Мода на барочную музыку сегодня процветает во всем мире, и, похоже, интерес к ней в будущем лишь только будет усиливаться. Само это направление стало широко возрождаться относительно недавно – с конца 70-х годов прошлого века, и по-видимому явилось ответом на диссонансы и «колючие» музыкальные интонации ушедшего столетия. Так что потребность слушательской аудитории в наивно-возвышенных и беззаботно прекрасных ощущениях, которые способна подарить именно барочная музыка, пробудили сами реалии времени. Даже когда современные традиции аутентичного исполнительства за рубежом уже прочно встали на ноги, на первых порах удовольствие живого наслаждения образцами этой музыки в исполнении зарубежных коллективов, ставших известными брендами, нам перепадало нечасто. Теперь, когда плотину барочной музыки прорвало, а наш слушательский опыт стал постепенно набирать статистику, мы пришли к понимаю того, что и бренды мирового аутентичного исполнительства бывают разные.
И ходить далеко не надо: в октябре нынешнего года Московская филармония на сцене Концертного зала имени Чайковского с недельным перерывом принимала два коллектива – Амстердамский барочный оркестр (художественный руководитель и дирижер – Тон Коопман) и вокально-инструментальный ансамбль из Франции «Les Arts Florissants» / «Цветущие искусства» (художественный руководитель и дирижер – Уильям Кристи). Настоящие заметки посвящены второму коллективу, а первый упомянут исключительно ради того, чтобы заострить внимание на контрасте их исполнительских манер: с одной стороны, выявилось неповоротливо тяжеловесное, чрезмерно резонирующее и скупое на музыкальные краски звучание Амстердамского барочного оркестра, с другой – изысканно-утонченное, прозрачно-воздушное звучание ансамбля «Les Arts Florissants» (естественно, сравнению подвергается исключительно инструментальное музицирование).
Особая, явно фирменная звуковая субстанция, погружение в которую каждый раз несет слушателю умиротворенное просветление и блаженный покой, как раз и отличает ансамбль «Les Arts Florissants» от других барочных коллективов. На моей памяти музыканты из Франции приезжают в Москву уже в третий раз: в первый визит (2010) были представлены два опуса – пастораль Марка-Антуана Шарпантье «Актеон» и опера «Дидона и Эней» Пёрселла. 2011 год подарил Москве первое исполнение в России оратории Генделя «Иевфай». Третий визит представил интереснейшую ретроспективу французского оперного барокко под названием «Сад господина Рамо». На этот раз с ансамблем «Les Arts Florissants» впервые выступили солисты Академии молодых певцов «Le Jardin des Voix» («Сад голосов»), созданной при ансамбле Уильямом Кристи в 2002 году.
Музыка Жана-Филиппа Рамо (1683-1764) исполняется у нас, конечно же, весьма редко, но это имя явно известно хотя бы на уровне хрестоматийного знания. Несмотря на то, что оно вынесено в название программы, в нее вошла музыка и других французских композиторов барочной эпохи, многие имена которых сегодня практически неизвестны. Исполняемые в ее рамках фрагменты оперных произведений (арии, ансамбли, хоры и инструментальные номера) выстраиваются в цепочку, звенья которой – где-то в большей, где-то в меньшей степени – неожиданно оказываются драматургически связанными даже при переходе от одного опуса к другому. Открывает вечер Мишель Пиньоле де Монтеклер (1667-1737) с фрагментами оперы «Иевфай» (1732), в которых фигурируют типично аллегорические персонажи: основное внимание сосредоточено в них на сольных эпизодах богини Венеры.
Беззаботную идиллию любви, молодости и наслаждений жизни продолжают фрагменты из оперы Рамо «Гирлянда» (1751), среди которых мы знакомимся с мечтательно-романтическим персонажем по имени Миртиль. Далее из опер «Умирающий Геркулес» (1761) Антуана Доверня (1713-1797) и «Ипполит и Арисия» (1733) Рамо исполняются арии соответственно Иолы и Арисии (по одной из каждой оперы). Новая музыкальная остановка – поэтическая кантата «Не спою вам ничего», написанная Николя Рако де Грандвалем (1676 – 1753). Первое отделение программы завершают три арии весьма любвеобильного персонажа по имени Зербино из оперы-балета Доверня «Венецианка» (1768) и замечательная жанровая подборка из оперы Кристофа Виллибальда Глюка «Исправленный пьяница» (1760), в которую искусно вплетены также два канона Рамо («О нет, не смейтесь! Давайте плакать!» и «Просыпайся, соня!»).
Второе отделение открывается большим фрагментом из первого акта «Франция» оперы-балета Андре Кампра (1660-1744) «Галантная Европа» (1697). В этой пасторальной зарисовке повествуется о неком Сильвандре, из разговора которого с Филеной выясняется, что он охладел к своей возлюбленной Дориде, а предметом его новой страсти стала Кефиза. Нашему вниманию последовательно предлагаются ария Филены, сцена Филены и Сильвандра, ария Сильвандра, выходная ария Кефизы, хор «Прелестная пастушка», еще одна ария Сильвандра, сцена Кефизы и Сильвандра, еще по одной арии Сильвандра и Кефизы, заключительная сцена Кефизы и Сильвандра, а также ария покинутой Дориды.
Продолжает и завершает программу подборка фрагментов из опер Рамо. Она открывается музыкой оперы-балета «Праздники Гебы» (1739): из ее первого акта «Поэзия» исполняются ария Реки с хором, дуэт Наяды и Ручья, речитатив Сапфо и ариетта Ручья. Затем звучат фрагменты из оперы «Дардан» (1739) – ария Дардана, речитатив и ария Антенора (четвертый акт), а также ария Тевкра и дуэт Ифизы и Дардана (пятый акт). После этого мы ненадолго попадаем в атмосферу оперы-балеты «Галантные Индии» (1735) и оперы «Паладины» (1760). В первом опусе внимаем квартету «О нежная любовь» из третьего акта «Цветы», во втором – ариетте из первого акта «Влюбленные, скорее поспешите!». В необычном и увлекательном путешествии по страницам французской барочной оперы финальную точку ставят три фрагменты из оперы-балета «Сюрпризы Амура» (1748-1753): выход кротониатов, речитатив Астоля, а также ария с хором «Воспойте же победу» (Астоль, Филоя и Агис). Другое название этой оперы – «Сибариты».
В данном случае даже совершенно не важно, что детали сюжетных оперных коллизий и имена персонажей остаются для нас окутанными экзотическим флером таинственности и неизвестности. Главным в восприятии этой уникальной программы является то, что она доносит до нас весь неповторимый аромат французской барочной оперы, краеугольный камень которой – отнюдь не феерическая виртуозность, характерная для итальянского барочного стиля, а повышенное внимание к чувственной кантилене, полутонам и отделке вокальных нюансов. Главным является то, что оркестр под управлением Кристи и секстет солистов Академии молодых певцов «Сад голосов» несет то поистине упоительное ощущение Ансамбля с большой буквы, которое к исполняемому раритетному материалу легко заставляет проникнуться всепоглощающим интересом и искренним пиететом.
Расположивший к себе ансамбль солистов – это Даниэла Скорка (сопрано, Израиль), Эмили Ренар (меццо-сопрано, Великобритания), Бенедетта Маццукато (контральто, Италия), Закари Уайлдер (тенор, США), Виктор Сикар (бас-баритон, Франция) и Сирил Костанцо (бас, Франция). При этом каждый из певцов, обладая отменно развитым чувством барочного стиля при наличии небольших, но хорошо поставленных, пластически податливых голосов, возможно, и не претендует на лавры оперных звезд, способных выстроить свою сольную индивидуальную карьеру. Однако вместе они являют то заветное ансамблевое целое, в обретении которого огромную роль играет не только «музыкальное шаманство» Уильяма Кристи, но и весьма благодатная работа Софи Данеман и Пола Агню, постановщиков-драматургов представленной программы. Концептуальная идея проекта под названием «Сад господина Рамо» полностью себя оправдывает: хотя бы раз в жизни побывать в подобном саду изысканных музыкальных наслаждений определенно стóит!
Автор фото — Guy Vivien
Концертный зал имени Чайковского
Театры и фестивали
Уильям Кристи, Жан Филипп Рамо
Персоналии