Завтра 21 октября в столице Казахстана состоится знаменательное событие – презентация нового оперного театра «Астана-опера»: к этому великолепному поводу приурочены два показа оперы Верди «Аттила» и гала-концерт, который также будет дан дважды. В преддверии торжеств нашему корреспонденту довелось посетить новый театр в Астане и даже послушать камерный концерт, на котором была представлена значительная часть оперной труппы.
Формально театр открылся ещё летом: в присутствии президента Казахстана Нурсултана Назарбаева было дано торжественное представление одной из наиболее значительных казахских национальных опер – «Биржана и Сары» М. Тулебаева. Но грандиозные торжества, после которых театр заработает в полную силу, пройдут сейчас, в середине осени. Над первой в Казахстане постановкой «Аттилы» работает прославленный Пьер Луиджи Пицци, в главных партиях выступят мариинские солисты Ильдар Абдразаков и Анна Маркарова, в первый вечер за дирижёрский пульт встанет Валерий Гергиев, во второй – итальянец Марко Боэми.
Опера в новой казахстанской столице работает уже более десятка лет: Национальный театр оперы и балета имени Куляш Байсеитовой все эти годы ютился в старом здании бывшего Дворца культуры железнодорожников, находящимся, как не трудно догадаться, неподалеку от железнодорожного вокзала, в старой части города, в бывшем Целинограде. В 2002 году москвичи имели возможность познакомиться с творчеством этого молодого коллектива: на сцене «Новой оперы» были даны два спектакля – казахская классика «Биржан и Сара» и мировой хит – «Травиата» Верди, в обеих операх блистала несравненная Нуржамал Усенбаева.
Но, конечно, новой столице нужен был новый, современный театр, отвечавший бы столичному статусу и помпезному размаху градостроительных амбиций Астаны. И такой театр построили: в самом центре новой части города, среди проспектов и бульваров, украшенных многочисленными образцами современной архитектуры. Астана, конечно, производит впечатление многообразием и смелостью архитектурных решений, это город, в котором интересно находиться – любопытство ведёт тебя от одного городского ансамбля к другому, и ты не перестаёшь удивляться тому, как за считанные годы в чистом поле вырос этот чудо-город. Понятно, что весь Казахстан строил новую столицу, но в конце концов и Петербург когда-то строила вся Россия – такие масштабные проекты не даются легко и просто, но молодому казахстанскому государству таковой был просто необходим – для самоутверждения, для демонстрации своих возможностей, для внутреннего геополитического равновесия страны, наконец.
В отличие от футуристического стиля большинства строений новой столицы театр выдержан в классических традициях: портик с колоннами и квадригой над ним, итальянская подкова зрительного зала с золочёными ярусами и ложами, просторные мраморные фойе. По форме – старый европейский театр, но исполнение проекта поражает азиатской роскошью и гигантизмом: всё здесь огромно, масштабно, богато. Сцена с карманами напоминает размерами палубу авианосца, а в просторных фойе вполне можно устраивать военные построения. И вместе с тем, при всей гигантомании и некотором излишестве декора есть в этом здании своя гармония, красота, даже утончённость. Словом, настоящая Опера!
Помимо основного зала театра есть здесь и роскошный камерный – сравнительно небольшой, уютный, с прекрасной акустикой. Предваряя грандиозное открытие театра, в котором будут задействованы в основном звёздные гастролёры, оперная труппа «Астаны-оперы» именно здесь демонстрирует свои возможности, и надо сказать, что возможности действительно стоящие – есть кого послушать и есть на что посмотреть.
Концерт вела оперная директриса Гюзель Хайбулина – с недавних пор успешная дама-менеджер, чья бурная деятельность справедливо в течение долгих лет ассоциировалась с расцветом Казанского оперного театра имени М. Джалиля, трудится здесь, в столице Казахстана, и нет сомнения, что дела у новой оперной труппы совсем скоро пойдут в гору.
В этот раз на суд публики было вынесено пятнадцать интереснейших по исполнению номеров. Открылся концерт знаменитым дуэтом Чайковского «Слыхали ль вы» из «Евгения Онегина», в котором ровные, свежие голоса продемонстрировали сопрано Айгуль Ниязова и меццо Татьяна Вицинская. Жаннат Бактай исполнила архисложное болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Верди: её тёплому голосу не занимать виртуозности, но в иные моменты вибрато казалось чересчур широким, что, впрочем, общего позитивного впечатления не испортило. Ескендир Абжанов мастерски спел труднейший монолог Голландца из оперы Вагнера – на отличном немецком, очень выразительно, глубоко по образу. Не менее убедительно прозвучала и сцена смерти Родриго из «Дона Карлоса» в исполнении Талгата Мусабаева, обладающего очень красивым по тембру баритоном, благородным и пластичным. Тенор Байгали Момбеков предпочёл начать казахскую народную песню a capella из зала и только финальную ноту поставить уже на сцене: его яркий, со звоном и слезой голос, произвёл немалое впечатление силой и выразительностью звучания. Необычен дуэт двух баритонов – песня Естая, прозвучавшая в исполнении Талгата Галеева и Жаната Шыбыкбаева: нежную лирическую песню отличал хороший ансамбль солистов, слияние красивых тембров.
Маргарита Дворецкая исполнила редкую по нынешним временам арию Натальи из оперы юбиляра этого года (100-летие со дня рождения) Тихона Хренникова «В бурю». В арии требуется очень широкий диапазон и было ощущение, что низкие ноты даются певице с трудом, в то же время середина и верх у Дворецкой прекрасные, кроме того в целом произведение было исполнено выразительно, с необходимым драматическим накалом, получилась законченная по форме и содержанию сцена. Ровным и ярким голосом, превосходным широким дыханием порадовал Азамат Желтыргузов в «Серенаде Дон-Жуана» Чайковского. Также яркостью и драматическим напором, может быть несколько излишним для стиля произведения, отличалось исполнение знаменитых «Строф Оссиана» из «Вертера» Массне тенором Жаном Тапиным, чей голос звонкий, но с некоторым носовым призвуком, ближе к характерному звучанию.
Превосходное впечатление оставил Болат Есимханов, спевший знаменитую арию Кончака из «Князя Игоря» Бородина: свой первоклассный голос вокалист полностью подчиняет задачам образа – хитроумного, жестокого, но по-своему благородного восточного владыки, во власти певца богатая палитра нюансов, интонаций, тембральных красок. Тенор Нарула Тойкенова, исполнившего «Скажите девушки» Канио, несколько жидковат по звучанию, лиричен до карамельности, но артист вложил в исполнение много эмоций и в целом номер произвёл благоприятное впечатление. В финале вечера совершенно сразила Альфия Каримова искромётным исполнением арии Кунигунды из «Кандида» Бернстайна – виртуозный вокал и море сценического обаяния позволили сделать из этого непростого произведения по-настоящему блистательный, фееричный номер.
Помимо вокальных номеров в концерте выступали инструменталисты – солисты театрального оркестра. Квартет флейт (Алексей Косырев, Балжан Сапарова, Александр Тараскин, Аида Абдыкадыкова) исполнил в переложении увертюру к «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Багдат Абильханов посвятил своё скрипичное соло в «Размышлениях» из «Таис» Массне присутствовавшему в зале П. Л. Пицци. Настоящий комический эффект произвело исполнение арии Розины из «Севильского цирюльника» на тубе, мастерски воплощённое Александром Малиновским, облачившимся по этому случаю в пудренный парик и платье с кринолином.
Камерный вечер однозначно показал абсолютную готовность труппы штурмовать самые неприступные вершины мирового оперного репертуара – в столице Казахстана рождается интереснейший театр, имеющий не только превосходное по эстетике и техническим возможностям здание, но обладающий самым главным для воплощения амбициозных проектов – прекрасными музыкантами.