там же он говорит, что Порпора в целом как композитор не достиг высот, подобных Генделю, но, с другой стороны, в его наследии есть то, чего нет у его главного соперника-немца.
Никола Порпора и Карло Броски (Фаринелли) были земляками – уроженцами Неаполитанского королевства. Один родился и работал в Неаполе, второй в апулийской Андрии – в правой нижней части итальянского сапожка. Именно он настоял на том, чтобы Карло, ребенок состоятельных родителей, пережил унизительную операцию, обещая сделать из него оперную знаменитость. Занимался он с мальчиком частным образом, хотя у него были ученики и в консерватории. Это был особый случай – Порпора чувствовал, что его с Фаринелли свяжет общее будущее.
Будучи по рождению южанами, учитель и ученик грезили Северной Италией. После учебы в Неаполе и нескольких выступлений в Риме, где Броски дебютировал в опере Порпоры «Эвмен», певец «двинулся» на Север. Туда же поехал и Порпора со своими собственными проектами. Их пути не пересекались до 1728 года. Они встретились во Флоренции, и Фаринелли спел в опере Порпоры «Ариадна и Тезей». Арию Алкеста «Взгляни на небо» (Mira in cielo) Жарусский включил в программу диска и концерта. Идея певца проста. Порпора был «автором» голоса Фаринелли, и досконально знал, какие у этого голоса возможности. Жарусский в свою очередь постарался включить в программу вещи Порпоры, в которых видна особость голоса Фаринелли. Так уже в этой первой арии затаенного гнева есть агон – битва ангельского голоса и брутальных инструментов, кромсающих нежный посыл певца, провоцируя его на ответные удары. Маркон, сидя за чембало, истово бьет по клавишам, а скрипачи чуть не рвут струны своих деликатных «гварнери», но древняя материя все стерпит.
Ария Миртео «Как печальны твои уста» (Si pietoso il tuo labbro) из оперы «Узнанная Семирамида» - повествует о другой особенности голоса Фаринелли. Порпора, видимо, знал, что в голосе певца недостает подлинной природной драматичности – слишком мягкие верхи. И он иногда строил для него арии в форме изысканной птичьей трели. Один злой критик сравнивал пение Фаринелли в «Узнанной Семирамиде» с пением «малиновок и чижей». Слушая сегодня Жарусского, некоторые готовы назвать его бесстрастным, но в этом смысле он равен Фаринелли. Поет как малиновка.
В 1729 году Порпора заступил на пост дирижера оперы в Лондоне, но сумел продержаться там лишь до 1736 года, не выдержав конкуренции с Генделем. Тем не менее, в это время он создал свой нетленный шедевр «Полифем» (1735), а котором есть гениальная ария Ациса, написанная для Фаринелли, - «Великий Юпитер» (Alto Giove). Семь пафосных строк о величии и красоте бога-громовержца, которые Фаринелли неторопливо растягивает на 11 минут (в редакции Маркона-Жарусского). Очевидцы рассказывают, что недоброжелатели – болеющие за идущего в то же время на лондонской сцене генделевского «Ариоданта» - брали с собой секундомеры и ждали, когда же у Фаринелли перехватит дыхание.
Жарусский спел еще несколько арий из этого диска, почти все, кроме двух дуэтов, которые записаны с Чечилией Бартоли: «В жаждущей душе» (Nel gia bramoso petto) и «Прозрачные волны» (Le limpid onde) из оперы «Ифигения в Авлиде», «Как корабль среди злой бури» (Come nave in ria tempesta) из оперы «Семирамида, царица Ассирии», «Более несчастного от любви» (Dall amor piu sventurato) из пастиччо «Орфей» и «Ожидая мою любовь» (Nell attendere il mio bene) из «Полифема». На бис Жарусский спел две арии из репертуара Бартоли – энергичную «In braccio a mille furie» из «Узнанной Семирамиды» из (есть на диске «Жертвоприношение») и классический «рыдальник» - арию «Sposa, non mi conosci» из оперы Джеминиано Джакомелли «Меропа», которую использовал в своем пастиччо «Баязет» Антонио Вивальди. И сразу пропасть, разделяющая стиль Филиппа и Чечилии, разверзлась. Энергичная Бартоли всегда идет в наступление, и часто агрессивное. А тон жалобных арий у нее может переходить в требовательно-властный и в итоге – победительный. У Жарусски все не так. Растворяясь хоть в жалобе, хоть в гневе, он выходит на какой-то другой уровень, улетает туда, где в небе парят птицы, и нет человеческих страстей.
Посетители концерта в отличие от держателей диска получают бонусы в виде музыкальных интерлюдий. Венецианцы сыграли синфонии из оперы Порпоры «Германик в Германии» и «Олимпиады» Леонардо ди Лео, оркестровый фрагмент «Буря» из оперы Джузеппе «Армида и Ринальдо», плюс виртуозный Кончерто гроссо № 12 ре минор «Фолия» Франческо Джеминиани, взорвавший зал.