Весенняя мечта счастливых обладателей беллиниевской "Нормы" звукозаписывающей компании «Decca» сбылась осенью: американский тенор с голливудской улыбкой и венецианской подвижностью голоса Джон Осборн приехал в дождливую столицу со своим единственным концертом. 6 ноября на VII фестивале «Владимир Спиваков приглашает...» он исполнил лирические сочинения французских и итальянских композиторов в Светлановском зале Московского международного Дома музыки, а накануне вечером рассказал корреспонденту OperaNews.ru о трендах современного оперного пения, общении с Чечилией Бартоли и Суми Йо.
Еще полвека назад певцы боялись лирических опер. Как думаете, почему?
Для качественного исполнения бельканто нужна ежедневная тренировка голоса по всему диапазону без лишних размышлений и репетиций только высоких нот. Ты можешь себя чувствовать комфортно, если соединишь свою вокальную технику с высокой голосовой позицией. Тогда на сопряжения такого рода были способны лишь немногие, поэтому многим учителя советовали, в принципе, его не петь.
Сменилось время?
Безусловно. Сегодня лирические оперы в репертуаре почти всех известных вокалистов мира.
Публика хочет слышать белькантовый репертуар?
Будем честными: интерес нашей публики создают оперные компании и продюсеры. Они решают, что певцу захотеть исполнить, а в зале - захотеть услышать: в большинстве случаев это зависит от них. Бельканто стали чаще петь, потому что профессионалы высказывают "за спиной" все свои недовольства. Для современных слушателей Беллини и Доницетти скучны в сравнении с Вагнером, Верди, Пуччини и Берлиозом. Они приходят в театр на те и другие спектакли, но получают удовольствие больше от вторых.
С чем связано то, что специалистов лирической оперы не прибавляется?
Певец должен быть универсальным в мире - исполнять музыку разных композиторских стилей и музыкальных эпох. Беллини плохо сочетается с Россини при разучивании, а возможности выбрать только того, кто нравится, вокалисты не имеют. В случае выбора отдают предпочтение композиторам, оперы которых часты в репертуарах театров. Сосредоточиться на любимых сочинениях не выходит в силу быстроты освоения партий и сложности репетиционного процесса.
В чем преимущество мужского пения бельканто перед женским?
Оно услужливее, как мне кажется. И легче идет на необходимый в опере компромисс. Мужчины любят завоевывать женщин, но тщательно наблюдают, как она смотрит, слушает, двигается, контактирует. В женском пении ощущается скромная позиция: "Ты мой герой и принц либо тебе лучше со мной не петь".
Что вдохновляет Вас на подвиги, в таком случае, при исполнении лирических арий?
Высокие женские нотки на mezza voce, которые звучат хладнокровно и эмоционально. Их может быть одна или две за все сочинение, но они делают меня счастливым. Трудно петь тихо и проникновенно, но когда это получается, я улетаю на небеса.
Вы были на небесах, пока шла запись беллиниевской "Нормы" с Чечилией Бартоли и Суми Йо?
Да, несомненно. Собрались лучшие из лучших, образовался тандем равных, поэтому получилось добиться естественности и нам удалось записать прекрасный диск.
Чечилия Бартоли осваивает драматический репертуар?
Лирико-драматический, с виртуозными колоратурами. Она работает над динамической и тембральной окраской голоса. Знает, как и что хочет. Скоро откроет для нас новый музыкальный мир.
А Суми Йо занята изучением трагических партий в операх барокко?
Она работает со многими дирижерами, поэтому зависит от того, что они сейчас требуют и позволяют ей.
В мировой оперной индустрии ценятся комики или трагики?
Это зависит от предпочтений театра, но, певец должен быть одинаково убедителен в интерпретации комических и трагических ролей. Мы разыгрываем комедии, когда зрители хотят увидеть смех. Строим трагедии, когда они стремятся нервничать и сопереживать героям. Думаю, что глубина впечатлений публики зависит больше не от выбора сценического амплуа и предпочтений продюсеров, а от качества исполнения: если мы в состоянии передать им собственную энергетику, они начинают по-другому воспринимать окружающих.
Как достичь глубины интерпретации?
Через душевные переживания: с каменным сердцем никогда не получится выразить свою радость и печаль. Ты можешь передать только свой опыт сильной депрессии или безумного романтического влечения, ожидание удовольствия или причиненную некогда близким тебе человеком боль. Твое познание мира позволяет совершать поступки героев, как собственные, и делать то, что ты не смог сделать когда-то или не успел. И в этих случаях, искренне чувствуя внутреннее состояние персонажа, ты способен открыть себя и через собственное переживание позволить открыть себя другим.
Насколько важна при воздействии на слушателя виртуозность пения?
Она ничего не значит и поэтому оказывает только внешнее влияние. В ней отсутствует измерение эмоций, а, значит, она не способна творить чудеса, выражая обычную речь.
Правда, что вокалисту с прекрасной техникой можно не беспокоиться о музыке?
Если хотите жизнь рассказать звуками - это ложь. Многие исполнители репетируют, как взять тон, какую краску показать, но собственному контролю их голоса не подвластны. Певцы знают ноты, нюансы, но все это не соединяется с их целями и чувствами в реальности. Ты должен цеплять слушателя исполнением, а если этого нет, то зачем ты тогда вообще поешь?
Беседовала Анна Ефанова