Королевский десерт

«Манон» в Ковент-Гардене

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Для меня оперы Массне – как десерт. Развлечение. Удовольствие. И возобновленная постановка Лорана Пелли образца 2010 года - грустно-чувственный шедевр Массне, оригинально созданный для русской оперной дивы Анны Нетребко, - как раз то самое «оперное сладкое». Это длинный, стильный и, отчасти, гламурный спектакль, события которого происходят на фоне мрачного серого холодного туманного Парижа, а казино отеля Трансильвания вообще разместилось в аскетически неприглядном, с острыми асимметричными углами, обширном подвале или бункере, лишенным всяких красок (сценография Шанталя Томаса). Так же и костюмы массовки, за исключением ярких нарядов Манон и куртизанок, исполнены в черно-белом. Может быть, это и хорошо — ничто не отвлекает глаз от главного – пения и актерской игры, хотя отсутствие красок ощутимо, а ожидание красочного разнообразия так и осталось ожиданием.

Зрители, так же как актеры, подвержены влиянием извне. Длинный будничный и тяжелый рабочий день в позеленевшем от постоянных дождей Лондоне – зацвели не только английские газоны, но белые стволы совсем не стройных английских берез, скамьи, ограды и даже некоторые здания, покрывшиеся зеленым налетом – явно располагал к меланхолии, и только огни и тепло Королевской оперы, впрочем, как всегда, приподнял настроение. Но первый акт – не тронул, оставил равнодушным в отличие от второго и третьего, когда стала разворачиваться драма, а накал страстей пошел по нарастающей.

Как де Грие американский тенор Мэттью Поленцани обладает чувствительностью в пении, и, к счастью, ко второму акту его голос расцвел, и ему удалось исполнить свои арии красиво и прочувственно.

В большей части представлений в роли Манон занята албанская певица, утончённой красоты сопрано Эрмонела Яхо, впервые вышедшая на большую сцену в свои семнадцать. Она с бесстрашием и решимостью взялась за эту роль, достаточно убедительно передала, как из суетливой, любящей веселиться девочки, по настоянию родителей, отправившейся в монастырь, ее героиня перерастает в светскую куртизанку. Однако ей, просчитывающей варианты, так и не удалось избавиться от излишней суетливости, не хватает уверенности в себе, сногсшибательности, огня и дерзости светской львицы. Она поет красиво, но не настолько ярко, чтобы безоговорочно очаровывать зрителя на всем протяжении долгой оперы. Мне показалось, что между Мэттью и Эрмонелой не возникло чувственного притяжения, как любят говорить англичане, «химической реакции».

Аластер Майлз как отец де Грие – тверд и резонансен. Леско, кузена Манон, поет норвежец Ойдун Иверсен, и голос его тверд, но скучен. Однако, я помню его другим, лирическим, опять-таки в опере Массне «Вертер», в которой он дебютировал в Королевской опере в 2011 году. Тогда исполнителям удалось создать яркую чувственную драму, настолько правдивую, что этот мир, вне театра, после спектакля, показался нереальным.

Что касается французского дирижера Эманюэля Виллауме, который впервые дирижирует всеми спектаклями «Манон» в Ковент-Гардене, то ему и музыкантам удалось передать пышные оркестровые кульминации Массне, хотя и здесь не хватало огня, а музыка не помогла разгореться страсти между главными героями, как этого хотелось бы.

Мне кажется, английские критики не вправе сравнивать поставку «Манон» четырехлетней давности с Анной Нетребко и Витторио Григоло и их «эротически трепетным дуэтом» с нынешней. Нетребко с Григоло и Яхо с Поленцани – «звезды» слишком разных величин. Однако, это был приятный вечер в Ковент-Гардене, зрители получили свой «десерт», может быть – без пышных розовых цветочков из крема, без излишней сахарной пудры, но – он принес удовольствие! А вечер – удовлетворение!

На фото: Мэттью Поленцани и Эрмонела Яхо в опере «Манон»

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Эрмонела Яхо

Персоналии

Манон

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ