Иногда в нашей жизни бывают приятные неожиданности: встречаешься с действительно хорошим делом, стоящим начинанием там, где никак не ожидаешь найти подобное. Когда речь заходит об оперном искусстве в Казахстане, то естественным образом вспоминаются две казахстанские столицы, где имеются оперные стационары – старый, с большими традициями театр имени Абая в Алма-Ате и новёхонький «Астана-опера», возникший совсем недавно на базе существовавшего до того в течение десятилетия-полутора театра имени Куляш Байсеитовой. Кто-то из знатоков ещё может быть вспомнит об открывшемся пять лет назад оперном театре в южно-казахстанском городе Чимкенте. И едва ли у кого-нибудь оперные ассоциации вызовет название областного центра на северо-востоке республики – Павлодар…
Между тем в Павлодаре только что завершился уже девятый (!) фестиваль оперного искусства «Шахимардан приглашает друзей». Его инициатором и вдохновителем является известный казахский певец, солист Алма-атинской Оперы и профессор столичной консерватории имени Курмангазы Шахимардан Абилов, уроженец Павлодарской области.
Именно на своей малой родине, в городе, лишённом больших оперных традиций, Абилов решил организовать оперный форум и нашёл в этом деле понимание и поддержку со стороны областной администрации. Но нельзя сказать, что традициями классической музыки Павлодар вообще беден: здесь есть филармония имени Исы Байзакова со своими симфоническим оркестром и камерным хором, есть превосходный музыкальный колледж, которому уже более полувека и который по праву считается одним из лучших в Казахстане.
Программа нынешнего фестиваля оказалась ёмкой по времени и одновременно по содержанию: всего за три фестивальных дня было проведено четыре разнообразных по формату, интереснейших мероприятия-концерта, превративших Павлодар, пусть на короткое время, но в настоящую оперную столицу. Нынешний форум организаторы связали сразу с несколькими юбилейными датами. Во-первых, к 120-летию выдающегося казахского поэта-павлодарца Султанмахмута Торайгырова была исполнена опера, в основе либретто которой – его роман «Красавица Камар», являющийся одним из первых образцов высокой, большой литературы на казахском языке. Исполнение этого произведения также было приурочено к 20-летию Международной организации тюркской культуры «Тюрксой», под патронатом которой проходят многие культурные акции в тюркоязычных странах и регионах. Во-вторых, 140-летию С. В. Рахманинова и Ф. И. Шаляпина были посвящены два камерных концерта, а к шаляпинскому юбилею приурочили ещё и презентацию новой книги о легендарном русском певце.
Впервые за девять лет его существования на фестивале прозвучали не только отдельные арии или фрагменты из опер, но целиком, правда в концертном исполнении, оперное произведение: ранний опус классика казахской музыки Еркегали Рахмадиева «Камар-сулу» был представлен силами коллективов Павлодарской филармонии и приглашённых солистов из Азербайджана (Н. Джабиева), России (Р. Аминова), Казахстана (Ж. Габдуллина, Д. Хамзина, Б. Букенов, Е. Муханов), Турции (О. Ондес) и Узбекистана (Н. Султонов). Полная света и любовного томления музыка оперы поразила своеобразием мелоса и одновременно универсальной доступностью, в основе которой – красота мелодики, удивительно удобное в вокальном отношении письмо, чуткое, уважительное к голосам гармоническое решение оркестровых партий. Из наиболее ярких фрагментов произведения запомнился любовный дуэт Камар и Ахмета, а также жизнеутверждающий финал произведения. Звучание хора (хормейстер Мадина Жармухамбетова) и оркестра филармонии под водительством Болата Рахимжанова порадовало профессионализмом, слаженностью и попаданием в стилистику произведения, что не удивительно в исполнении коллективов, для которых эта музыка является родной стихией. Оперный проект фестиваля состоялся во многом благодаря опытнейшему концертмейстеру Алма-атинской Оперы Гульсум Абдировой.
Книгу о Шаляпине презентовал её автор – сербский бас, солист оперного театра города Нови-Сад Бранислав Ятич. Певец рассказал о работе над новым объёмным изданием, убедительно доказав, что о такой глыбе в искусстве, как Шаляпин, ещё одна книга будет совсем не лишней, несмотря на обилие литературы о выдающемся артисте. Презентация состоялась в Павлодарском музыкальном колледже – настоящем очаге музыкальной культуры региона. Здание учебного заведения, его техническая оснащённость находятся в прекрасном состоянии, порядок и уют, царящий здесь – результат многолетних усилий бессменного директора колледжа Виктора Денисенко. Здесь же состоялся концерт, на котором встретились разные поколения – уже состоявшиеся артисты, мастера искусств, и молодёжь – учащиеся колледжа. В исполнении Б. Ятича, а также казахстанских певцов Жупар Гадуллиной, Дины Хамзиной и Эмиля Сакавова прозвучали романсы Рахманинова. Во второй части концерта выступили наиболее одарённые воспитанники колледжа – в сольных номерах и ансамблях (ансамбль скрипачей, казахский и русский ансамбли национальных инструментов) они продемонстрировали завидный даже по столичным меркам уровень подготовки, отношения к делу, вдумчивого, вполне профессионального музицирования.
Большой камерный концерт в городском Дворце культуры имени Естая был полностью посвящён шаляпинской теме: звучали произведения практически только из репертуара великого русского баса, что обусловило состав участников – были представлены исключительно мужские голоса. Солист Красноярского театра оперы и балета Владимир Ефимов исполнил русскую народную песню «Ах ты, степь широкая», арию Князя Игоря и «Серенаду Дон-Жуана» Чайковского, продемонстрировав завидное вокальное долголетие, яркий голос и хорошую форму. Два молодых казахстанских певца Ербол Муханов («Сомнение» Глинки) и Эмиль Сакавов («Болеро» Глинки и Романс Демона Рубинштейна) подкупили эмоциональностью исполнения, порывистостью юности, хотя, конечно, не одно замечание им можно было бы сделать как по технике исполнения, так и по стилю. Великолепно прозвучал киевлянин Сергей Ковнир (Ария Гремина и «Благославляю вас, леса» Чайковского): его исключительной красоты тембр и впечатляющая культура звука подарили публике образцы подлинно высокого искусства. Необыкновенно артистичен минчанин Олег Мельников (Рассказ Старого цыгана из «Алеко» и «Старый капрал» Даргомыжского): в его исполнении произведения обрели небывалую выпуклость драматических полотен; певца отличает прекрасная дикция, интонационное разнообразие, выразительность пения, музыкальность. Актёрскими шедеврами стали и «Элегия» Массне и «Пророк» Римского-Корсакова в исполнении Бранислава Ятича, которого отличает красивый, ровный голос, по-басовому значительный и объёмный, и вновь – необычайная выразительность, прочувствованность пения. Казахстанец Беймбет Кожабаев достойно исполнил «О, если б мог выразить в звуке» Малашкина и а капелла казахскую народную песню. Венчал шаляпинский вечер хозяин фестиваля: в исполнении Шахимардана Абилова прозвучали казахская народная песня «Баянаул» и русская народная песня «Прощай радость», явившие необыкновенно свежий голос и удивительную культуру звука – яркого и благородного.
Кульминационной точкой фестиваля по праву можно назвать финальный гала-концерт, собравший всех участников большого оперного форума. Увертюра к опере «Кармен», открывшая вечер, задала высокую планку исполнительства, в чём немалая заслуга красноярского дирижёра Анатолия Чепурного: симфонический коллектив Павлодарской филармонии ещё весьма молод и неопытен, не так часто ему приходится исполнять сложнейшие шедевры большой музыки, и опытный «поводырь», настоящий маэстро в таких случаях совершенно необходим. Наряду с мировой классикой звучали произведения казахстанских композиторов – Е. Брусиловского, А. Жубанова, Л. Хамиди, Е. Рахмадиева, Т. Мухамеджанова (исполнители – Болатбек Букенов, Нормумин Султонов, Шахимардан Абилов) – давая ясное представление о богатстве казахской классической музыки и талантливости местной композиторской школы.
Среди настоящего парада голосов, каким стал гала-концерт, необходимо выделить эталонное исполнение арии Лепорелло из моцартовского «Дон-Жуана» Сергеем Ковниром, страстное, призывное пение Дины Хамзиной – Принцессы Буйонской из «Адриенны Лекуврёр» Чилеа, брыжзущую сарскастичность Олега Мельникова в «Блохе» Мусоргского, исключительную виртуозность, явленную в голосоломном Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Верди азербайджанкой Нигяр Джабиевой, лихую удаль и звуковую мощь Бранислава Ятича в Песне Варлаама из «Бориса Годунова» Мусоргского, исключительную тембральную красоту и силу голоса Жупар Габдуллиной в «Pace, pace» из «Силы судьбы» Верди. Вновь исключительный вокал – страстный и одновременно изящный и благородный, поразительную культуру звука продемонстрировал Шахимардан Абилов в знаменитой арии «Куртизаны» из «Риголетто» Верди. Интереснейшим номером программы стало трио басов (С. Ковнир, О. Мельников, Б. Ятич), в чьём исполнении – с большим юмором и роскошеством славянских тембров – поистине «прогремела» знаменитая «Клевета» из «Севильского цирюльника» Россини. Завершающим аккордом гала-представления стал любовный дуэт Камар и Ахмета из оперы Рахмадиева, явившийся на этот раз гимном дружбе, любви и искусству.