Идея создания оперы родилась у композитора Дмитрия Курляндского, сооснователя творческого объединения «Сопротивление материала» и художественного руководителя Международной академии молодых композиторов в Чайковском, в 2008 году. В основу либретто легли лирические тексты поэта Димитриса Яламаса. В 2011 году опера "Астероид 62" стала победителем конкурса камерных опер имени Иоганна Йозефа Фукса и была поставлена в октябре 2013 года в Граце (Австрия) режиссером Барбарой Байер и дирижером Вольфгангом Хаттингером с музыкантами и певцами университета искусств. В Москве премьера пройдёт 20 декабря.
Название оперы – криптограмма, расшифровка которой приоткрывает завесу тайны над концепцией постановки. Каждый астероид имеет порядковый номер и название. Астероид под номером 62 носит имя Эрато – музы любовной поэзии. Любовь и вечность – вот главные темы, к которым обращаются авторы оперы «Астероид 62». С композитором беседует главный редактор OperaNews.ru.
Каково, на Ваш взгляд, место оперы в современном мире и культуре?
Несколько мест. Самое многолюдное - досуговый центр и туристическая достопримечательность - большое красивое здание с колоннами, буфетами, ложами, песнями и танцами внутри, помесь музея и зоопарка. Менее многолюдное место - клуб по интересам, место для меломанов и операманов - они сравнивают интерпретации и переживают оперу через сравнение. Ну и совсем малолюдное - место, где искусство продолжает задавать себе вопросы, подвергать себя сомнению, саморефлексировать, то есть жить не рефлексами, а рефлексиями. Скорее надо говорить о месте культуры, точнее искусства в современном мире. Наверное, оно окажется приблизительно пропорционально месту оперы в культуре. То есть достаточно заметное, откуда не посмотри.
И это не похоже на театр - в опере разные виды искусства максимально смешиваются - музыка, драма, хореография, изображение - и каждый отдельный компонент отстраняется через другие. В идеале в опере не должно быть неравенства составляющих. Режиссерская опера, о которой всегда так много спорят, как раз отвоевывает у музыки пространство драмы, не залезая на территорию музыки.
В чем сегодня специфика оперы как искусства?
Собственно, один из главных признаков искусства сегодня (в последние десятилетия) это индивидуализация стилей, языков. Сегодня каждый отдельный автор, композитор - это жанр, стиль и даже эпоха. Раньше жанр подчинял себе автора и автор в разной степени принимал или сопротивлялся условиям, продиктованным жанром (я имею в виду готовые модели, общие правила развития материала, правила построения формы). Сегодня автор создает модели, по своему образу и подобию - дальше эти новоиспеченные модели должны доказывать свою состоятельность. Но, как правило, чем больше в модели индивидуальности - тем состоятельнее она.
Пути развития оперы – Ваше видение?
В смешении разных видов искусства, их взаимопрорастании. Но развитие возможно в новой опере, в новой музыке, в старой опере развития быть не может, могут быть только разные интерпретации. В ХХ веке появилось понятие камерной оперы - опера сегодня может быть небольшого формата для голоса с небольшим ансамблем или вовсе соло.
Место композитора в современном оперном процессе.
Без композитора нет оперы.
Как родилась идея этой оперы?
Через текст: сначала было слово, и слово было - лирические тексты Димитриса Яламаса, которые я очень люблю. Я собрал некоторое количество его текстов, которые существовали, это было еще в 2008 году, и пришла идея сделать что-то музыкальное с этими текстами. Я начал думать, что бы это могло быть, постепенно родилась идея четырех персонажей - двух мужских, двух женских - которые размышляют о любви и расставании, о жизни и смерти. Для структуры, которая родилась из размышлений над текстами Димитриса, потребовалось дописать еще некоторое количество текстов, чтобы получилась завершенная, законченная, закругленная структура. Митя дописал три или четыре текста, специально для этого проекта, он и придумал название - “Астероид 62”. Потом я, исходя из идеи, которая у меня была, поработал с этими текстами. Допустим, для первой сцены мне пришлось четыре монолога, полноценных самостоятельных стихотворения “порезать на кусочки” и перемешать между собой. Таким образом, получилась идея “переключения каналов” между кусками монологов. Вот через этот “структурный” подход родилось либретто, которое подвигло меня на создание того, что мы скоро услышим.
Что вы как автор хотите сказать слушателю?
Я хочу, чтобы слушатель сам сказал себе, что он услышал. Хочу создать пространство, ситуацию, в которой каждый откроет что-то свое, не похожее на то, что открылось у соседа. Опять-таки, идея индивидуализации распространяется не только на авторский стиль, но и на восприятие. Наверное, приятно чувствовать как все, чувствовать со всеми, чувствовать некое единение. Но мне это не очень понятно. Я хочу чувствовать так, как никто не чувствует. И я хочу, чтобы каждый чувствовал что-то уникальное, и через это чувствование сам становился уникальным.
Ваше художественное кредо как композитора.
Не идти на компромисс. Компромисс в искусстве - обман. В жизни иногда приходится идти на компромиссы, от этого может зависеть жизнь. Пространство искусства позволяет нам отказаться от компромисса, в искусстве не падают на голову кирпичи и никто не проваливается в канализационные люки. В искусстве мы свободны от компромиссов.
Ваши творческие планы на будущее.
Планов довольно много. Сейчас у меня в работе три заказа: один для совсем маленького состава - дуэт для двух инструментов, который будет играться в Австралии в марте, другой - для довольно большого состава, пьеса для голоса с ансамблем, которая в Дюссельдорфе будет в мае исполняться. И третья вещь - это струнный квартет, который в Германии в ноябре будет исполняться, я только сажусь за работу. И параллельно с этим я работаю в «Электротеатре Станиславский», и мы готовим к следующему сезону выпуск “Синей птицы”, к которой я тоже пишу музыку. Сейчас довольно активное время, очень много работы.
Беседовал Евгений Цодоков