Персональные чествования на главной сцене страны – явления сегодня редкие, а чествования без повода (ни дня рождения, ни расставания со сценой и т. д.) – и вовсе экстраординарные. Возможно, какая-то причина у столь пышного мероприятия была, но для меня она осталась тайной.
От себя по поводу главного виновника этого «торжества» замечу лишь, что с юных лет голос Пааты Бурчуладзе был для меня символом настоящего академического баса: с мощными драматическими красками, обертоновой полнокровностью и интеллектуальной подачей материала. Бурчуладзе – один из тех мастеров, которые умеют петь умно. Не только говорить о своих ролях или о технике исполнения, а именно петь.
Петь так, что каждая фраза будто окаймляется индивидуально продуманным оттенком. Именно эта особенность сделала Бурчуладзе одним из лучших исполнителей партии Бориса Годунова. Именно эта особенность исполнительского мастерства стала главным подарком состоявшегося концерта.
Устойчивая кантилена в среднем регистре и чуть неуверенные колебания звука при выходе на верхнюю часть диапазона словно компенсировали друг друга во фрагментах из вердиевской «Силы судьбы». Ария и кабалетта из «Аттилы» была исполнена Бурчуладзе уже увереннее и сочнее, а в дуэте из «Фауста» знаменитый бас прозвучал почти совсем «как встарь» - плотно и ярко. Но кульминацией вечера стали два фрагмента из «Дона Карлоса» Верди: в дуэте Филиппа с Родриго певец продемонстрировал роскошные нижние ноты, а монолог Короля привел традиционно прохладную московскую публику в полный восторг.
Не могу не заметить, что отчасти успех фрагментов из «Дона Карлоса» был связан с блестящим участием в дуэте Эльчина Азизова, показавшего в этот вечер настолько филигранную выделку каждого вокального пассажа, такую животрепещущую передачу эмоциональной насыщенности каждой фразы, что у меня сложилось впечатление, что раньше я вообще не слышал этого певца, хотя, на самом деле, уже давно знаком с его работами. То ли звёзды сошлись таким волшебным образом, то ли именно этот материал столь прекрасно подошёл к вокальным возможностям певца, но такого Родриго я не слышал, не говоря уж о совершенно замечательном – точном и мощном - исполнении певцом арии Ренато из «Бала-маскарада».
К слову, и оркестр последние вердиевские фрагменты саккопанировал практически безупречно. Особенно на фоне того безобразия, которое музыканты Большого под управлением Павла Сорокина устроили в увертюре к «Набукко» и во фрагментах из «Макбета» и той же «Силы судьбы», когда духовые рубили такое, что было ощущение, будто оркестр только что сняли с каких-то второразрядных похорон и в авральном порядке заставили играть на сцене Большого театра музыку «какого-то» Верди. И то, что во втором отделении концерта оркестр звучал на порядок солиднее (чего стоило только вдохновенно исполненное интермеццо из «Сельской чести» Масканьи!), наводит меня на мысль, что музыканты в Большом способны выдавать звучание высочайшего класса лишь непредсказуемо: то ли когда раскачаются, то ли стрястись что-то должно. Вот бы узнать, что именно влияет на исполнительский уровень этого загадочного коллектива…
Как бы то ни было, первое отделение получилось на троечку по вине оркестра не в последнюю очередь, однако ж и не в первую.
Елена Зеленская, почти порадовавшая меня в недавнем «Голландце», как-то сдавленно, лишь местами раскрываясь не верхних форте, неустойчиво и через силу «сделала» арию Леди Макбет с письмом. И даже неважно, что где-то там неточными были переходы с фиоритурами, что звук не летел, а выдавливался и что вообще со звукоизвлечением не всё было ровно (в паре мест «сверкнуло» несмыкание). Это всё скучные подробности. Проблема, на мой взгляд, в том, что эстетически все выглядело бледно. Наверное, то, что она пела, ей петь было не нужно. Петь следовало бы что-то другое. Ведь как ярко и звонко прозвучал голос певицы в небольшом отрывке из набившей оскомину застольной из «Травиаты», которой традиционно завершился вечер! Словом, было обидно: при правильном выборе репертуара такая интересная певица, как Зеленская, могла бы показать себя намного достойнее на фоне своих коллег, хотя это было и не просто.
Очень культурно, тонко, округло и деликатно, и пусть местами не совсем изящно прозвучала ария Леоноры из «Трубадура» в исполнении Вероники Джиоевой. Ровная насыщенность обертонами по всему диапазону, ни одного съезда с нотного рисунка, аккуратные переходы, - ну вот просто хорошо. Резковатое расслаивание верхушек, конечно, чуть смазало впечатление, но не принципиально. Общее впечатление осталось превосходным.
Не менее чисто, с небольшими тембральными шорохами исполнила «ювелирную» арию Маргариты из «Фауста» Анна Аглатова. Технически придраться можно было разве что к «выходам» на верхние кульминации, но по сути яркость исполнения была приглушена своеобразным вокальным «песочком», убивающим естественную импульсивную голосовую звонкость, но спасающим в драматически напряженных пассажах, которыми изобилует, например, «органная» сцена в храме (из того же «Фауста»), блестяще исполненная певицей в дуэте с Бурчуладзе.
Очень достойно исполнил монолог Отелло Бадри Майсурадзе, выступивший также в терцете из «Силы судьбы», а в качестве «призового фонда» на бис прозвучали, кроме упомянутой выше бриндизи, куплеты Мефистофеля в блистательном, хоть и не таком мощном, как прежде, исполнении П.Бурчуладзе.
И можно было бы в сотый раз поговорить о необходимости тщательнее готовиться к таким мероприятиям (особенно музыкантам), о более серьёзном подходе к выбору репертуара для отдельных участников, об ответственности оркестровой ямы перед слушателями, да и перед исполнителями тоже… но – смысл в этих разговорах? Ко второму отделению (самому интересному, напомню!) ложи вокруг меня заметно поредели, и даже в день концерта билеты на галёрку можно было свободно приобрести за сто рублей. И состав исполнителей вроде бы прекрасный, и программа в целом образовательно-развлекательная, и сцена самая что ни на есть «продаваемая» - основная-историческая. А драйва-то у публики нет. И вот выхожу я из театра и думаю: а не атрофировались ли у нашего народа последние потребности в таких мероприятиях? Ведь вокальный концерт – это не шоу. Получить от него удовольствие может только тот, что ценит собственно искусство пения. Хорошо ещё, что умение ценить вокальное мастерство живых легенд пусть и редко, пусть и не всегда заметно, но поддерживается организаторами таких неприуроченных мероприятий с участием таких мастеров, как Паата Бурчуладзе.