Завершающая декада юбилейного года Верди в Берлине

«Риголетто» в «Дойче Опер»

«Риголетто» в «Дойче Опер»
Оперный обозреватель

Четвертый после апрельской премьеры спектакль «Риголетто» не был анонсирован громкими именами. За исключением Анджея Доббера, который заболел в последнюю минуту и не смог участвовать в спектакле, остальные имена были не очень известными.

При входе в зал первое, что бросается в глаза – это открытая сцена, на которой построена копия зрительного зала, где артисты хора и статисты изображают публику, общаются между собой, смеются, фотографируются, причем все это так естественнно, что первая мысль – они тоже зрители...

Идея не нова (режиссер Ян Боссе), но для «Риголетто» она, как мне кажется, является весьма подходящей: многочисленные секс-скандалы ведущих политиков, цинизм и интриги современного истеблишмента, заказные убийства и т.д. в новейшей истории подстать пространству театральной сцены в Риголетто.

«Зеркальный эффект» был совершенно поразительным на первом премьерном показе в апреле, когда в ближнем партере были узнаваемы ведущие немецкие политики и другие представители «современного высшего общества», которое очень органично вписывалось в концепцию драмы Виктора Гюго «Король забавляется». Как известно, цензура не позволила Верди в «Риголетто» показать всю остроту драмы. Однако, не сомневаюсь, что премьера со зрителями из высшего общества с отражением на сцене в виде Герцога и его придворнных пришлась бы по душе как Верди, так и Гюго... Это еще раз иллюстрирует высокую актуальность «Риголетто» в наши дни...

В связи с заменой Доббера, из Рима за три часа до спектакля прилетел Франческо Ландольфи. В отличие от традиционных представлений, Риголетто был без горба, даже наоборот, со спортивной выправкой. Обладатель сильного баритона, он великолепно справился со всеми сложностями партии, а в финале очень естественно зарыдал Ah, la maledizione.

Герцог (Иван Магри) напоминал криминального авторитета среднего уровня. Несмотря на очень молодой возраст, обращало на себя внимание прекрасное владение техникой. Природа не обделила его замечательным голосом, единственное замечание – ария из первого действия Questa o quella была спета довольно формально, без эмоций, но вокально и технически замечательно. Ella mi fu rapita, «хит» La donna é mobile и короткое соло в квартете Bella figlia dell’amore были исполнены просто эталонно.

Драматическое сопрано из Великобритании Люси Кроу прекрасно сыграла с спела Джильду. Ария Caro nome и дуэт Tutte le feste al tempio были исполнены свежим, сильным, эмоциональным, и в то же время ранимым голосом – редкое сочетание вокально-драматических характеристик.

Спарафучиле (Анте Екурница) впечатлил своим глубоким и насыщенным голосом. В конце дуэта с Риголетто (Sparafucil mi nomino) просто мурашки пробежали по коже.

Рядом со мной сидел странно одетый мужчина – цветовая гамма галстука, костюма и рубашки были подчеркнуто дисгармоничными. Впоследствие он оказался Графом Монтероне (Бастиан Эверинк), я, честно говоря, даже испугался, когда мой сосед внезапно вскочил со своего места, запел, перелез через ряд кресел и, оказался на сцене.

Клемантен Маржен (знакома петербуржцам по фестивалю «Дворцы Санкт-Петербурга» 2010 года) исполняла две роли – Маддалену и Джованну: был ли в этом скрытый драматический смысл или просто экономия средств – не ясно. Но то, что в обох случаях исполнение было на высочайшем уровне – это факт. Не сомневаюсь, что мы еще ни раз услышим это имя. В третьем действии знаменитый квартет был исполнен неподражаемо.

Оркестр (дирижер Роберто Рицци Бриньолли) представил немного суховатое, но добротное музыкальное сопровождение солистов: не было никаких особых открытий. Первое действие оркестр был значительно поднят, и звуковой поток замечательно приходил в начало партера, затем он был заглублен до предела, и звуковая картина воспринималась не так ярко. Хотя стилистически работа с оркестром была не до конца продуманной. Там, где ухо привыкло слышать усиление музыкального рисунка, его рельефность, оркестр выдавал плоскую картину. В увертюре слышались киксы медных духовых, один раз тромбон «выдал» фальшивую ноту, также вызывали вопросы темпы в дуэте Риголетто и Джильды Figlia! - Mio padre. Хор был как водится на высоком уровне, особенно запомнились Gran nuova и Zitti, zitti.

Таким образом, несмотря на отсутствие «звезд», были представлены пять прекрасных голосов – баритон, тенор, сопрано, бас и меццо-сопрано – а это залог успеха любой оперы. В вокальном плане - идеальный спектакль, что, к сожалению, встречается довольно редко. Замечательный подарок любителям оперы в завершение юбилея Джузеппе Верди.

Автор фото — Bettina Stoess

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Немецкая опера в Берлине

Театры и фестивали

Риголетто

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ