Мои впечатления от ряда осенних берлинских спектаклей юбилейного вердиевского года в Берлине оказались противоречивыми.
Совсем неубедительной показалась мне версия «Травиаты» в Дойче Опер (постановка Г.Фридриха 1999 года). Главные партии исполняли Динара Алиева (Виолетта), Георгий Василиев (Альфред) и Этьен Дюпуи (Жермон). Алиева была вокально великолепна, особенно в "Sempre libera", в эмоционально окрашенном дуэте с Дюпуи, и в исполненной красивым пиано арии из последнего действия "Addio del passato". Василиев пел не плохо и не хорошо, без каких-либо особых погрешностей – прекрасно представляю его в любой второстепенной теноровой роли (Руиц в Трубадуре или Артуро в Лючии), но не в главной мужской партии Травиаты.
Собственно постановка была очень формальной. Странные сценические движения героев, отсутствие энергетики, эмоциональная пустота - классический вариант "Не верю!"... Бал у Флоры проходил в обстановке казино, мизансцены были "скомканы", диалог Дюфоля и Альфреда, а затем Альфреда и Виолеты лишены драматизма.
Следующее мое посещение – «Травиата» уже в Берлинской Штаатсопер. Постановка тоже довольно старая, 2003 года (режиссер П.Муссбах). Сценография была оригинальной десять лет назад: тогда видеопроекции были большей диковинкой. Капли дождя на стекле - как иллюстрация меланхолии… Очень интересное свето-цветовое решение: контраст между сценическим пространством (глубокий черный цвет), темными костюмами главных героев и миманса, и резко контрастирующим белым цветом Виолетты (костюм, макияж, волосы). Правда совершенно неубедительная режиссура, нелепые частые падения Виолетты на пол (она страдала туберкулезом, а не эпилепсией), её странные стояния на стуле и т.д.
Эту постановку часто «спасал» звездный состав солистов, как на премьере (Кристина Шефер и Ролландо Вийясон), так и в предпоследнее мое посещение оперы в июне этого года (Чарльз Кастроново, Виталий Билый).
Нынешний же спектакль анонсировал Анну Самуил и Сергея Скороходова, что давало повод для оптимизма. К сожалению, Самуил, как было объявлено, заболела, тем не менее, решила спеть свою партию. Поэтому обсуждать ее вокал не стану. Сергей Скороходов (на мой взгляд, лучший тенор Мариинского театра) вначале меня совсем не порадовал: Brindisi исполнил неэмоционально, на форте был металлический отблеск, я даже решил, что это не Скороходов (тем более, что он довольно сильно поправился за последнее время), но, начиная со второго действия, Скороходов вошел «в колею» и на общем уровне звучал вполне неплохо. Но в целом, и здесь «праздника» не получилось.
Однако, истинной «гибелью богов» для юбилея Верди стал «Отелло» в Дойче Опер. В главных партиях были заявлены Хосе Кура и Барбара Фриттолли. Постановка была сделана режиссером Андреасом Кригенбургом в 2010 году.
Действие происходит на огромном семиуровневом корабле, заполненном мужчинами, женщинами и детьми – беженцами (количеством около ста человек, может быть чуть меньше). Костюмы – современные, за исключением милитари-стиля одежды Отелло, напоминающей скорее британское военное обмундирование второй мировой войны.
Хотя, вероятно, этот многоуровневый корабль – просто метафора глобализации… Данная сценография вполне бы вписывалась в спектакль по Кафке, или оперу Яначека или Берга. Концепции Шекспира-Верди, то есть, обстановке Кипра, она не очень соответствует. Возможно, авторы хотели показать что-то вне времени и вне географии...
Из экзотики: параллельно основному действию на втором плане периодически появляются «Slow Motion - танцы». И еще – мандолина и гитара на сцене, как иллюстрация «народного» фольклора.
Вокально Хосе Кура разочаровал. Некогда хороший Отелло, с самого начала «Esultate» он пел плохо и без экспрессии, по меткому замечанию одной моей знакомой – «выдавил» арию как пасту из почти пустого тюбика. Хотя временами его исполнение оживало, например, «Addio», в горизонтальном положении «на кровати» в конце второго действия вокал звучал даже хорошо, как в старые добрые времена. В целом же драматически не было ни шекспировского Отелло, ни вердиевского: мне представился мачо из добротного голливудского фильма, уверенно играющего роль, но сама роль эта – плоская, одномерная.
Дездемона (Барбара Фриттолли) поначалу была сценически немного «зажата», ощущалось какое-то чувство неуверенности. Но вокально, все было на высоком уровне, особенно финальная ария «Piangeo cantando» и молитва «Ave Mariа», которые были исполнены с красивым пианиссимо, отличной техникой, правильными интонациями и очень экспрессивно.
Яго (Т.-Й. Майер) – в принципе, хороший «вердиевский» баритон. Вероятно, отменный Жермон, но не интриган Яго. Кассио (М.Ньюлин) был максимально хорош, насколько может быть хорош исполнитель «четвертой роли»…
Оркестр под управлением Дональда Ранниклса представил убедительную интерпретацию оперы. Лишь вначале «Una vela…» не доставало «шолтиевского огня», сочности, объема, особенно в сравнении с великолепным звучанием хора.
Хор был как всегда безупречен, ощущался как единое целое, поражал своим отличным звучанием.
Резюме: спектакль среднего уровня и качества, повышенные ожидания не оправдались…
На фото (dolchev.livejournal.com): сцена из «Отелло»
Берлинская государственная опера, Немецкая опера в Берлине
Театры и фестивали
Динара Алиева, Хосе Кура, Барбара Фриттоли
Персоналии