В столице продолжается Седьмой фестиваль «Владимира Спиваков приглашает...». 6 ноября по приглашению маэстро «вокальный алмаз африканского континента» Притти Йенде выступила на сцене Московского международного Дома музыки. Накануне выступления 28-летняя сопрано рассказала корреспонденту OperaNews.ru, почему она верит в чудеса, стремится помочь молодежи ЮАР и мечтает работать с оркестром под управлением Валерия Гергиева.
Вы серьезно занялись музыкой после того, как услышали в телевизионной рекламе дуэт из оперы Делиба «Лакме».
Мне сказал голос свыше: «Привет, Притти. Давай-ка, вставай!» Тогда я случайно поднялась, ощутила много радости и решила открыть для себя новый музыкальный мир.
Божественную поддержку потом ощущали?
Конечно. В мгновения, когда хотела узнать подходящую оперную партию для своего голоса, мне подсказывал, что выбрать, внутренний инстинкт.
Вы верите в чудеса?
Приходится — они происходят со мной каждый день. Когда вижу солнце — чудо. Когда за окном дождь — чудо. Пение — чудо. Жизнь — вообще, сплошное чудо.
Можно назвать чудом, что после просмотра той рекламы, Вы сейчас все больше осваиваете лирический оперный репертуар?
Я думала об этом, но окончательно с ответом не определилась. Меня трогает способ передачи этой музыки, она словно начинает самостоятельно жить без меня. Порой не слушается, хотя в уме — ясность, в душе — готовность, я знаю ноты, освоила технику, выучила соответствующий для ее исполнения язык. А иногда соглашается и мне становится проще потому, что между нами образуется невидимая связь во время пения.
Что нужно знать начинающим вокалистам о музыкальном бизнесе?
Он очень быстрый, поэтому каждый из нас должен отдавать себе отчет, на какие условия согласен и почему. Не все средства бывают хороши в достижении поставленных целей: приходится учиться быть интеллигентной, зависимой и покорной. Важны совместные решения с менеджером при выборе оперных партий для исполнения: не все подходит голосу и сложно отказываться, но ты должен уметь вовремя сказать «нет». Тебе нужно осваивать новый репертуар, при этом повторяя старый.
В отношении мирового исполнительства?
Нужно не петь ноты, а идти дальше их: музыка настолько богата, что выходит за пределы написанного на бумаге. У певцов есть свои интерпретации, поэтому нужно искать верные ключи, чтобы сочинения звучали солнечно и необычно — только так можно вернуть им жизнь.
Среди Ваших наставников были Мирелла Френи, Монсеррат Кабалье, Вирджиния Дэвидс. Что они Вам советовали?
Мирелла Френи рекомендовала осваивать репертуар бельканто, наиболее подходящий для моего голоса. Монсеррат Кабалье говорила петь все, но избегать длинных партий, потому что я смогу их исполнить потом. Вирджиния Дэвидс учила любить свой голос, быть с ним хорошими компаньонами и отличными друзьями.
Какого мнения придерживается Ваш теперешний педагог Мария Латевия?
Один из ее советов — быть терпимее к себе и не бояться исключать из репертуара то, что трудно дается и легко забывается, чтобы разучивание опер шло естественно и без лишнего напряжения.
Вы следуете всем советам?
Нет, у меня не получается. Но это вопрос времени: спросите меня об этом через 20 лет.
Что думаете о Владимире Спивакове?
Он очень образованный музыкант, который дирижирует оркестром порядочно и мудро.
Наверняка, знакомы с работой Валерия Гергиева в миланском «Ла Скала»?
Да, я была на спектакле, где он дирижировал оперой Пуччини «Турандот». Валерий Гергиев — известная личность в современной музыкальной индустрии. Слышала, что он любитель Анны Нетребко. Мечтаю с ним поработать и надеюсь, что такая возможность мне представится, когда я стану опытнее и взрослее.
Уровень музыкальной подготовки в ЮАР сейчас быстро набирает темпы.
Нам по-прежнему не хватает высококвалифицированных специалистов, а число талантливых ребят с каждым годом растет. Из-за финансовых сложностей в семьях дети не могут получить достойного музыкального образования на родине и за морями.
Как Вы смогли поехать учиться в Италию?
Победы в международных конкурсах позволили мне заработать немного денег и заручиться необходимыми связями.
Ситуацию в южноафриканском музыкальном образовании можно переломить?
Если нас поддержит правительство и меценаты, безусловно.
Год назад Вы организовали свой Фонд. Известна программа его работы?
Пока что определенной программы у него нет. Хотелось бы пропагандировать классическую музыку на родине, находить способных ребят, поддерживать их начинания и помогать дальнейшему профессиональному развитию.
По территории ЮАР равна Италии, Франции и Германии вместе взятым. Почему уровень культурного развития этих стран различен?
У нас разные типы наций, поэтому большая пропасть в культуре, но в этом скрыта возможность плодотворного сотрудничества. Быть может, что в скором времени нам поможет идеями мир. Музыка может сблизить нас. И у меня, в этом плане, нет никаких сомнений сегодня.
Беседовала Анна Ефанова