Фестиваль Верди в Праге

Фестиваль Верди в Праге
Оперный обозреватель

С августа по октябрь 2013 года в Праге проходил фестиваль опер Верди, посвящённый его двухсотлетию. В Праге есть два оперных театра: Narodni divadlo (Национальный театр) и Statni opera (Государственная опера) или Пражская опера, недавно объединённые в одну организацию, но сохраняющие свою автономию. На сцене этих театров идут шесть опер Верди – «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Набукко», «Дон Карлос» и «Трубадур», а в конце октября будет премьера «Симона Бокканегры».

В рамках этого фестиваля исполнялся Реквием Верди в соборе Святого Вита – главном кафедральном соборе Чехии. Это огромный и потрясающе красивый собор, возвышающийся над городом, и окружённый парком, на левом берегу Влтавы.

Собор в готическом стиле начали возводить ещё в 14 веке мастера из Франции и Германии, а закончили лишь в 1929 году. Он богато украшен изнутри, и особенно поражают великолепные витражи, один из которых был вручную сделан великим чешским художником А. Мухой. Исполнение Реквиема в соборе оказалось одним из главных культурных событий Праги в сентябре. Исполнители: оркестр Чешской филармонии и Пражский филармонический хор (хормейстер Лукаш Василек), дирижировал новый главный дирижер «Метрополитен-оперы» Фабио Луизи, солисты – Эвелина Добрачева (сопрано), Руксана Донозе (меццо-сопрано), Массимо Джордано (тенор) и Ян Мартиник (бас). Исполнение Реквиема в таком грандиозном соборе предполагало, что это должно быть величественная и мощная интерпретация, но на самом деле это было, как и задумывал композитор, траурная месса в память об ушедших великих людях и о прошлой эпохе. Ф. Луизи очень проникновенно трактует музыку Верди, это почти личностное и глубоко интимное исполнение. Хотя, конечно, посыл звука в зал был грандиозный, но без надрыва и безудержных страстей. Хор был великолепен, звучал ярко и мощно. Особо хочется отметить блестящую артикуляцию хористов.

Среди солистов была настоящая сенсация – партию сопрано исполняла молодая российская певица Эвелина Добрачева, заменившая заболевшую певицу. У неё необыкновенно красивый и глубокий голос большого диапазона. Я давно не слышал в Реквиеме такого красивого голоса. Добрачева родилась в Сызрани в немецко-русской семье и училась в музыкальном училище игре на аккордеоне, фольклорному пению и дирижированию. Семья очень музыкальная: поёт мать и все родственники с материнской стороны. Молодую и талантливую девушку приглашали учиться вокалу в Саратовскую консерваторию, но семья эмигрировала в Германию в 1996 году. Добрачева поступила в Берлинскую консерваторию имени Ганса Эйслера в 2000 году, где училась у Нормы Шарп и Снежаны Брзкович, затем у Юлии Варади. У певицы муж-музыкант, приехавший в Германию из Белоруссии, и есть дочь Лаура. В репертуаре певицы партии Донны Анны, Леоноры из «Трубадура», Виолетты и Татьяны из «Онегина». Её пение в соборе было страстным и выразительным и, главное, высокопрофессиональным, все ансамбли с её участием поражали мастерством. Мы, конечно, ещё услышим и увидим эту замечательную певицу.

Другая певица Руксандра Донозе явно не дотягивала до уровня сопрано. Как мне кажется, у неё вообще не меццо-сопрано, а скорее сопрано с глубокими низами, которые внезапно пропали при исполнении Реквиема. Последняя часть «Libera me» (пела Донозе) была очень неинтересна в вокальном отношении. Очень жаль, возможно, певица была нездорова в этот день. Донозе училась в родном Бухаресте, и поёт много в театрах Базеля, Берлина, Вены и Вашингтона.

Тенор Массимо Джордано – крепкий певец, в общем, справился со своей важной партией, пел уверенно, да и без особого напряжения, но всё же хотелось большей отдачи и красоты тембра. Он один из основных теноров молодого поколения. Теноровая партия в Реквиеме – одна из красивейших у Верди, и всегда важно кто и как поёт эту партию.

Бас Ян Мартиник – пел чудесно, просто роскошный голос! Он – чех, закончил консерваторию и университет в Остраве, учился у Е. Папповой, а затем стажировался в Академии в Пезаро, победил на конкурсе Е. Образцовой и был финалистом Опералии Доминго, а также выиграл конкурс в Кардифе в 2008 году. Он много поёт в театрах Берлина, Вены и Праги. Ровный голос бархатистого тембра, чудесное легато и проникновенное исполнение, верхние ноты певец доносит без каких-либо проблем. Вообще, все вокальные ансамбли были исполнены на высоком уровне, даже Донозе звучала хорошо.

Особое слово об оркестре. Высочайший уровень, баланс идеальный, всё отрепетировано и сделано так, что просто придраться не к чему. Идеал, к которому нужно стремиться всегда, но который достигается очень редко. После концерта я пришел к выводу, что оркестр Чешской филармонии, руководимый И. Белоглавеком, в настоящее время – лучший в Европе. Честь и слава оркестру! Чувствовалась умная и крепкая рука талантливого дирижёра Ф. Луизи. Его умение и мастерство и глубокая трактовка Реквиема заслуживает высочайших похвал! Исполнение Реквиема запало в душу, и теперь не скоро захочется слушать другие исполнения этого гениального сочинения.

К сожалению, из-за недостатка времени, в оперной программе фестиваля я смог послушать только «Травиату» в Пражской государственной опере. Внешне здание театра решено в неоклассическом стиле, оно построено в конце 19-го века, как немецкий театр, и находится недалеко от главной Вацлавской площади. В первой четверти двадцатого века Немецкой оперой руководил выдающийся композитор А. Цемлинский и работали крупнейшие музыканты, в частности О. Клемперер. Попасть на спектакль помог мне молодой режиссёр оперы Любор Цукр. Когда я вошёл в фойе и зрительный зал, я обомлел – я попал в уменьшенную копию Одесского оперного театра. Это и неудивительно, так как оба театра строили одни и те же австрийские архитекторы – Фердинанд Фельнер и Герман Гельмер, которые построили театр в Праге в 1888 году. Зал богато украшен и полностью сохранился, акустика великолепная и все места в зале очень удобные. А внешний фасад театра, конечно, несколько изменён. «Травиату» поставил французский режиссёр Арно Бернар, дирижировал Рихард Хейн. Спектакль очень культурный и логично выстроен. Оркестр и хор вполне хороши, и нет никаких скандальных мизансцен. Постановка традиционная, но кое-какие детали интересны. Действие начинается уже при исполнении увертюры – показано свидание Виолетты со своим любовником в одной из комнат её особняка. И после увертюры сразу же врываются гости. Декорации несколько однообразны и мало меняются. Интересны танцы в третьей картине, но скорее это не танцы, а какой-то перформанс. Но всё очень прилично. Вся постановка была логичной и вразумительной, но без каких-то сценических открытий. Оформление было очень скромным и минималистичным, например, в заключительных эпизодах на сцене стоял только стул, на котором сидела умирающая героиня. Бал у Флоры в третьем действии также был оформлен скромно.

Дирижёр уверенно ведёт спектакль, музыка звучит ясно, гармонично и все духовые инструменты играют высокопрофессионально. А струнная группа – просто очень хороша. Главные партии пели: Виолетту – русская певица Марина Выскворкина, давно живущая в Чехии, она является солисткой театра с 1998 года. В её репертуаре Джильда, Оскар в «Бале-маскараде», Мюзетта, Офелия, Джульетта и др. Она выступает во многих чешских оперных театрах, а также в Палермо, Вене и др. городах, пела и в Одесской опере. У неё сильный и красивый голос, настоящее лирико-колоратурное сопрано, все верхние ноты звучат легко, без усилий, внешность хорошая, она легко двигается и отлично вальсирует, но немного располнела.

Альфреда пел молодой певец Алеш Брисцейн. Он учился в Пражской консерватории и университете Пльзеня. С 1995 года пел в Пражской опере партии Альмавивы, Тамино, Дона Оттавио, Ленского и др. Позже стал выступать в Японии и Европе в различных театрах, особенно часто в операх чешских композиторов. Сейчас он выступает в Национальном театре, а в Пражской опере, как гость. Неудивительно, что у него такой успех – лёгкий и красивый голос, несравненное легато, дивная филировка голоса и большое вокальное мастерство. Как партнёр он великолепен. Настоящий герой, где таких сейчас найти можно? Вот в Праге есть! Он очень трогателен был в сценах с Виолеттой.

Жермона пел солист театра Микеланджело Кавальканти, бразильский баритон. Он учился в Штутгарте и Лондоне. У него небольшой, но приятный голос, он мастерски всё спел, но у певца маловато сценического обаяния, хотя общей картины он не испортил.

Дирижёр не заглушал певцов, все темы звучали нежно и с трепетом, и певцы были на первом плане! Всё для выявления их певческих возможностей. Немного надо поработать с хором, иногда был не очень хорош. Но в целом, слушать эту бессмертную музыку было большим наслаждением. И побывать в этом замечательном театре – настоящая радость!

Автор выражает особую благодарность милому и доброму Любору Цукру.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ