Наверное, Москва просто устала, утомилась, пресыщенная невероятным количеством музыкальных событий, пик которых всегда традиционно приходится на декабрь, ибо концерт знаменитой албанской певицы Инвы Мулы, состоявшийся 12 декабря на сцене Светлановского зала Дома музыки, особого ажиотажа среди широких слоев населения, как ни странно, не вызвал. Однако меломаны, вечно одержимые жаждой новых впечатлений, пропустить этот интереснейший концерт из разряда однозначно «обязательных», понятно, никак не могли.
Еще лет двадцать назад мы сетовали, что зарубежные звезды оперы особым вниманием нас не жалуют. Теперь – совсем иное дело: вокалисты со всего мира просто повалили к нам валом – и это замечательно! Но лишь за последние пять-шесть лет пришло уверенное ощущение того, что и Москва, наконец, весьма основательно и на полном серьезе вступила в клуб оперно-музыкальных столиц мира. В нынешнем сезоне, в котором Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова отмечает свое 10-летие, московский вояж Инвы Мулы включен в программу фирменного абонемента коллектива из трех концертов под названием «Парад сопрано».
На долю единственной его зарубежной участницы выпал центральный концерт названного цикла. В первом – в октябре – мы услышали «всенародно» любимую, а потому абсолютно не нуждающуюся ни в малейшем представлении Хиблу Герзмаву. Последний концерт, запланированный на март следующего года, подарит нам встречу с творчеством Венеры Гимадиевой, молодой, но уже весьма яркой сияющей звезды Большого театра. Все три голоса – сопрано лирические, однако каждый голос – своя чрезвычайно яркая, присущая только ему индивидуальность. И этот абонемент именно тем и хорош, что позволяет если и не ощутить в полной мере, то хотя бы прикоснуться к многообразию существующей в мире лирической палитры женских академических голосов.
На языке цифр московский концерт Инвы Мулы в сопровождении НФОР выглядел так: 2 отделения, 15 исполненных номеров, из них 8 – с солирующим вокалом. А это значит, что в паузах между вокальными номерами прозвучали 7 оркестровых оперных пьес. Это увертюры к «Милосердию Тита» Моцарта и «Норме» Беллини, вступление к «Аттиле» Верди, интермеццо из «Манон Леско» Пуччини, антракт к третьему акту «Кармен» Бизе, а также два фрагмента из опер Массне – «Наваррский танец» из «Сида» и «Медитация» из «Таис», скрипичное соло в которой изысканно тонко и романтически одухотворенно исполнил сам маэстро Спиваков.
Как видим, чистый оперно-симфонический пласт программы предстал достаточно весомым и разнообразным. На этот раз наибольшее впечатление в нем произвели удивительно сочные, философски расцвеченные и драматически акцентированные интерпретации пьес Беллини и Верди. В вокальной же части обсуждаемого вечера, первое отделение которого составил итальянский, а второе – французский репертуар, пальму творческого первенства завоевали интерпретации французских оперных арий. Сегодня звучание голоса Инвы Мулы, перешагнувшей свой 50-летний возрастной рубеж, отличается заметной, но достаточно хорошо «управляемой» спинтовостью, поэтому к психологически тонкой стилистике трактовок французских – по их музыкальному языку – оперных характеров добавилось также и восхитительное драматическое наполнение.
Первые шаги на пути своего профессионального становления исполнительница предприняла еще у себя на родине в 1987 году, выиграв национальный вокальный конкурс в Тиране. Затем последовали победы на международных состязаниях – конкурсе имени Джордже Энеску в Бухаресте и конкурсе «Баттерфляй» в Барселоне. Однако главным штурмом мирового оперного Олимпа стала для певицы победа на первой «Опералии» Пласидо Доминго, состоявшейся в 1993 году в Париже. Мировую известность певице принесло последующее участие в концертах со знаменитым испанским тенором в Париже, Брюсселе, Мюнхене и Осло, но не только это: в 1997 году она озвучила роль Дивы Плавалагуны в нашумевшем фантастическом боевике Люка Бессона «Пятый элемент».
Во второй половине 90-х годов с участием Инвы Мулы были запечатлены для телевидения, а затем и выпущены на видео постановки опер «Медея» Керубини (партия Дирсе), «Пертская красавица» Бизе (партия Катерины) и «Ласточка» Пуччини (партия Лизетты). 2001 год знаменателен для певицы первым появлением в Италии: это был дебют на сцене «Ла Скала» в партии Наннетты в «Фальстафе» Верди, а также партия Джильды в «Риголетто» Верди на сцене «Арена ди Верона» (обе изданы на DVD). Из раритетного французского репертуара в арсенале певицы числится и CD-запись концертной версии оперы Бизе «Иван Грозный» (партия Марии) из зала «Плейель» в Париже.
Позже Инва Мула спела в «Ла Скала» и «Риголетто», и «Травиату» Верди, и Лауретту в «Джанни Скикки» Пуччини, и главную партию в «Манон» Массне (последнюю – в 2006 году). Партия Виолетты, которую кроме «Ла Скала», она исполнила на многих мировых оперных сценах, в том числе и в Париже, считается ее коронной. Среди других ролей певицы – Мими в «Богеме» и Магда в «Ласточке» Пуччини, Адина в «Любовном напитке» Доницетти и Таис в одноименной опере Массне, Маженка в «Проданной невесте» Сметаны и Недда в «Паяцах» Леонкавалло, Амелия в «Симоне Бокканегре» и Дездемона в «Отелло» Верди, Антония в «Сказках Гофмана» Оффенбаха и Микаэла в «Кармен» Бизе, Маргарита в «Фаусте» и Мирей в одноименной опере Гуно.
В последние годы певицу можно было услышать в Венской государственной опере и на фестивале в Оранже, в Париже и Болонье, Марселе и Тулузе, Мадриде и Барселоне, Бильбао и Буэнос-Айресе, Цюрихе и Берлине, Пекине и Монте-Карло. Последним DVD-релизом с участием Инвы Мулы стал «Любовный напиток» 2009 года в Опере Сан-Франциско. Певица выступала также и на сценах других театров США, ее чарующий голос слышали и в Японии. До середины 90-х годов исполнительница использовала двойную фамилию, обусловленную своим бывшим замужеством: в историю «Опералии» она вошла как Инва Мула-Чако, но впоследствии от второй фамилии отказалась.
На сегодняшний день дом певицы давно уже находится в Париже, а нынешний несомненно запоздалый визит победительницы первой «Опералии» в Россию, состоявшийся два года спустя после того, как этот конкурс впервые в 2011 году прошел и в Москве, в вокальный пазл зарубежных гастролеров столицы вписывается на редкость изящно: замыкая двадцатилетний период существования «Опералии» (1993–2013), он словно возвращает к ее истокам. Правда, следует заметить, что для Инвы Мулы нынешнее выступление в столице – не первое (вспомнить хотя бы ее участие в гала-концерте девятилетней давности в Большом зале консерватории по случаю 60-летия маэстро Спивакова, в котором она спела несколько арий в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы»). Совершенно очевидно, что сейчас в Москве мы услышали совсем другую Инву Мулу – певицу, уже не достаточно уверенно ощущающую себя в «чистом» бельканто, но всё еще необычайно мастеровитую в ином репертуаре.
Это показала исполненная на концерте сцена сумасшествия Лючии («Il dolce suono … Spargi d’amaro pianto»), прозвучавшая с финальной стреттой (правда без повтора). Ставшего довольно резковатым голоса певицы в этом номере оказалось «довольно много»: подчеркнутая спинтовость звучания и резкие контрасты штрихов не позволяли в достаточной степени усладить слух филировкой, кантиленным звуковедением и былым блеском колоратуры.
Напротив, лирического голоса певицы для сцены Недды и ее арии «Stridono lassù» из «Паяцев» оказалось «несколько маловато». Исполнение названного номера предстало, пожалуй, единственным формальным моментом вечера. В первом отделении идеальным попаданием в десятку стала прозвучавшая ария Графини «Porgi, amor» из «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Задумчивой меланхоличности этой восхитительной пьесы нынешняя чеканная контрастность голоса певицы придала дополнительный психологический драйв. Музыке, построенной на «математически» точной выверенности, повредить это вовсе не могло: сие исполнение высветило в Инве Муле поразительно тонкого, интеллектуально вдумчивого художника.
Возвращаясь к исполнению сцены сумасшествия Лючии, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на нынешнее «неполное служебное соответствие» певческих возможностей Инвы Мулы вокальным задачам классического итальянского бельканто, предъявленная трактовка этого шедевра Доницетти оказалась весьма грамотно «посаженной на технику» и в музыкальном аспекте, хотя ему и не хватало обволакивающей мягкости и растворения в чарующей стихии звука, предстала достаточно интересной. Но как же встрепенулась душа, когда «достаточный интерес» первого отделения концерта, как уже было отмечено ранее, перерос во второй его части в интерес полный, живой и всепоглощающий!
Планка вокальных впечатлений второго отделения концерта оказалась высоко поднятой на волне филигранной стилистической отточенности интерпретации музыки Массне. Сначала прозвучали сцена и ария главной героини, открывающие второй акт оперы «Таис» («Ah! Je suis seule … Dis-moi que je suis belle»), а затем – два фрагмента титульной партии оперы «Манон» – сцена и ария из второго акта («Allons! Il le faut pour lui-même… Adieu, notre petite table» и популярнейший гавот из третьего («Je marche sur tous les chemins … Obéissons quand leur voix appelle»). Предварительно в афише была заявлена баллада о фульском короле из оперы Гуно «Фауст», но вместо нее прозвучала следующая за ней после речитатива ария Маргариты с жемчугом («Ah! Je ris de me voir si belle»). Блистательное – что сам жемчуг – исполнение этой арии c замечательно выведенными трелями завершило программу вечера на удивительно возвышенной и праздничной ноте.
Но московскую публику ждал и небольшой сюрприз: на бис был исполнен романс Рахманинова «Здесь хорошо»: он прозвучал очень проникновенно, «очень по-русски», с безупречно выверенной расстановкой музыкально-поэтических акцентов. И немножко даже взгрустнулось – отчасти и потому, что в полновесном сольном концерте наша российская встреча с этим удивительным голосом состоялась не двадцать и даже не девять лет назад, когда певица была в Москве в прошлый раз, а лишь только сейчас…
На фото: Инва Мула
Московский международный Дом музыки
Театры и фестивали
Персоналии
Национальный филармонический оркестр России
Коллективы