В Государственном Кремлевском дворце 26 февраля пройдет сольный концерт знаменитого драматического сопрано Марии Гулегиной. Программу выступления оперной дивы составят только «любимые и близкие сердцу арии» из опер Верди, Беллини Пуччини и Чайковского. За дирижерский пульт Госоркестра имени Светланова в этот вечер встанет российско-итальянский дирижер Фабио Мастранджело. В разгаре репетиций маэстро ответил на вопросы Анны Ефановой.
Вы много дирижируете российскими оркестрами. Что наблюдаете в них типичного и экзотичного?
Типичное я вижу в том, что музыкантам в России приятно и интересно играть музыку. Несмотря на сумасшедшее расписание, они могут собраться во время концерта и исполнить произведение так, как будто не работали над ним прежде, а отдыхали неделю.
Экзотичен для меня «внутренний сканер» российских музыкантов. Они способны понять за пару минут с дирижером какого профессионального уровня имеют дело. Если зауважают, то Вы достигните вместе любой вершины. Если нет — жди «нехорошего»: к примеру, отсутствия дисциплины в оркестре или чего-то еще.
С Вами случалось «нехорошее»?
Слава Богу, нет. Возможно, потому что достижение итоговой цели мне нравится осуществлять совместными усилиями. Получить качественное исполнение жестокостью нельзя, также как и превосходную дисциплину. Музыканты в оркестре ведь хорошо играют не потому, что я такой гениальный, а они — рабы.
Когда Вы встаете за дирижерский пульт неизведанного Вами ранее коллектива, что стараетесь понять для себя?
Я перестал задаваться этим вопросом. Раньше — да, когда был немного моложе: Как работать с оркестром вначале? Как общаться с музыкантами потом? Пока я так думал — уже проходило полчаса от работы. Во время учебы в Северной Америке мне показали, что репетиция — дорогое удовольствие. Поэтому теперь я стараюсь не тратить время зря, а использовать его по максимуму, как могу.
Если музыканты оркестра Вам хорошо знакомы, Вы предаете забвению свои воспоминания на время исполнения?
Я всегда испытываю абсолютное удовольствие от того, что могу не рассказывать отличным музыкантам, где «до» и «ре». Бывают минуты, когда все становятся невнимательными и физически устают после интенсивной репетиции. Но в такие моменты я рассказываю хороший анекдот, и он помогает в мобилизации.
Каким должен быть современный дирижер, живя в стране с безграничными возможностями, по Вашему мнению?
Демократичным и сильным руководителем, который понимает, что времена кричащего Тосканини закончились давным-давно. Уважение к музыкантам — пароль для нынешней успешной работы дирижера. Лидер всегда должен понимать, что делать и как подхватить, приободрить других.
Вы знакомы с оркестрами Большого и Мариинского театров. Сравните, их, пожалуйста.
История оркестра Большого театра знает перемены главного дирижера и музыкального руководителя. Естественно, музыкантам нужно время, привыкнуть к новому управляющему и создать автоматические связи в совместном понимании. Увы, это происходит с опозданием, если сравнить оркестр Большого театра с оркестром Мариинского, где музыканты знают дирижера в течение 25 лет. Питерский оркестр более мобилен, потому что там каждому ясны намерения в интерпретациях Валерия Абисаловича. Они могут играть программы практически без репетиций. Не тратить много времени на процесс понимания — там все очевидно сразу и абсолютно всем.
Объединение московской и петербургской школ возможно? Сейчас оркестр Большого театра возглавил Туган Сохиев, часто дирижирующий в Мариинке.
Ни в коем случае. Они должны быть разными, чтобы был интересен мир музыки вокруг нас. Когда я был маленьким, то в Италии существовало много разных магазинов. Там, где ты брал хлеб — не мог найти молоко. Там, где взял молоко — не отыщешь мясо. Сегодня известны магазины, где можно купить все: они полезны, но похожи друг на друга. Также и в театрах: если любишь большое и без лица, тогда, пожалуйста — объединяй их. Если поменьше и с личностью — лучше без этого обойтись.
Сотрудничество коллектива ГАБТа с Валерием Абисаловичем новый главный дирижер назвал «мечтой». Каково Ваше мнение?
Появление Валерия Абисаловича в любом мировом оркестре — приятное и незабываемое событие. Я не сомневаюсь, что и для Большого театра его приезд и работа обозначили бы очень полезный момент. Я помню, как положительные изменения наметились в оркестре Большого театра после сотрудничества с Юрием Темиркановым. Отличное звучание коллектив показал при Александре Ведерникове, когда они приезжали с симфонической программой в Санкт-Петербург.
Вы считаете необходимой конкуренцию между российскими оркестрами?
Да, конечно. Каждый оркестр пытается быть лучшим благодаря своим сильным руководителям, которые могут им помочь. Сейчас в России, как минимум девять таких коллективов: оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича, оркестр Мариинского театра, Госоркестр имени Светланова, оркестр «Новая Россия», Национальный симфонический оркестр, оркестр имени Чайковского, Новосибирский оркестр, оркестр Екатеринбурга и Казанский оркестр.
Российский национальный оркестр не вошел в Ваш рейтинг сознательно?
Да, потому что мне показалось, что он недостаточно веселый. Музыканты прекрасно играют, но почему-то слишком серьезно. Как только я увижу простоту и удовольствие в их исполнении, то, естественно, изменю свое мнение. Михаил Плетнев превосходно подошел к профессии дирижирования, но, как пианист, он остается несравним.
Что скажете о конкуренции российских дирижеров?
Она совпадает с конкуренцией врачей, инженеров, архитекторов, футболистов в России.
Соперничество между руководителями оркестров стимулирует Вашу работу или тормозит развитие?
Скажу честно: я не привык обращать внимание на «соперников». Если после концерта или спектакля скажут, что Мастранджело лучше того или другого дирижера, то мне будет приятно несколько минут, но потом я об этом забуду. Для меня всегда важнее то, что считаю сам.
Как Вы будете руководить Госоркестром имени Светланова, которым продирижируете на ближайшем концерте?
Как и всегда — с удовольствием. Это очень профессиональный и дисциплинированный коллектив.
Госоркестр звучит иначе при Владимире Юровском, чем при Марке Горенштейне?
Ничего личного, но тогда и теперь я действительно слышу разницу. При Горенштейне оркестр звучал по-советски — солидно и конкретно. При Юровском в оркестровом звучании чувствуется международный опыт и европейская музыкальная эстетика.
Пение Марии Гулегиной Вы впервые услышали в Италии?
Да, в 1992 году. Это была постановка «Тоски» Пуччини в миланском театре «La Scala». Мария Гулегина пела главную партию, а Риккардо Мути дирижировал оркестром.
Через 15 лет Вы встретились в той же «Тоске» на сцене уже Мариинского театра.
Тем памятным для меня спектаклем должен был дирижировать Валерий Гергиев, хотя я участвовал в репетиционной работе. Но в день показа маэстро задержался в Сочи и я встал без предварительного прогона за дирижерский пульт. За несколько минут до спектакля я узнал, что первый кларнет сыграет в этот вечер «Тоску» Пуччини впервые. А Мария, как сейчас помню, задала два вопроса: Итальянец ли я и дирижировал ли раньше оперой. Получив утвердительные ответы, она сказала, что все пойдет нормально и действительно у нас вышел чудесный спектакль.
Какой будет программа этого концерта?
Фрагменты из «Бала Маскарада» и «Набукко» Верди, «Тоски и «Манон» Пуччини, «Нормы» Беллини. Будет звучать и русская музыка — арии из «Орлеанской девы» и «Пиковой дамы» Чайковского. Наверное, что-то еще.
Судя по Вашей реакции, Вы с особым трепетом ожидаете этого выступления.
Да, я жду его с нетерпением. Давно люблю Марию, особенно как исполнительницу музыки Верди и Пуччини. Обожаю Госоркестр имени Светланова с самой разной музыкой. Надеюсь, что февральский концерт пройдет очень хорошо.
Беседовала Анна Ефанова