«Музыка любви»: больше, чем любовь к музыке…

Концерт Агунды Кулаевой и Алексея Татаринцева в «Новой Опере»

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Концерты в «Новой Опере» в сопровождении оркестра театра событиями из разряда редких назвать нельзя, однако редко какое из них оставляет послевкусие той удивительной щедрости музыкальных впечатлений и той необычайно сильной эмоциональной отдачи, на которые оказался способен концерт солистов театра Агунды Кулаевой и Алексея Татаринцева. Их совместный гала-вечер под названием «Музыка любви» состоялся 25 декабря, почти под занавес уходящего года. В этом концерте, несомненно, сошлось всё: высокий профессионализм исполнителей-солистов, представленная ими интереснейшая и необычайно обширная оперная программа, а также великолепное оркестровое сопровождение, которое под чутким взмахом дирижерской палочки Андрея Лебедева своей одухотворенностью и качеством стилистической нюансировки интерпретаций однозначно встало вровень с мастерством певцов.

Необычность этого проекта заключалась и в том, что семейный альянс меццо-сопрано Агунды Кулаевой и тенора Алексея Татаринцева на одной сцене в одном спектакле практически и не встретишь, ведь у каждого – свой репертуар, свои спектакли, свои гастрольные маршруты. На сей же раз сцена «Новой Оперы» оказалась в их полном и безраздельном распоряжении, и от этого выиграли все: и театр, в зрительном зале которого в этот вечер просто яблоку негде было упасть, и публика, давно не слыхавшая в этих стенах ничего подобного, ведь этот концерт не иначе как на уровне европейского уровня качественности охарактеризовать было и нельзя.

И хотя компоновка программы придерживалась линии привычного стандарта (первое отделение – зарубежное, второе – русское), а исполненный репертуар (за исключение лишь одного номера, о котором будет сказано позже) вовсе не был из разряда раритетных, его подборка предстала исключительно «вкусной», «сочной» и «аппетитной» – той, что в преддверии Нового года создала поистине праздничное настроение, той, которую однозначно можно было назвать «радостью меломана» – искренней и беспредельной! Общеизвестно, что когда звучит красивейшая оперная ария, то при ее соответствующем вокальном и эмоциональном наполнении праздник в душе слушателя возникает вне зависимости от того, царит ли в данный момент праздник в душе персонажа, к арии которого обращается исполнитель.

И такие экстатически яркие, психологически притягательные праздники истинно драматических интерпретаций характеров трех оперных героинь в диапазоне от бельканто до веризма подарила в этот вечер Агунда Кулаева. «Триптих» мятущихся женских душ составили известная ария Леоноры из «Фаворитки» Доницетти, не менее известная широкодиапазонная ария Эболи из «Дона Карлоса» Верди и такой совсем уже «убойный шлягер», как романс Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи. Первые два номера певица исполнила в их итальянских редакциях, однако на этом концерте мы смогли оценить и весь изысканно-утонченный шарм обаяния ее французских героинь: в основной части программы прозвучала вторая ария Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса, а на бис – хабанера Кармен из одноименной оперы Бизе. И хотя сегодня в репертуаре театра «Кармен» не числится, партию главной героини этой оперы, спетую певицей на других сценах, давно уже можно уверенно назвать ее визитной карточкой.

На «инструментально»-рафинированный и при этом чувственно-страстный голос певицы именно французский лирико-драматический мелос ложится наиболее впечатляюще – практически идеально. Но до сих пор в моей душе не ослабевает и то поистине фантастическое впечатление, которое произвела глубоко философская, расцвеченная мириадами оттенков трактовка партии Сантуццы, ставшая ее ролевым дебютом в рамках концертного исполнения «Сельской чести» в «Новой Опере» в сентябре нынешнего года. Так что романс Сантуццы, спетый на концерте, эти прекрасные воспоминания лишь воскресил с новой силой.

Четыре фрагмента западноевропейского оперного репертуара в исполнении Алексея Татаринцева предстали не менее яркими и захватывающими. Это и романс Марчелло «Angelo casto e bel» (с предшествующей небольшой сценой) из «Герцога Альбы» Доницетти, и высокотесситурная виртуознейшая ария Дона Рамиро из «Золушки» Россини, и ария Герцога Мантуанского (без стретты) из «Риголетто» Верди, и хрестоматийная лирическая каватина Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно. Такие вот разные и по стилю, и по характерам образы, но в каждом из них певец нашел свою особую интерпретационную изюминку.

«Герцог Альба», хотя при жизни композитора так и не увидел свет рампы, известен в двух редакциях: французской и итальянской. Как следует из приведенной первой строчки, романс Марчелло на концерте прозвучал в итальянском варианте, и в его исполнение Алексей Татаринцев вложил столько лирической страсти и светлого чувства, что отчасти даже напомнил запись исполнения этого романса самим Паваротти, сделанную еще в ранний период его карьеры. И очень отрадно на сей раз было то, что этот единственный оперный раритет в программе вечера достойно засиял и в великолепной трактовке отечественного исполнителя.

На момент публикации интервью с певцом, датируемого 2010 годом, постановки «Золушки» Россини на сцене «Новой Оперы» еще не было, и сейчас – уже по прошествии значительного времени – сравнивая свои впечатления от давней премьеры, в которой участвовал Алексей Татаринцев, и его нынешнее исполнение арии Дона Рамиро, я приятно был поражен тем позитивным переменам в манере звуковедения певца, с которой он теперь подходит к этому изящно легкому, но технически невероятно сложному репертуару. Голос исполнителя стал более подвижным, более пластичным и гибким, в нем словно раскрылась та самая «форманта», которая отвечает за легкость и подвижность эмиссии – и вокальная эквилибристика в арии Дона Рамиро, с которой певец расправлялся на концерте «словно играючи», просто не могла не вызвать восторженных оваций слушателей.

В этом сезоне, незадолго до обсуждаемого концерта, я слышал Алексея Татаринцева в двух постановках театра – в «Любовном напитке» Доницетти (Неморино) и в «Риголетто» Верди (дебют в партии Герцога). Неморино не был дебютом, но лично я встретился с этой партией в его исполнении впервые, и образ наивного простака, мастерски сделанный и актерски, и вокально, предстал лишь одной чрезвычайно весомой ипостасью дарования певца. Герцог Мантуанский – ипостась уже совсем иная: и это снова большая и значимая победа! Я очень рад, что оказался ее свидетелем «заблаговременно», ибо на концерте, в связи с тем, что была исполнена только медленная часть арии, у меня непроизвольно возникло ощущение «недоговоренности», музыкальной неполноты. Эта стретта – достаточно «крепкий орешек» для теноров, и на своем дебютном спектакле певцу удалось раскусить его на все сто процентов.

Наряду с Ленским из «Евгения Онегина» Чайковского, образ Ромео из оперы Гуно – еще одна грань восхитительного лирического дарования певца, еще один образец захватывающей душу кантилены. Исполненная им на концерте каватина Ромео стала, пожалуй, одним из главных откровений представленного тенорового репертуара. Но, несомненно, в русском отделении впечатлили также и уже хорошо знакомая нам ария Ленского, и менее репертуарная песня Левко из «Майской ночи» Римского-Корсакова. Во второй части концерта появились, наконец, и дуэты – Ганны и Левко («Майская ночь»), а также Самозванца и Марины Мнишек («Сцена у фонтана» из «Бориса Годунова» Мусоргского).

Агунде Кулаевой не менее сильное впечатление в сольных номерах второго отделения удалось произвести в интерпретациях как русской музыки XIX века (фундаментально-обстоятельная ария Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского), так и русской (советской) музыки XX века (изумительно прочувствованные песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь» Щедрина). В качестве биса Алексей Татаринцев с блеском спел популярнейший романс Леандро из сарсуэлы Соросабаля «Трактирщица из порта». И если «Сцена у фонтана» в исполнении виновников обсуждаемого «торжества музыки любви» прозвучала как серьезный драматический диалог-противостояние двух сильных оперно-исторических характеров, то залихватская неаполитанская песня «Funiculì, Funiculà» Денцы, исполненная ими в сопровождении оркестра на два голоса, стала изящным, праздничным завершением вечера – завершением, которое в слушательской памяти останется надолго.

Фотография с официального сайта театра

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новая Опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ