18 – 19 октября во Владивостоке, в столице Приморского края, состоялось знаменательное событие общероссийского масштаба – открытие нового оперного театра. Второй (после Якутского театра оперы и балета) в Дальневосточном регионе оперный стационар должен был появиться еще осенью прошлого года, когда Владивосток принимал саммит АТЭС и в связи с этим преобразился неузнаваемо. Но по различным техническим причинам новый театр состоялся только год спустя – теперь он красуется на видном месте на берегу знаменитой бухты Золотой Рог, через которую как раз к нему ведёт новый, грандиозный Золотой мост с «V»-образными опорами. Когда-то Никита Хрущёв, возвращаясь из поездки по США и повидав там немало диковинок, заявил о том, что Владивосток должен стать городом «не хуже Сан-Франциско», своего заокеанского визави – ныне, спустя полвека, в этом устремлении поставлена, конечно же, далеко не окончательная, но важнейшая точка – у города появился оперный театр, очевидный признак культурного уровня и статуса поселения. Живописно расположенный на сопках в окружении водного пространства с появлением грандиозных современных мостов и футуристического оперного театра Владивосток чем-то действительно стал напоминать американского партнёра, романтический город на самом Западе США, овеянный легендами и неоднократно воспетый в литературе…
Новый театр как архитектурное сооружение производит неизгладимое впечатление: это образец умеренной, без излишней экстравагантности, современной архитектуры, у которого, тем не менее, есть свое лицо и особая притягательность. Простое решение – стеклянный куб – смотрится интересно и убедительно, в отличие, например, от недавно открытой Мариинки-2, у театра есть свой запоминающейся образ, он не поражает унылостью и вторичностью облика (Мариинку-2 большинство критиков из-за «стандартности» экстерьера сравнивают с многочисленными торгово-развлекательными центрами в крупных городах России, чего о Приморском театре сказать решительно невозможно). Кто-то уже сравнил новый театр с Канадской Оперой в Торонто, также эксплуатирующей кубическую форму и стеклянный фасад, но по праву очевидца, имевшего счастье побывать в обоих театрах, смею утверждать, что владивостокский проект ярче, интересней, воздушней. Стоя в фойе нового театра и любуясь сквозь стеклянный фасад прекрасным видом на Золотой Рог, вспомнился и другой пример, и вновь – аналогия в пользу Владивостока: в знаменитом нью-йоркском театре «Метрополитен» также стеклянный фасад, но в отличие от Владивостока, публике первого театра мира сквозь это стекло просто нечего рассматривать – взгляд упирается в нагромождение небоскрёбов Манхэттена, довлеющих над театром, во Владивостоке же есть простор и живописная перспектива.
В Приморском театре замечательный многоярусный зал, в основе конструкции которого – классическая итальянская подкова, но выполненная современными средствами, при этом максимально комфортно для публики. Отделка светлых тонов, обилие дерева делают театр визуально лёгким, воздушным и одновременно удачным акустически – уж сколько новых залов построено в России в последние годы и, увы, большинство из них не отличалось хорошими акустическим свойствами. В Приморье дело доверили специалистам – японцам и южнокорейцам – и результат на лицо: в зале прекрасная слышимость, звук со сцены летит свободно, ничем не стеснённый, яркий, полнокровный, звонкий.
Итак, прекрасное здание у Приморского театра оперы и балета есть – и это очень радует! Но чтобы театру состояться как учреждению культуры, как центру и сосредоточию этой культуры, предстоит ещё немало потрудиться. Наряду с восторгами вследствие новых полученных впечатлений, трудно удержаться и от скептических соображений. Главное – каково будущее этого здания? Огромный зал на полторы тысячи мест нужно будет ежевечернее заполнять заинтересованной публикой – есть ли она в 600-тысячном Владивостоке? Именно настоящая оперная и балетная публика, способная «делать кассу» театру на регулярной основе? Ведь в Приморье никогда доселе ничего подобного не было, а, соответственно, нет никаких традиций, привычки ходить в оперу, нет устойчивой культурной среды, ориентированной именно на академическое музыкальное искусство… Знаю не понаслышке, что в городах с населением, в 1,5 – 2 раза превышающим Владивосток и с многолетними оперным традициями, тем не менее, существуют проблемы с заполняемостью залов оперных театров. Тут негативный момент может сыграть и территориальная удалённость нового учреждения культуры – расположен-то он живописно, на видном месте, но всё-таки на значительной дистанции от центра города, где сосредоточено большинство объектов культуры… Другими словами, предстоит ещё огромная работа, чтобы театр действительно состоялся, поистине неординарное управленческое решение, чтобы вдохнуть в удивительный кристалл на берегу моря подлинную жизнь…
Труппа самого молодого и самого восточного оперного театра России в целом укомплектована – сюда приглашены музыканты со всей страны, при этом около трети – это местные приморские кадры. Этот факт сделал возможным начать деятельность нового оперного дома сразу с премьеры – была дана самая популярная русская опера классического наследия – «Евгений Онегин» Чайковского. Технические недоделки без которых в России, конечно, не могли обойтись, не позволили дать полноценную премьеру – её создатели назвали вариант полуконцертным, хотя всё было сыграно в костюмах и в декорации (правда, фактически, одной на весь спектакль) – и это при том, что театр оснащён по заявлению его руководства самыми современными техническими средствами. О режиссуре Алексея Степанюка в этой связи мало, что можно сказать – она экономна, лапидарна, весьма прямолинейна. Впрочем, возможно, это не так уж и плохо для первого оперного спектакля в Приморье – экстравагантная режиссура и какая-то слишком заумная концепция были бы здесь наверно просто не к месту. Единственная декорация, созданная художником Вячеславом Окуневым, передаёт приморцам «привет» из Петербурга: все картины «Онегина» идут на фоне Петропавловской крепости, нарисованной на заднике – и варят варенье, и танцуют полонез, и объясняются в чувствах, и стреляются на пистолетах... В этой связи постоянно вспоминалась другая опера Чайковского, для которой такое решение, пожалуй, было бы куда более гармоничным. Костюмы призваны передавать моду пушкинской поры, удачно поставлены танцы хореографом Айдаром Ахметовым.
Помимо Петропавловки на заднике приветы из Петербурга многочисленны: фактически, вся премьерная постановочная команда – питерская. Певцы тоже главным образом – из северной столицы России. И надо сказать, что певческий уровень первой приморской премьеры был весьма достойным. Алексей Марков совершенно блистательно исполнил титульную партию, продемонстрировав ровный, красивый, с настоящим столичным лоском голос, а также уверенную игру – его пребывание в образе петербургского сноба, прозревающего лишь к финалу, было весьма достоверным. Прекрасно провела партию Татьяны и Наталья Тимченко: её красивое сопрано, крепкое, но гибкое, необыкновенно подошло к данному музыкальному материалу, ему хватало и лирической нежности, и накала драматизма. Внешний вид обоих протагонистов соответствовал классическим представлениям о харизматичных героях русской оперной литературы, что встречается не так уж и часто.
Порадовали и оба тенора – премьерский в лице Алексея Костюка на партию Ленского и комический Виталия Ишутина на партию Трике: оба полётные, яркие, звонкие. Костюку ещё не хватает опыта, чтобы провести всю партию ровно и уверенно, особенно скованность чувствовалась поначалу, когда в звуке ощущался некоторый провинциализм, но в дальнейшем артист распелся, приобрёл уверенности и сцену дуэли провёл хорошо. Ишутин в своём коротком явлении на ларинском балу был безупречен: море обаяния, куража – комическая роль вполне удалась, удалась и характерная партия смешного француза.
Приморские солисты на питерском фоне смотрелись достойно – не было ощущения пропасти, дистанции между ними и приглашёнными звёздами. Лишь у Светланы Рожок (Филиппьевна) в голосе чувствовалась некоторая усталость, возраст её героини, кажется, передался и артистке. В тоже время необыкновенно хороша была Ольга в исполнении выпускницы московского Центра Вишневской Татьяны Макарчук – и по звуку, и по образу это была та самая деревенская шалунья, какую мы привыкли видеть в классических постановках. Сергей Плешивцев (Гремин) и Ирина Колодяжная (Ларина) убедительно спели свои партии, не вызвав никаких сомнений и нареканий.
Хор и оркестр нового театра показались весьма удачными по своему звучанию как таковому: у певцов свежие, сильные голоса, у оркестрантов – хороший, красивый звук, что особенно было ощутимо в сольных высказываниях, да и в целом игра отличалась хорошим профессиональным уровнем. Немного странными показались темпы маэстро Антона Лубченко, не всегда соответствующие каноническим представлениям, а также «ловит» певцов дирижёр пока не всегда удачно. Впрочем, первый премьерный спектакль был полон накладок и всяческих неприятных сюрпризов технического характера (чего только стоило трижды (!) сыгранное вступление к выходу Татьяны в третьей картине – сцене объяснения с Онегиным), поэтому предъявлять слишком уж завышенные требования к качеству было бы, пожалуй, не вполне справедливо.
На следующий день после премьеры состоялся гала-концерт (режиссер — Ханс Йоахим Фрай), одновременно посвящённый открытию театра и 75-летию Приморского края. Концерты предшествовало торжественное заседание, на котором с приветственной речью выступила вице-премьер правительства России Ольга Голодец, а губернатор Приморья Владимир Миклушевский вручил многочисленные награды заслуженным жителям края. Концерт открыла симфоническая картина «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова – весьма символичный, уместный выбор, поскольку рождение театра в Приморье, да ещё такого внушительного, грандиозного, иначе как чудом не назовёшь. Оркестр в это весьма непростой пьесе вновь продемонстрировал хороший звук, слитность игры, артикулированность соло.
Вновь отличную культуру пения и красивый голос продемонстрировала Наталья Тимченко в монологе Баттерфляй из оперы Пуччини. Звёздный российский тенор Владимир Галузин мощно и ярко спел знаменитую «Nessum dorma» из «Турандот» того же автора. Благородство тембра и манеры вокализации, пластичность голоса, тонкую нюансировку показал Алексей Марков в каватине Алеко из оперы Рахманинова. Хорошим верхним регистром порадовал Алексей Костюк в русской народной песне «Душечка», коей почтили память Сергея Лемешева, в далёкие двадцатые годы прошлого века начинавшего свою оперную карьеру неподалёку – в Харбине. По-прежнему убедительно – богатейшим по тембру голосом, с ювелирной нюансировкой и яркими верхами – исполнила знаменитую арию Тоски прославленная Маквала Касрашвили. Настоящий театр развернулся на приморской сцене, когда Владимир Галузин, Наталья Тимченко и великая Елена Образцова разыграли жутковатую Сцену в спальне Графини из «Пиковой дамы»: возможности голоса нашей выдающейся меццо сегодня весьма ограниченны, но в данной партии она ещё абсолютно убеждает, а актёрски это сделано неподражаемо, что равно можно сказать и о Германе Владимира Галузина.
Балетным подарком явилось выступление солистки Большого театра Анны Антоничевой в «Умирающем лебеде» Сен-Санса. Австрийский дискант, юный Алоиз Мюльбахер ровным и достаточно сильным (даже неожиданно сильным для ребенка) голосом исполнил две «Аве Марии» - Шуберта и Каччини. Инструментальность интонации, прекрасная фразировка говорят, конечно, об удивительном даровании мальчика – его прямой голос имеет лёгкое вибрато на верхних нотах, придающее звуку объёма и выразительности. А вот Сцена коронации из «Бориса Годунова» в исполнении другого австрийца – маститого Курта Ридля особого впечатления не оставила: на каком языке пел заграничный бас понять было сложно, кроме того, всё исполнение сопровождали какие-то немыслимые, грубые, неуместные акценты – похоже, артист не вполне понимал суть пропеваемого текста.
Оригинальным подарком прозвучала румба из «Повести о настоящем человеке» Сергея Прокофьева – оперы, которую Антон Лубченко к юбилею Победы в 2015 году намеревается полностью без купюр поставить в Приморском театре. Эту музыку сопровождал забавный видеоряд из перелицованных советских агитплакатов, на этот раз призывающих граждан твёрдо поступью шествовать во вновь открывшийся храм искусств. Венчал вечер глинкинский хор «Славься» — сильно купированный и не прозвучавший убедительно – хору театра вдруг явно не хватило мощи и слаженности исполнении, поэтому, пожалуй, даже хорошо, что знаменитую в бетховенском стиле фреску не стали давать в полном объёме.
Фото: РИА PrimaMedia, пресс-служба театра