100 лет прошло с тех пор, как Берг начал работать над музыкой «Воццека», оказавшись под сильным впечатлением пьесы Георга Бюхнера. Сделав перерыв на период первой мировой войны, он вернулся к своей опере в 1917 и окончательно завершил ее в 1922 году. Его сокрушительно мощная музыкальная драма не утратила своего воздействия до сих пор. Но и возрожденная постановка Кита Уорнера 2002 года, идущая сейчас на сцене Королевской оперы в Ковент-Гардене, поднимается до высот подлинного искусства. Последние десять минут оперы – в абсолютной тишине - ПОТРЯСАЮТ!
Действие разворачивается в клинической белизне медицинской лаборатории. Это мир, где человек – бесправный, невинный, уязвимый, униженный и оскорбленный (Воццек) – значит для доктора и капитана не больше, чем лабораторная крыса. Он тонет, как и полагается по сюжету, но оказывается в конце, как заспиртованный уродец в пробирке на полках музея кунсткамеры, утонувшим в окровавленной воде одной из четырёх больших стеклянных витрин – человеческий предмет для экспериментов.
Прозрачный занавес показывает поперечное сечение мозга, природа и человек расчленены и изучаются – жестко и безжалостно. По-умному созданный зеркальный фон создает визуально захватывающие картины, но Кит Уорнер никогда не теряет из виду главное – мучения человечества, жестокий и странный, пропитанный кровью, мир, в котором оно прозябает.
«Нам в этой жизни отведен только темный уголок», - поет своему сыну проститутка Мария, и именно так, буквально, темный, небольшой угол сцены отведен под декорации ее комнатки, где сын ее с ранних лет познает страшные, жестокие уроки жизни (дизайн Стефаноса Лазаридиса).
Не знаю, насколько можно назвать эту оперу романтической, но, безусловно, она ведет нас в потаенные уголки человеческой души и ума. Натура Воццека – темная и депрессивная, но, однозначно, вызывающая у зрителя глубокую симпатию и сострадание.
В пении Кариты Маттилы (это ее дебют в роли Марии) слышится бесстрашие, она поет Марию контрастно, убеждая нас в том, что для бедных и безнадежных иного варианта не предусмотрено. А, с другой стороны, мы видим дешевую одурманенную, похотливую шлюху. Ее отношение с Воццеком – странные, не заслуживающие доверия. Такая женщина вряд ли удостоила бы взглядом – вторично – депрессивного неудачника. Однако, у них – сын! Отчаянная любовь к матери-проститутке маленького мальчика (Себастьян Райт), пожалуй, самый эмоциональный аспект всего спектакля.
Потрясающий Джон Томлинсон (Доктор) непристойно искренне – и это слышно в его пении – радуется каждому ужасному своему эксперименту. Герхард Зигель (Капитан) и Эндрик Уотрич (Тамбурмажор) – парочка идеально контрастирующих теноров. Алисон Кук (Маргрет) и Джон Истерлин (Андрес) выступили ярко в своих небольших ролях.
Симон Кинлисайд с его суховатым голосом, исполняет заглавную роль. У него - превосходная музыкальность, вдумчивые высказывания. Да, он жертва жестокого мира – со своей злобностью, забитостью, сентиментальным идиотизмом, но этого недостаточно, чтобы абсолютно поверить в его интерпретацию.
Дирижировал оркестром Королевской оперы Марк Эдлер. И игра музыкантов – часть успеха этого спектакля.
Год назад я уже писала о «Воццеке». Это была премьера в Английской Национальной опере. Режиссер Кэрри Кракнелл заменил психологическую интерпретацию на социальную. Его Воццек принадлежал современной Великобритании, низшим ее классам. Это был рассказ о солдате, вернувшемся с войны из-за рубежа и страдающим от посттравматического стрессового расстройства. И Мария была представлена, скорее, как неверная жена непутевого мужа. Это была сильная постановка, но то, что мы увидели в Королевской опере, сработало с гораздо большей силой.
Можно по разному относиться к авангардной опере и музыке, можно поставить под сомнение, все ли зрители получили эстетическое и духовное наслаждение от оперы «Воццек». У меня лично в какие-то моменты исполнения (резкие, кричащие звуки, особенно на высоких тонах, присутствие которых объяснимо и оправданно и сюжетом, и моментом) утвердилась в голове мысль, что вряд ли когда-нибудь еще я пойду на эту оперу, и не только потому, что два великолепных спектакля я уже увидела. Но…
Я не могу отрицать, что это замечательная постановка и поразительная опера. И, возвращаясь мысленно в финал, повторяюсь – я испытала потрясение – не от музыки, пения как такового или сюжета, а от того, как весь этот материал, все вместе взятое, было превращено в мастерски исполненный предмет высокого искусства.
Десять минут безмолвия! Десять минут, за которые вы осознаете, сколько здесь жуткой правды. И понимаете, что к осознанию этого вас привела опера.
Автор фото — Catherine Ashmore / ROH